Меню Международный номер издания ISSN: 2409-4455
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2020 » Август » 19

Формирование познавательной активности обучающихся

Арефьева Людмила Владимировна
Кузьмина Евгения Рафаельевна

ГПОУ «Беловский многопрофильный техникум», г. Белово, Кемеровская область

Аннотация: Обсуждаются проблемы подготовки преподавателей к работе в изменяющихся педагогических ситуациях и роль фундаментальной научной и дидактической подготовки.
Ключевые слова: подготовка преподавателей, дидактика предмета, методическая компетентность.


Каждая методическая разработка педагога, применяемые технологии и приемы, используемые в образовательной деятельности направлены на реализацию ФГОС в образовательном процессе.

Ежедневно каждый преподаватель ставит перед собой цель не только передать каждому обучающемуся знания, но и вооружить умением учиться. Для достижения этой цели у каждого преподавателя имеется «методическая копилка», где хранятся разработки уроков, конспекты лекций, карточки-аншлаги, ситуационные задачи, тестовые задания и другие образовательные ценности. Многие преподаватели уже начали создавать всю свою документацию на компьютере в виде электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК).

Главная задача развития образовательных технологий заключается в возможности получения доступа к информационным ресурсам и обеспечение информационного взаимодействия. Большое достоинство ЭУМК заключается в хранении видео уроков, тестов и презентаций к каждой лекции. Тесты, которые включаются в ЭУМК, предполагают выбор правильного или неправильного ответа из нескольких представленных, могут быть полезными для определения начального уровня знаний и конечных тестов после изучения уроков. Внедрение УЭМК в процесс обучения создает совершенно новые педагогические инструменты, предоставляя, тем самым, и новые возможности. Всем известно, что самостоятельная работа продуктивна лишь в активно-деятельностной форме, следовательно, нужно внедрение методик и подходов, которые развивают формы обучения и усиливают мотивацию обучающихся.

Для заинтересованности обучающихся применяем в своей работе педагогические технологии такие как: технология проблемного обучения, развитие критического мышления, проектная деятельность, информационно-коммуникативные технологии.

Технология проблемного обучения заключается в создании проблемной ситуации, для решения которой необходимо обучающимся не только иметь профессиональные знания и навыки, но и развивать творческую и мыслительную деятельность. Такие ситуации можно создавать на всех этапах обучения: при повторении, объяснении, закреплении и рефлексии. Ситуации располагаю в виде ситуационных задач и карточек-аншлагов. Преимущество этой технологии заключается в самостоятельном поиске решения проблемы обучающимися.

Технология критического мышления позволяет повышать работоспособность у обучающихся, за счет постоянного поиска информации. В основе ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз: вызов, осмысление и рефлексия. Преимущество технологии критического мышления заключается в том, что обучающийся должен настроиться, запомнить полученные знания, затем ознакомиться с новым материалом и успешно его использовать.
Приемов и методик очень много, но в нашей методической копилке часто применяются такие как: прием «Инсерт», «Кластер».

Прием «Инсерт» для самостоятельного усвоения материала. Преподаватель обращается с просьбой по ходу чтения лекции делать в тексте пометки:
V- эту информацию знал, знаю, вспомнил; + - это новая для меня информация; ? - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.
Прием «Кластер» - это творческий путь к графической структуре лекции, который позволяет визуализировать те мыслительные процессы, которые происходят, когда они погружены в тему. Эти приемы очень актуальны и эффективны при объяснении нового материала.

Технология проектная деятельность заставляет обучающихся самостоятельно применяя свои умения и знания создавать проекты на выбранную тему, при помощи критического и творческого мышления. Проект – это самостоятельная, творческая работа обучающегося, которая соответствует его возрастным возможностям и выполненная в согласовании с обобщенным методом проектирования: от мысли до ее реализации в действительность. Это очень сложный вид деятельности, и чтобы достичь цели, обучающимся нужна помощь высококвалифицированного преподавателя.
Информационно-коммуникативные технологии применимы для создания презентаций, электронного словаря, интернет-олимпиад, для дистанционного обучения. Интернет является отличным источником информации, который обновляется ежедневно. В последнее время в Интернете появились множество образовательных сайтов и порталов, форумов, сетевых ресурсов по различным темам и онлайн-сообществ преподавателей.

Главной целью современных информационных технологий обучения являются разработка интерактивных сред управления действием познавательной деятельности, доступа к передовым информационно-образовательным ресурсам (электронным учебникам, разным базам данных, и другим источникам).

Информационные технологии, часто применяемые в учебном процессе, можно разделить на группы:
1) сетевые технологии, использующие локальные сети и глобальную сеть
2) технологии, ориентированные на локальные компьютеры

От педагогического мастерства преподавателя зависит, насколько реализуется формирование познавательной активности обучающихся на уроках. А помогают формированию разные технологии, приемы и способы, методы, которые применяются на различных этапах урока.

Список литературы
Галактионова Т.Г. Технология развития критического мышления. Методы работы с текстовыми источниками информации// Школьная лига РОСНАНО. 2013. URL http://www.schoolnano.ru/node/8964 (дата обращения 19.08.2020)
Шивырева Е.Г. Прфессиональная компетентность учителя – главный ресурс формирования познавательнгой активности, интеллетуальных и творчесских способностей школьников. 2017. URL https://infourok.ru/statya-metodicheskaya-kopilka-uchitelya-3185998.html (дата обращения 19.08.2020)
Климова Е. П., Попова Т. А. Приёмы развития критического мышления на уроках литературного чтения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 19. – С. 159–163. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56274.htm. (дата обращения 19.08.2020)
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar