- 29.09.2020
- 3534 Просмотра
- Обсудить
«Белорусский государственный университет культуры и искусств», Республика Беларусь, г. Минск
Научный руководитель – Рогачёва О.В., кандидат педагогических наук, доцент
Аннотация: ключевые аспекты формирования имидж преподавателя средствами арт-терапии.
Ключевые слова: имидж, имиджелогия, арт-терапия, стереотип, педагог, самопознания.
Современные интернет платформы, позволяют сегодня рассмотреть огромное количество информации относительно траектории социального развития народов мира. Человек сталкивается с абсолютно противоречивыми взглядами на жизнь, новыми сферами деятельности, устройством быта, выстраиванием связей для коммуникации. В общество проникают новые понятия, формы существования, мировые тенденции, культурные аспекты. Всё это способствует изменению жизненного уклада социума, становлению мульти культурного общества. Одной из таких новых категорий является понятия «имидж». Сегодня в обществе мы часто слышим и оперируем таким термином, однако вкладываем мы в это понятия, совершенно разные смыслы. Одни полагают, что имидж — это то, как мы преподносим себя в обществе, другие думают, что имидж — это определенный набор внешних составляющих и правил поведения, которому они должны следовать, третьи соотносят понятие имиджа с мнением о себе.
Термин имидж происходит от английского слова «image», которое, в свою очередь, происходит от латинского «imago». Причем, в английском языке слово «image» имеет как минимум 5 значений («образ», «статуя (идол)», «подобие», «метафора», «икона»). Однако, чаще всего используется значение — «образ» [3; С. 248-251]. Впервые начали использовать этот термин в 60-е года XX века в сфере рыночных отношений.
Сегодня этот термин имеет огромное количество определений. Российский Исследователь В.М. Шепель определяет имидж как визуальный образ [6]. Исследователь А.Ю. Панасюк, определяет имидж как мнение [4]. Английская писательница Полли Берд, говорит: “имидж – это наша визитная карточка, общая картина нашей личности в глазах окружающих, которая складывается из многих компонентов: что мы говорим, как мы смотрим, одеваемся и действуем [2].
Опираясь на представленные подходы, можно сделать вывод, что имидж это – образ, который рождается у человека по средствам взаимосвязи внешнего и внутреннего его содержания.
Имиджелогия новая отрасль, которая образовалась на стыке философии психологии, культурологии, теории моды и других дисциплин. К сожалению, в Беларуси разработкой этого вопроса начали заниматься не так давно и специалистов в этой сфере не существуют.
Сегодня имидж преподавателя играет важную роль. Ведь от него зависит статус самой профессии на рынке труда, уровень образования подготовки кадров, и многих других составляющих.
Обратить должное внимание на имидж преподавателя заставили социальные преобразования, которые ставят педагогов в ситуацию необходимого создания имиджа. Наша система образования, уделяет достаточное внимание умственному совершенствованию педагогов, но не затрагивает факт личностного развития, внешней привлекательности, этики, самооценки.
Имидж важная составляющая для любого человека и для педагогов в том числе. Если не получиться осознать имидж самому, то за вас это сделает общество и стереотипы.
Не просто выделит и структуру имиджа, в связи со многими подходами к изучению этого вопроса. Обратимся к классификации Шепеля, который выделял 3 составляющие:
1. Умение нравиться другим людям, это коммуникативные характеристики человека, сопереживание, понимание, красноречие
2. Качества, характеризующие личность с точки зрения образования и воспитания — это нравственные ценности, психическое здоровье, стрессоустойчивость, умение разрешать конфликтные ситуации
3. Качества, которые определяются профессиональным и жизненным опытом и интуицией личности [6].
Исходя из данной классификации, можно выделить слагаемые имиджа:
внешний вид, тембр голоса, манеры поведения, этика, стиль руководства, благоприятное самочувствие, ценностные ориентации, внутренние установки, отношения с социумом, гибкость, мобильность, адаптивность, компетентность, такт, сопереживание, всё это, является составляющими имиджа преподавателя спец дисциплин и безусловно влияет на студентов. Завоевав авторитет, педагог имеет больше рычагов воздействия, что вполне реально отразиться на результате работы. Мнение, которое, о вас сложили окружающие, будет определять их готовность действовать в отношении вас.
Ученые действительно выделяют тот факт, что имидж педагога это сложившийся стереотип образов и представлений. Однако и сами педагоги не всегда заинтересованы в создании личностного имиджа. Современными исследователями выявлены противоречия в значимости личностного имиджа для учеников и учителей, по данным в списки 10 профессионально-значимых качеств учителя в конце 20 столетия имидж занимает второе место с точки зрения детей и лишь 8 с точки зрения самих учителей. Возможно это происходит из-за того, что педагоги сталкиваются с ситуациями, когда в неформальном обществе люди без особого усилия «вычислят» их профессию.
Однако ситуация в обществе меняется, а, следовательно, изменениям подвергается и педагог. Для того чтобы он мог осуществлять задачи, которые сегодня перед ним стоят: сделать свои предметы интересными для всех, привить интерес к знаниям, помочь учащимся раскрыть свои возможности, активизировать их познавательную деятельность, а также реализуется основное направление процесса воспитания: формирование патриотизма, гражданственности, толерантности, духовно — нравственной, социально — активной личности.
Арт-терапия сегодня одно из самых популярных направлений, которое включено во всевозможные курсы личного роста, человеку интересно узнавать себя, изучать не только с биологической, но и психологической точки зрения. А главной целью арт-терапии является гармонизация психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания. Перенесём эту мысль, на преподавателя спец дисциплин, и сделаем вывод, что гармонично развитый преподаватель, который познал себя, создаст имидж, который будет благоприятно сказываться на его работе.
Методика арт-терапии базируется на убеждении, что внутреннее содержания человека отражаются в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру, в ходе чего происходит гармонизация состояния психики. Арт-терапия помогает взрослому человеку, погрузиться в творческое пространство и выявить на бессознательном уровне ряд проблемных областей, решив которые формируется та самая гармоничная личность.
Создать имидж у взрослого опытного человека, который обладает запасом жизненного, бытового, профессионального опыта, не просто. При выстраивании занятий необходимо учитывать основные положения возрастной психологии и андрогогики. Большим спросом будут пользоваться такие техники арт-терапии как: изо-терапия, коллаж, моделирование, работа с глиной тестом, пластилином, с чернильными пятнами. Арт-терапия в сочетании с драма-терапией, музыкой.
Можно сделать вывод, что занятия арт-терапии помогут педагогу спец дисциплин сформировать современный позитивный имидж, что приведёт его к профессиональным успехам, к гармонизации себя и общества, формированию позитивного мышления, а как следствие и улучшить благосостояние нации.
Литература
1.Бегларян И. С. Современные требования к урокам специальных дисциплин в контексте профессиональной подготовки педагога-музыканта [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 100-101. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9313/ (дата обращения: 21.09.2020).
2.Берд, П. Продай себя: Тактика совершенствования Вашего имиджа / П. Берд. Минск, 1996.
3.Великанов В. В., Родькина М. В. Имидж лидера: составляющие индивидуального стиля руководителя // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 248-251. — URL https://moluch.ru/archive/150/42449/ (дата обращения: 15.09.2020).
4. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники / А.Ю. Панасюк. - М.: Омега-Л, 2007
5.Перелыгина Е. Б. Психология имиджа. — М.: Аспект-Пресс, 2002. — 223с.
6. Шепель В. М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 472 с.
Теги
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.