Меню Международный номер издания ISSN: 2409-4455
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2020 » Ноябрь » 9

Особенности использования интерактивной песочницы iSandBOX в образовательном процессе ДОО

Прокопив Светлана Александровна, преподаватель
ОБПОУ «Обоянский педагогичекий колледж», г.Обоянь,Курская область

Аннотация: статья посвящена особенностям использования интерактивной песочницы iSandBOX в условиях образовательной организации. В статье можно увидеть основные принципы построения работы с песочницей, получить небольшие рекомендации- с чего стоит начать планировать свою деятельность. Подробно описывается программное обеспечение, а так же особенности режимов.
Ключевые слова: интерактивная песочница iSandBOX, песок.


Все чаще мы слышим о внедрении информационно-инновационных технологий в дошкольное образование. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования побуждает педагогов ДОО к поиску новых, интересных методов, форм и технологий которые обеспечили бы комфортное пребывание в ДОО. Одной из таких технологий является песочная терапия, — самый органичный, привычный и хорошо знакомый для ребенка способ выражения своих переживаний, исследовать мир, выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми. Наиболее интересной для ребенка игра с песком становится, если она оснащена инновационными технологиями. Современным изобретением в этой области является интерактивная песочница iSandBOX, в состав которой входит песок, – универсальное средство для творчества и терапии, которое оказывает развивающее воздействие на детей и применяется практически во всех образовательных областях образовательного стандарта.

В такие моменты у дошкольника появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, принимает на себя те социальные роли, которые ему интересны и в то же время учится работать и добиваться цели.

Интерактивная песочница является помощником на занятия. Это универсальный комплекс для обучения и развития. Интерактивная песочница ориентирована как на проведение индивидуальных занятий, так, и на групповые, с небольшим количеством детей. Взаимодействие с сыпучими материалами стимулирует нервные окончания на кончиках пальцев ребенка, что активизирует нервную систему и помогает развитию сенсорного восприятия. В режимах интерактивной песочницы используются яркие цвета, что помогает дольше удерживать внимание ребенка на задании и тренировать его память. Песочница iSandBOX позволяет здесь и сейчас продемонстрировать процессы эволюции земной поверхности, которая происходила в течении многих миллионов лет, проследить за ледниковым периодом и извержением вулкана. Можно изучать размеры, цвета, формы, группировать предметы по некоторым признакам. Есть возможность управлять различными объектами, например, боевыми машинами или источником воды. Стоит отметить, что в режиме реального времени можно строить и изменять свой собственный мир, объяснять детям, чем отличаются друг от друга водоемы, что такое вулкан и почему происходят извержения.

Первое занятие необходимо начинать со знакомства с песком, с тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком. Следующий шаг - научить ребенка ставить ладонь на ребро и удерживать ее в таком положении. Через некоторое время дети стараются составлять отпечатками рук различные геометрические фигуры, что способствует лучшему усвоению знаний о форме, сенсорных эталонах цвета и величины. Важно помогать детям делать самомассаж песком: перетирать его между пальцами, глубоко зарывать в песок руки. Все это позволяет перейти к упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики. После обучения детей манипуляциям с песком можно переходить к предметному конструированию. Можно строить природные ландшафты: реки, озера, моря, горы, долины, по ходу объясняя сущность этих явлений. Постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании. Все песочные картины должны хорошо сопровождать рассказами педагога. При этом дети манипулируют деревьями, животными, транспортом и даже домами. Такие занятия развивают не только представления об окружающем мире, но и пространственную ориентацию. Параллельно можно писать на песке. Детям не страшно ошибиться, можно легко исправить, если допустили ошибку. Как только дети освоили прием "ребро ладошки" необходимо приступить к постановке сказок на песке - могут быть как народные сказки, так и авторские. Рассказывая сказку, ребенок манипулирует с фигурками, выполняя движения происходящие в сказке. Постепенно дошкольник учится соотносить речь с движением персонажей и начинает действовать самостоятельно. С помощью игр на песке можно изучать основы грамоты и счет.При работе с интерактивной песочницей ребенок использует обе руки, порой одновременно, что положительно влияет на развитие полушарий.[3,с 491-494.]

Песочница iSandBOX состоит из большой рамы, проектора, сенсора определения глубины и программного обеспечения, работающего на основе технологий дополненной реальности. Над песочницей установлен проектор и датчик определения глубины, который замеряет расстояние до песка и накладывает на него, изображения, которые видоизменяются при непосредственной работе участников, поскольку компьютерная программа моментально реагирует на действия игроков.

Управлять современным оборудованием достаточно легко, в этом нам помогают кнопки на панели или планшет. Эта возможность разрешает менять объем и темп обучающего материала: можно ставить режимы на паузу, менять структура ландшафта. Программное обеспечение интерактивной песочницы iSandBOX включает в себя 16 режимов работы, а если этого не достаточно, то дополнительно можно купить еще 5.

Остановимся подробно на каждом из них:

«Ландшафт»
На рабочее поле песочнице проецируется макет земной поверхности. Используя данный режим можно закрепить знания о водоемах, суше, плодородных и засушливых землях, горах и равнинах нашей планеты.

«Времена года»
На песочное пространство проецируются изображения различных явлений природы, разделенные по месяцам. Можно менять скорость, и повторять трансляции времен года в зависимости от психологических или педагогических задач. Изображения сопровождается звуками живой природы. Используя данный режим можно закрепить, знания о временах года, природных явлениях живой и не живой природы.

«Вулкан»
Для использования этого режима необходимо в центе песочницы выстроить коническую форму, соблюдая пропорции и высоту. Чтобы получился вулкан необходимо сделать углубление-жерло. На будущий вулкан подается сигнал с проектора, и постепенно вулкан начинает оживать. Используя данный режим можно закрепить, расширить знания о смене времен года, природных явлениях живой и не живой природы. Используя данный режим можно формировать, закреплять, расширять знания о вулканах, а так же об изменениях теплового режима.

«Сафари»
На рабочую поверхность проецируется изображение сафари. Участник формирует картину в песочнице, где могут возникнуть горы, тропические леса, джунгли, водоемы. Здесь можно увидеть растительность тропиков и субтропиков, зверей, птиц, жителей водоемов. Благодаря режиму «Сафари» у дошкольников множество возможностей. Режим активно насыщен звуками природы, что благоприятно способствует развитию творческого потенциала дошкольников. В процессе занятий в режиме «Сафари» у дошкольников формируются представления: о животных саванны, расширяются и закрепляются знания о строении тел животных, о пищевой цепочки и т.д.

«Формы и цвета»
На рабочее поле проецируется цифры и геометрические фигуры – треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, раскрашенные в разные цвета. Во время работы можно изменяться их размеры и количество. Формы необходимо углублять в песок или возвышать над поверхностью. При работе с режимом «Формы и цвета» у дошкольников формируются представления, расширяются и закрепляются знания о геометрических фигурах и формах, размерах. Данный режим можно использовать на занятиях по математическому развитию.

«Воздушные шары»
На рабочее пространство проецируется рамка случайного цвета. По полю двигаются шары с определенной скоростью, регулируемой в настройке режима. Размер и количество которых определяются сложностью уровня. Перед ребенком стоит задача хлопнуть шарик того цвета, которым горит окантовка. При успешном выполнении задания игроку добавляются очки, в противном случае они исчезают. В процессе освоения режима «Воздушные шары» расширяются знания детей о цветах и формах, скорости и величине, ориентировки в пространстве.

«Долина бабочек»
На рабочую поверхность с любым ландшафтом проецируется фантастическая история появления на земле монстров, которые при бездействии ребенка, сжигают все на своем пути. Однако при наведении кистей рук, на двигающихся монстров, они исчезают, а на их месте появляются бабочки, по следам которых появляются цветы. В процессе занятий в режиме «Долина бабочек» у дошкольников формируются представления, расширяются и закрепляются знания о создании и разрушении, добре и зле, проявляется сопереживание ко всему живому.

«Художник»
На рабочее поле проецируется цветовой спектр, который превращается в палитру при достаточном углублении и при возвышении над поверхностью песка. Рисование в этом режиме предусматривает создание на песке различных предметов, а регулируя высоту или глубину можно раскрашивать эти предметы в различные цвета. Данного режима у детей появляются изобразительные навыки, формируются знания о контуре, фоне, цвете и видах изобразительного искусства.

«День и ночь»
На рабочее пространство песочницы одновременно проецируется день и ночь (для сравнения) либо по очереди, чтобы сфокусироваться на одном времени суток. Используя данный режим на развивающих занятиях у детей формируются знания: о смене дня и ночи, так же можно формировать знания и деятельности детей в определенны промежуток времени.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что игры с использованием песочницы из г.Томска iSandBOX – интересные и увлекательные занятия, а так же использование этого оборудования повышает познавательную активность и положительно влияет на эмоциональное состояние детей.

Список литературы:
1. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с
2. Методическое обеспечение iSanBox
3. Одарченко, Ю. Н. Использование интерактивной песочницы в ДОУ Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 491-494.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar