Меню Международный номер издания ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2020 » Ноябрь » 24

Организация самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучения: из опыта работы

Григорьян Эллада Абеловна, преподаватель высшей квалификационной категории
ГБПОУ «Серафимовичский техникум механизации сельского хозяйства»

Из-за распространения коронавирусной инфекции Министерство просвещения РФ рекомендовало региональным властям перейти на дистанционный формат обучения. Исключением не стал и наш техникум. Что же представляет собой дистанционное обучение? Термин «дистанционное обучение» включает в себя два понятия: дистанционное и обучение. «Дистанционное» трактуется в словаре как совершаемое на расстоянии. Обучение – процесс взаимодействия между преподавателем и студентом, в результате которого у обучаемого формируются знания, умения, навыки (ЗУН). Задача современной системы образования состоит не столько в том, чтобы сообщить как можно больший объем знаний, сколько в том, чтобы научить обучающихся добывать эти знания самостоятельно.

В условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки в связи с распространением новой коронавирусной инфекции требуется принципиальное изменение организации образовательного процесса: замена пассивного слушания и конспектирования учебного материала возрастанием доли самостоятельной работы студентов. Важно подчеркнуть, что учение студента – это систематическая, управляемая преподавателем самостоятельная деятельность студента, которая становится доминантной. Именно организация самостоятельной работы является одной из главных особенностей дистанционного образования. При дистанционном обучении обучающиеся отходят от привычной системы обучения, так как значительную часть учебного материала они изучают без преподавателя. Это требует от них большей самостоятельности и четкой организации своего рабочего дня. Особая ответственность при этом ложится на преподавателя, который не только выступает в роли консультанта по определенному предмету, но одновременно помогает учащимся построить индивидуальную образовательную траекторию, определить глубину необходимого знания и обозначить круг его источников. Условия проведения дистанционного урока могут различаться по режиму взаимодействия преподавателя с обучающимися: в режиме он-лайн с обучащимся, одновременно находящимся у автоматизированного рабочего места; в режиме офф-лайн. В этом случае фактор местонахождения и времени не является существенным, так как все взаимодействие организовывается в отложенном режиме. При разработке дистанционного занятия следует принимать во внимание изолированность студентов. Учебные материалы должны сопровождаться необходимыми пояснениями и инструкциями. Должна быть предусмотрена консультационная зона, которая позволит студенту задавать вопросы. Так, например, по учебной дисциплине Обществознание, я даю четкие рекомендации по изучению учебного материала и выполнению заданий. На своей дисциплине я использую разные формы самостоятельного изучения учебного материала, поскольку не у всех студентов есть возможность использовать интернет в полном объеме из-за низкой скорости.

Исходя из собственных предпочтений, студенты самостоятельно выбирают форму изучения одного и того же материала. Так, при изучении темы «Мораль как регулятор социального поведения», я предлагаю следующий алгоритм действий:
1. Запишите тему занятия в тетрадь
2. Запишите план занятия.
3. Изучите теоретический материал (при этом даю либо готовый материал, либо ссылку на него в интернет-источнике)
4. После изучения теоретического материала студентам необходимо выполнить следующие задания: заполнить таблицы, составить схемы, ответить на вопросы и т.д.
5. После выполнения заданий, сфотографируйте ваши материалы.
6. Фото выполненных работ отправляется преподавателю на проверку по электронной почте.
7. В случае, если вы не успеваете выполнить задание вам необходимо связаться с преподавателем и предупредить его о том, что вы не можете по объективной причине его выполнить в срок. При этом вы указываете срок, когда сможете задание выполнить и присылаете удобным вам способом (по электронной почте, WhatsApp).

Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Обучающийся должен видеть полезность выполняемой работы. Важным условием является контроль результатов деятельности студентов. Для отслеживания успеваемости применяется ведомость, куда ежеурочно фиксировалась информация о видах работы на конкретном уроке, выставлялись отметки. Подобная ведомость, которая после уроков отправлялась всем в беседу в «Вконтакте», оказалась очень кстати. Каждый студент видел картину своей успеваемости, не допускал появления долгов. Туда же заносилась информация всех выполненных студентами работах.

Для работы со студентами, которые имеют доступ к сети интернет в полном объеме, я использую образовательную платформу «Российская электронная школа». Эта платформа может подойти для любого преподавателя, работающего на базе основного общего образования. Студенты имеют возможность в свободном доступе ознакомиться с видеороликами по теме занятия, конспектом учебного и дополнительного материала, выполнить тренировочные и контрольные задания по вариантам. Но для прохождения проверочных заданий студентам необходимо зарегистрироваться. После чего они делают фото с результатами выполненных заданий и преподавателю даже не надо выставлять оценку, поскольку за него это делает компьютер. Таким образом, у студентов есть возможность выбрать, как ему самостоятельно изучать материал программы. При этом следует обратить внимание на то, что в современных условиях педагога не заменяют компьютерами и новыми информационными технологиями (НИТ), а лишь изменяют при этом его роль. Так, если в традиционном образовании преподаватель большую часть времени уделял чтению лекций, то в образовании, построенном на НИТ, во многом меняется содержание его деятельности. Таким образом, использование сетевых образовательных ресурсов в повседневной практике преподавателя дает возможность разнообразить используемые учебные материалы, организовать учебную деятельность студентов с учетом их индивидуальных особенностей.

Список информационных источников:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс] от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Никуличева Н.В. Методика разработки дистанционного курса // Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе: материалы Международной научно-практической интернет-конференции, г. Москва, 24 апреля – 12 мая 2020 г. / под ред. Л.Л. Босовой, Д.И. Павлова [Электронное издание сетевого распространения]. – Москва: МПГУ, 2020. – С. 665- 695 Режим доступа: http://никуличева.рф/wordpress/wpcontent/uploads/2020/09/Никуличева_МПГУ_май-2020.pdf
3.Никуличева Н.В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации: практ. пособие / Н.В. Никуличева. — М.: Федеральный институт развития образования, 2016. – 72 с Режим доступа: http://никуличева.рф/wordpress/wp-content/uploads/2017/01/Никуличева_ВнедрениеДО-в-ОО.pdf
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar