- 11.12.2020
- 7359 Просмотров
- Обсудить
ОАПОУ «Дмитриевский агротехнологический колледж»
В нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно.
ЭОР (ЦОР) - специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) (1).
Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
ЭОР как средство обучения обладают рядом характеристик, обуславливающих их преимущества по сравнению с традиционными средствами обучения (2):
1. Мультимедийность.
Средства мультимедиа – одновременное использование нескольких средств представления информации: графики, текста, видео, фотографии, анимации, звуковых эффектов, высококачественного звукового сопровождения.
2. Интерактивность.
Интерактивность в ЭОР обеспечивается множественным выбором из элементов множества; вводом текста с клавиатуры с последующим анализом и систематизацией ошибок; активизацией элементов интерактивной мультимедиа композиции с аудиовизуальным представлением новых информационных объектов; перемещением объектов для составления определенных композиций; совмещением объектов для изменения их свойств или получения новых объектов; объединением объектов связями с целью организации определенной системы.
Эти особенности ЭОР обеспечивают работу обучающегося в наиболее удобном для него темпе, что позволяет учитывать индивидуальные особенности восприятия и стили познавательной деятельности разных обучающихся.
3. Доступность.
Доступность ЭОР обеспечивается их свободным размещение в сети Интернет, позволяя работать с ними любым пользователем бесплатно в любое удобное время.
Доступность и отражение в содержании ЭОР основных тем, где применение мультимедиа и интерактивности наиболее методически целесообразно и способствует повышению эффективности обучения, особенно актуально для обучения на дому, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, которые не могут временно, по причине болезни, посещать школу. Это обеспечивает реализацию положения ФГОС, в соответствии с которым необходимо обеспечить "разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья)" (ФГОС).
4. Универсальность.
Универсальность – качество ЭОР, заключающееся в том, что он строго не привязан к конкретному УМК по учебному предмету и позволяет формировать знания, умения, УУД на материале, который может быть включен в уроки по любым УМК. Однако при построении процесса обучения на основе использования какого-либо ЭОР следует учитывать основные положения концепции, реализованной в конкретном учебнике или УМК по учебному предмету, а значит, осуществлять отбор ЭОР и строить на их основе деятельность обучающихся, не входя в противоречие с ведущими идеями авторов.
Над методической темой «Применение ЦОР при изучении истории» я работаю уже не первый год. Сначала ставил перед собой задачу с помощью цифровых ресурсов обеспечить качественную наглядность к уроку, использовал их для изучения нового материала. Сейчас ищу новые формы применения ЦОР для контроля и закрепления знаний учащихся. В этом году работаю с программой «Мастер-Тест», которая является одним из видов ЦОР. Программа бесплатна для некоммерческого использования, доступна для скачивания по ссылке https://master-test.net/.
За эти полгода я наработала несколько своих приемов применения электронных тестов при обучении истории. Стараюсь использовать программу «Мастер-Тест» не только в качестве контролирующего средства, но и для углубления и коррекции знаний по истории, для формирования ИКТ-компетентности и для развития универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных и коммуникативных).
Делаю это так:
Даю тест для проверки домашнего задания. Вызываю студента к компьютеру. Он выполняет задание, пока я работаю с другими студентами. В настройках теста даю возможность после выполнения теста увидеть его ответы и правильные. На перемене мы обязательно обсуждаем его результаты. Это позволяет корректировать знания обучающихся.
Привлекаю обучающихся к созданию тестов. Такой подход позволяет создавать ситуации для развития коммуникативных навыков обучающихся, ребята учатся договариваться, обмениваться учебной информацией.
Для отработки технических навыков работы с программой «Мастер-Тест» я даю готовые вопросы и правильные ответы. Студент вводит их в программу. При этом совершенствует свои навыки работы с клавиатурой и программой. В кабинете истории накапливаются дидактические материалы для контроля знаний по разным разделам курса истории. Чтобы студент, создававший этот тест, не шепнул друзьям номера верных ответов, перед проверкой знаний других обучающихся я ставлю галочку в настройках теста «случайный выбор вопросов и ответов».
Предлагаю самому придумать тестовое задание к отдельному пункту параграфа. Вам известно, что придумать вопрос труднее, чем на него ответить. Формулируя вопросы, студент более тщательно изучает материал занятия. Сдает мне на проверку тест в электронном виде и бумажную версию теста с вопросами и ответами. Такие задания совершенствуют организационные УУД (умение понимать учебную задачу, планировать пути ее достижения, проверять правильность ее выполнения)
Даю ученику задание переделать вопросы КИМов, используя возможности программы «Мастер-Тест»:
1. да-нет
2. одиночный выбор
3. множественный выбор
4. истина или ложь
5. указание порядка
6. сопоставление
7. ввод числа
8. ввод текста
9. точка на изображении
10. перестановка букв
11. заполнение пропусков
Итак, применение программы «Мастер-Тест» позволяет решать несколько образовательных задач:
1. Контроль знаний с автоматической проверкой.
2. Дополнительные возможности для работы обучающихся с текстом учебника.
3. Формирование УУД (коммуникативных, познавательных и регулятивных).
4. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся.
5. Самостоятельность.
Использованные ресурсы:
1. Современные требования к электронным изданиям образовательного характера: Коллективная монография /Л.Г. Гордон, Т.З. Логинова, С.А. Христочевский, Т.Ю. Шпакова– М. : ИПИ РАН, 2008. – 73 с.
2. https://master-test.net/ru#m=Teacher_Tests
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.