- 17.03.2021
- 3104 Просмотра
- Обсудить
СПб ГБПОУ « Колледж метрополитена», г. Санкт - Петербург
Аннотация: Развитие творческого потенциала. Основные методы, обеспечивающие развитие творческих способностей обучающихся.
Ключевые слова: Развитие личности, творческие способности, творческий потенциал, познавательный интерес, эффективные методы и приемы, знания, умения, навыки, самосовершенствование.
В современных условиях необходима выработка новых подходов и решений для определения правильной стратегии формирования творческих способностей человека.
Одной из приоритетных задач современного обучения следует признать формирование творчески смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями.
Четкая направленность процесса обучения на формирования творческого потенциала, как приоритетной ценности отечественного образования является условием решения задач гуманизации. Анализ ряда исследований (Т.Г. Браже, Л.К. Веретенникова, П.Ф. Кравчук и др.) позволил сделать вывод, что проблема развития творческого потенциала рассматривается в различных сферах образования.
Разнообразные глубокие и прочные знания, умения и навыки, устойчивые познавательные интересы, любознательность, инициативность, максимальная целеустремленность и настойчивость в решении задач - все это творческие предпосылки. А сами творческие способности оказываются показателями духовных сил человека. Творческая способность - это способность понять необходимость и возможность создания чего-то нового, формировать проблему, мобилизовать необходимые знания для выдвижения гипотезы, искать и найти решение проблемы, чтобы в результате создать оригинальный продукт. Развитие творческих способностей просто необходимо для комфортной жизни в современном мире. Мы можем очень много, и наше подсознание знает об этом - необходимо лишь научиться правильно понимать те сигналы, которые подает нам мозг. Человеческий организм - это уникальный самонастраивающийся инструмент, но наше неумение развивать творческие способности и подверженность чужим мнениям, приводят к проблемам, неудачам и болезням. От степени развития творческих способностей во многом зависит наше восприятие мира, то, как мы себя в нем ощущаем. Чем менее развиты в человеке творческие способности, тем более он склонен к самоедству, постоянному недовольству собой и окружающими. Он сам подсознательно создает в себе барьера к достижению поставленных задач, да и его проблемы далеки от амбициозных и грандиозных. Именно в творчестве находится источник самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальные решения, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений.
Каждый день в любой деятельности перед человеком возникают всевозможные проблемы и нужно уметь справляться с ними так чтобы в результате и мир, и человек стали совершенными. Для этого необходимо учиться видеть и осознавать каждую проблему как задачу, для решения которой надо найти свои оптимальные способы, т. Е. разработать продуктивную технологию, « ноу-хау». Озарение, новое видение предмета, внутреннее осознание неполноты или несоответствие своего знания, новому, побуждающее к углублению в проблему, поиску ответов. В итоге появляется информационный запрос, у каждого – свой. Возникает потребность в движении и получении новых знаний.
Обучающиеся должны сориентироваться в сложном мире, соотнести свои личностные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия в условиях выполнения профессиональных проб, которые проводятся параллельно изучению теоретической части курса. У обучающихся развивается творческий потенциал и самостоятельность. Развитие творческих способностей неразрывно связано с положительной мотивацией обучения, формированием познавательных интересов, способностей, глубокой и прочной системой знаний, умением применять эти знания на практике.
На основе учета познавательной сложности, поэтапности выполнения, полноты использования приобретенных знаний и умений определены эффективные методы, обеспечивающие развитие творческих способностей обучающихся:
- «Мозговой штурм»;
- задача «Куб с отверстием»;
- задача «Время на перекур»;
- метод проектов;
- задавание «бессмысленных» вопросов;
- использование сокровищницы народной педагогики;
- поиск нестандартных решений;
- коллекционирование различных парадоксов;
- использование технологии интерактивного обучения;
- проведение «сократовских» бесед;
- эвритические приемы активизации творческого мышления;
- ассоциативные приемы активизации творческого мышления;
- приемы аналогий;
- контрольные вопросы как приемы активизации творческого мышления;
- и другие.
При организации творческого процесса должны быть реализованы два про¬цесса:
1) надо обеспечить оптимальное соотношение между имеющейся информацией и информацией необходимой для решения проблемы. Учебной информации долж¬но быть несколько меньше, чем это необходимо для решения проблемы.
2) занятиям необходимо предать эмоциональную окраску.
Дают различные проблемы для тренировки навыков, творческих способностей, проблемы могут быть оригинальными и обыденными. В обоих случаях должны присутствовать различные методы генерирования идей. Особенно это относится к обыденным проблемам. У человека с высокими творческими способностями долж¬ны быть собственные, идеи, пусть и не слишком различные, от уже существующих идей решения проблемы, он должен предложить несколько альтернативных мето¬пов ее решения.
Уровень подготовки и воспитания учащегося, заложенные в нем качества творческой личности, предопределяет интенсивность его дальнейшего роста, совершенствования профессионального мастерства, его социальную зрелость. В результате непрерывного прогресса науки и техники, приобретенные в процессе обучения, знания требуют постоянного обновления. Это вызывает необходимость организации обучения таким образом, чтобы научить будущего специалиста самостоятельно приобретать знания и постоянно совершенствоваться. Мастер производственного обучения так же должен постоянно самосовершенствоваться для того, чтобы соответствовать воз¬растающим интеллектуальным запросам обучающихся и иметь возможность реализо¬вать эти запросы в современном мире.
Список литературы
1. Евсин Е.А. Развитие творческих способностей личности в условиях непрерывного профессионального образования (обоснование и опыт) // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 8. – С. 72-75;
2. Сайдаматов Ф.Р. Развитие творческих способностей студентов в процессе профессиональной подготовки / Ф.Р. Сайдаматов. – Текст: непосредственный// Молодой ученый. – 2012. – №8(43). – С.374-375. – URL:https://moluch.ru/archive/43/5182/ (дата обращения: 15.03.21).
3. Хуторский А.В. «Развитие творческих способностей», 2000г.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.