- 08.04.2021
- 2040 Просмотров
- Обсудить
ОАПОУ «Дмитриевский агротехнологический колледж»
Что значат уроки истории для современного обучающегося? Это - уроки жизни. Уроки истории - прекрасное средство развития личности на основе знаний прошлого. Новый историко-культурный стандарт позволяет учителю истории использовать широкий спектр форм и методов работы на уроках и во внеурочной деятельности. Большое значение уделяется деятельностному, практико-ориентированному подходу.
Сегодня приобретение умений анализировать информацию, критически ее осмыслять имеет огромное значение для всех категорий обучающихся. Задача современного образования - создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности через активизацию внутренних резервов, которую мы можем выполнить на примере нашего героического прошлого. Большая роль в этом определена на изучение истории Великой Отечественной войны.
Великая Отечественная война – одна из самых героических и трагических страниц нашей истории. Обучающиеся уже многое о ней знают. Начиная с начальной школы, дети знакомятся с литературными произведениями о войне. Средства массовой информации также дают большой материал по изучаемой теме.
Систематизируя уже знакомый детям материал, изучая с ними новые факты, мы стараемся добиться эффекта приближения исторических событий к обучающимся, используя при этом возможности исторической памяти, источником которой являются старшие поколения. Более успешной работа на уроках истории будет в том случае, если учащиеся не только будут работать с предложенным им учебным содержанием, но и сами выступят в качестве исследователей событий прошлого, особенно темы войны.
Изучение темы Великой Отечественной войны - это, прежде всего источник нравственного воспитания. Но изучение этого материала должно быть организовано так, чтобы оно вызывало интерес ребят, стало личностно значимым. Если знания не затрагивают сферу чувств, лишены личностного смысла, то они становятся формальными. А такие знания быстро забываются.
Поэтому большую роль для изучения данной темы я отвожу поисковой, исследовательской работе. Я считаю, что это наиболее продуктивный метод изучения не только истории войны, но и истории родного края. Исследовательская работа подразумевает творческую работу учащегося, которая, прежде всего направлена на познание окружающего мира, самостоятельность в приобретении знаний и нахождении истины.
В изучении истории очень часто применяется метод исследования. Научно исследовательская работа - это не только теоретическая, а в большей степени практическая часть. Это и работа с историческими источниками, архивными материалами, беседы с ветеранами, участие в Вахте Памяти.
Поисковая работа – это не только поиск забытых солдат, восстановление имен и судеб, но это еще и исследование малоизвестных страниц Великой Отечественной, без чего и вся история войны, а значит и история человечества, не полна и не объективна. Кроме того, это еще и комплекс общения, воспитания и работы с молодежью.
Урок ограничен во времени, а во время проведения поисковых работ взаимодействие взрослых и детей проходит практически круглосуточно. Опытные историки, военнослужащие в отставке, краеведы, местные старожилы могут дать не только тот материал, который не найдешь ни в одном учебнике, но еще и дадут повод к размышлению, к поиску необходимой информации в архивных документах. Материал запомнится в том случае, если подросток сумеет поставить себя на место участников исторических событий, сможет испытать те чувства, которые были свойственны современникам событий.
Неизгладимое впечатление, которое не может произойти на уроке, произвели на ребят рассказы Ф.В.Королева о боях, проходивших на северном фасе Курской дуги, об Ольховатке, о пограничной службе. Обычно эти беседы проходили вечером у костра в непринужденной обстановке. Я думаю, что информация в этот момент навсегда закрепится в памяти учащихся.
На стендах музея колледжа, можно видеть информацию об педагогах участниках великой Отечественной войны.
Работая с сайтами «Мемориал», «Подвил народа», перед глазами ребят проходят тысячи судеб. Они просматривают множество донесений, как живые страницы нашей истории. Найдены несколько карт составленных вручную, порой обычным карандашом. А следующим шагом будет работа по этим картам на территории нашего края. И вновь поиск, и вновь новая информация, новые встречи, новые знания.
Таким образом, поисковое движение способствует не только патриотическому воспитанию подростков, но и осуществляет учебную деятельность в области военной истории, археологии. Поисковая работа поддерживает на достойном уровне память о павших за Родину и памятников боевой славы России, участвует в решении социальных проблем наследия войн, и, конечно же, играет огромную роль в подготовке юношей к воинской службе. Бойцы поискового отряда не боятся лишений и трудностей военной службы. Многие из них стремятся в старших класс повысить свой уровень обучения и по окончании средней школы поступают в Высшие военные училища. Те ребята, кто занимается поиском, не только на словах, но и на деле сохраняют память о Великой Отечественной войне. В последнее десятилетие произошел всплеск интереса к поиску, так как поисковая деятельность создаёт все условия для развития личности. Занимаясь поисковыми мероприятиями, подросток приобретает опыт любви к своей Родине, своему народу. На основе практических исследований обучающиеся стараются преобразовать их в научно-исследовательские работы. Пусть это только первый опыт исследовательской деятельности. Возможно, что школьники иногда недостаточно логично могут изложить свою точку зрения на некоторые вопросы, но, главное, что они умеют чувствовать и сопереживать.
Бойцами нашего поискового отряда ведется системная, результативная работа по поиску и захоронению погибших воинов, увековечиванию их памяти. Поисковые работы позволяют восстановить картины боев, судьбы людей и военных подразделений. Работа поисковых отрядов объединяет взрослых и подростков, упрочивает связь поколений и чувство патриотизма.
Литература
1. Гасанов З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан // Педагогика. 2005. № 6. С. 59-63.
2. Микрюков В.Ю. Содержание образования в контексте военно-патриотического воспитания // Педагогика. 2008. № 5. С. 44-51.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.