- 08.05.2021
- 6876 Просмотров
- Обсудить
ГОУ ВО МО ГГТУ Гуманитарно-педагогический колледж , г.о. Орехово-Зуево Московская область
Ключевые слова: застенчивость, виды проявлений застенчивого поведения дошкольников, застенчивость как черта личности, фактры развития застенчивости, работа педагога с застенчивым ребенком.
С точки зрения психологии застенчивость представляет собой нарушение эмоционально-волевой сферы и имеет различные степени тяжести. У разных людей формы проявления застенчивости различаются в зависимости от возраста, вызвавших застенчивость причин и реакции окружающих. Застенчивость может проявляться в той или иной степени – от легкого смущения при общении с незнакомыми людьми до полного избегания всяческого общения и появления глубоких неврозов. Основная масса застенчивых людей испытывает застенчивость средней степени тяжести – эти люди в обычном своем состоянии способны нормально общаться, а испытывают затруднения в определенных ситуациях или сталкиваясь с определенным типом людей. Бывает, что застенчивость пытаются прятать за внешней раскрепощенностью, иногда излишней, что может производить неприятное впечатление на окружающих людей.
По внешнему проявлению трудно констатировать наличие у человека такого качества как застенчивость. Тем не менее, такие проявления все же есть:
- человек неохотно вступает в контакт с посторонними людьми;
- избегает смотреть в глаза;
- стесняется начать и поддержать беседу;
- не задает вопросов, на заданные вопросы отвечает с видимой неохотой, тихим голосом.
Застенчивый человек не может свободно излагать свою точку зрения, ему трудно выразить и проявить себя как собеседника. Поведение застенчивых людей препятствует общему процессу социализации и адаптации в обществе.
Чаще проявления застенчивости можно наблюдать у детей. Вероятно, это связано с тем, что взрослые люди могут самостоятельно преодолеть свою стеснительность или научиться ее тщательно скрывать. Детям же недоступно высокое самообладание и умение анализировать свое внутренне состояние, позволяющее бороться с проблемой.
В психологии выделены три вида проявлений застенчивого поведения дошкольников:
Во-первых, это внешние наблюдаемые способы поведения, которые как бы сигнализируют окружающим: «Я застенчив». Для него характерна неуверенность, которая проявляется в ожидании неуспеха в осложненных ситуациях.
Во-вторых, это физиологические симптомы тревожности, например, краска стыда.
В-третьих, это сильнейшие ощущения стесненности и самососредоточенности, хроническая неуверенность, распространяющаяся на все виды деятельности.
Как черта личности, застенчивость начинает формироваться уже в младенческом возрасте, а закрепившись в дальнейшем, приносит много страданий своему владельцу. Есть данные, которые позволяют утверждать, что внешние проявления застенчивости наблюдаются уже в 3–4 месяца, однако с уверенность можно говорить об обнаружении этого качества на втором году жизни. Американские ученые утверждают, что, согласно их исследованиям, дети, которые проявляли крайнюю застенчивость на втором году жизни, обнаруживают ее и в семь с половиной лет.
Застенчивый ребенок не умеет и не решается вступать в контакты с другими, малознакомыми и незнакомыми людьми. Даже среди хорошо знакомых он теряется, с трудом отвечает на вопросы, на обращение к нему взрослых (за исключением близких родственников). Бывает, что такие детки разговаривают и общаются избирательно, только по своему выбору. В основном, естественно, с домашними. На профессиональном языке такое отклонение называется «избирательный мутизм». Однако при ближайшем рассмотрении почти всегда оказывается, что у беззащитного, вроде бы робкого «мутиста» железная воля и очень властный, упрямый характер.
В детском учреждении такой ребенок адаптируется крайне медленно, с большим трудом. Активные контакты с воспитателем нередко остаются недоступные ему до окончания детского сада: он не может задать вопрос воспитателю, даже самый необходимый, стесняться попроситься в туалет.
Не поняв задания воспитателя, такой ребенок не решается переспросить и в то же время боится не выполнить то, что требуется, в результате выполняет задание настолько неправильно, что вызывает недоумение, смех детей и недовольство воспитателя.
На занятиях такого ребенка трудно заставить отвечать на вопрос, а если это все-таки удается, то он говорит тихо и невнятно, обычно кратко. Выступление на празднике превращается для таких детей в настоящую муку.
Положение подобных ребят в группе сверстников очень незавидное. Не пользуясь симпатией других детей, не вступая с ними в контакт, они обречены на изоляцию, одиночество. В лучшем случае остальные дети не замечают их, безразлично отстраняют их от своих игр.
Дети подобного склада особенно ранимы, чувствительны, обидчивы, и поэтому отношение к ним должно быть мягкое, теплое, поддерживающее.
Повышение голоса, крик, понукание, одергивание, частые заперты, порицания и наказания вызывают противоположную реакцию: ведут к заторможенности, повторению правильных действий или их усугублению.
Застенчивый ребенок очень часто бывает настолько робок, скован, что создается впечатление, что он не в состоянии справиться даже с простейшим заданием. Но его неудачи объясняются тем, что он не знает, как действовать, а тем, что его будут ругать. Таким детям требуется достаточно много времени, что бы ознакомиться с заданием, понять, что от него требуется, какой должен быть результат. А если взрослый начинает торопить, то ребенок, как правило, вообще прекращает работу. После нескольких таких случаев дети начинают отказываться или отклоняться от выполнения любых заданий.
Застенчивые дети внушаемы: они хорошо чувствуют отношение к себе взрослого, его эмоциональный настрой.
Можно выделить ряд наиболее характерных для дошкольника ситуаций, вызывающих проявление застенчивости:
• нахождение в центре внимания большой группы людей (выступление на утреннике);
• более низкий статус, чем у окружающих
• решение проблемных ситуаций (ситуации, которые требуют уверенности в себе, новизна обстоятельств, ситуации, требующие оценки, выбора, самостоятельного решения);
• нужда в помощи;
• пребывание один на один с лицом противоположного пола
• необходимость активной деятельности в кругу людей (сверстников, незнакомых взрослых и пр.)
Между тем помимо личностных и ситуационных факторов развития застенчивого поведения, можно отметить наиболее типичные проявления воспитания, способствующие развитию застенчивости.
Неприятие. Между родителями и детьми нет душевного контакта. Ребенок обут, одет и накормлен, а душой его родители не интересуются. Причины этого явления могут быть разными – ребенок родился не того пола, который был желанен родителям, ребенок – помеха карьере родителей, и прочее.
Гиперопека. Родители чересчур «правильно» воспитывают ребенка, программируют каждый его шаг. Ребенок вынужден хронически сдерживать свои порывы и желания.
Тревожно-мнительный тип воспитания. Если в семье единственное чадо, такой тип встречается часто. Над ребенком дрожат, опекают сверх меры, а это благодатная почва для развития нерешительности, робости, мучительной неуверенности в себе. Пуповинная связь с матерью сохраняется долго: до 3 – 4 лет, а у нервных детей и до школы. Взволнованность родителей предается детям и это оказывает влияние на его поведение. Родители часто передают детям свои тревожные ожидания, авторитарность, что порождает детскую застенчивость.
«Кумир» семьи. Ребенку внушают, что он – смысл жизни семьи. В такой семье скорее всего наблюдается неадекватно завышенная самооценка и уровень притязания, а не застенчивость.
В результате такого подхода к семейному воспитанию, как правило, вырастают дети с эмоциональными нарушениями полярных типов – агрессивные или застенчивые.
Наблюдения показывают, что возникшая в раннем детстве застенчивость обычно сохраняется на протяжении всего младшего школьного возраста. Но особенно отчетливо проявляется на пятом году жизни. Именно в этом возрасте у детей формируется потребность в уважительном отношении к ним со стороны взрослого.
Жалобы на застенчивость, стеснительность детей дошкольного возраста возникают ещё в связи с подготовкой их к школе, то есть приблизительно в 6 лет. Низкий уровень развития общения, замкнутость, затруднения в контактах с другими людьми – и взрослыми, и сверстниками – мешают ребёнку включиться в коллективную деятельность, стать полноправным членом группы в детском саду или в школьном классе. Ребёнок остро реагирует на замечания, обижается на шутку, иронию в свой адрес, в этот период ему особенно нужны похвала и одобрение взрослого.
Взрослым необходимо вести себя особенно внимательно и деликатно по отношению к стеснительному ребёнку. Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него необходимые способы общения: вовлечь в совместные игры и коллективные занятия – общая задача педагога и родителей. Помочь застенчивому ребёнку могут только взрослые, причем, чем раньше они начнут это делать, тем лучше.
Чаще всего взрослые обращаются к специалисту только тогда, когда застенчивость очевидно начинает мешать им и ребенку: он боится всего, что ему незнакомо, отказывается от общения со сверстниками, краснеет, когда к нему обращаются. Не отвечает, даже если знает ответ на вопрос, ничего не может делать в присутствии посторонних, старается найти какой-нибудь укромный уголок, начинает сильно заикаться. Проблема состоит в том, что страх нового, боязнь обратить на себя внимание блокируют развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности ребенка. У таких детей скудная игровая деятельность, т.к. им трудно просто подойти к сверстнику, попросить игрушку, договориться о совместной игре.
Несмотря на внешнюю бесчувственность, застенчивые дети испытывают такую же бурю эмоций, как и другие дети, но они не могут их проявить, отреагировать внешне. Это способствует тому, что дети «кипят» внутри и часто обращают эту негативную энергию на самих себя, что стимулирует развитие аутоагрессивных и невротических проявлений (тики, пощипывания, навязчивые движения).
Застенчивость опасна тем, что в более старшем возрасте она препятствует налаживанию контактов, достижению успехов в личностной и профессиональной сфере.
Особая тактичность и деликатность требуется от педагога, так как застенчивый ребёнок реагирует на обращённые к нему слова и действия в коллективе сверстников острее и чувствителен к любой как покажется на первый взгляд мелочи.
Работа педагога с застенчивым ребенком включает:
- развитие позитивного самовосприятия ребенка
- повышение уверенности в себе и своих силах
- развитие доверия к другим
- работа со страхами
- развитие умения выражать свои эмоции
- развитие навыков коллективной работы
- развитие навыков самоконтроля
Основная трудность в работе с застенчивыми детьми заключается в налаживании с ними контакта, развитии доверительных отношений.
Важно:
- создание ситуаций успеха: выбирать такие задания или поручения с которыми ребенок наверняка справится;
- обязательно отмечать успехи ребенка вслух, тактично, не слишком заостряя внимание на ребенке;
- просьба, обращенная к застенчивому ребенку должна содержать конкретные задания. Важно , чтобы она была высказана спокойным, мягким голосом, содержала обращение по имени и сопровождалась ласковым прикосновением;
- в общении необходимо исключить громкие резкие интонации, обращения в виде приказов, унизительные или критические высказывания;
- не следует называть ребенка застенчивым и робким в его присутствии;
-задав вопрос или предложив ребенку участвовать в групповом мероприятии, всегда надо дождаться его реакции и только, исходя из этого, применять соответствующие действия (уговоры, стимулирование, выяснение причины отказа);
-если ребенок отказывается от игры с другими детьми, можно предложить ему роль наблюдателя: «Посмотри, чтобы никто друг друга не обижал»;
-если замечено, что застенчивый ребенок что-то делает лучше других, надо этим воспользоваться и предложить ему научить этому других детей. Важно подбадривать и хвалить застенчивого ребенка, отмечая все его достижения;
-читая сказки, чаще обращайтесь к застенчивому ребенку с вопросами и обязательно дождитесь от него ответа;
-нельзя заставлять ребенка общаться с другими детьми, если он этого не желает;
-если видите, что сверстники игнорируют или обижают застенчивого ребенка, надо самим включиться в игру, корректировать ее и направлять;
-в работе с детьми надо быть справедливыми, сдержанными и принимать их такими, какие они есть.
Основная трудность в работе с застенчивыми детьми заключается в налаживании с ними контакта, развитии доверительных отношений. В этом случае не надо спешить, необходимо, чтобы ребенок привык к педагогу.
Необходимо выбирать такие поручения и задания, с которыми ребенок наверняка справится. Создание ситуаций успеха будет способствовать развитию уверенности в себе. Необходимо обязательно отметить его успехи, сказав об этом вслух, но не стоит заострять внимание на малыше, это только смутит его. Поэтому помощь лучше оказывать косвенно, без нажима.
Застенчивые дети гораздо легче вступают в контакт с младшими детьми, чем со сверстниками или взрослыми. Это можно использовать для развития уверенности ребенка в своих силах.
Просьба, обращенная к застенчивому ребенку (как и вообще к детям дошкольного возраста), должна содержать конкретные задания. Важно, чтобы она была высказана спокойным, мягким голосом, содержала обращение по имени и сопровождалась ласковым прикосновением.
Эффективный способ расширения поведенческого репертуара застенчивого ребенка – это привлечение коммуникабельного сверстника, который сумеет завлечь застенчивого ребенка в игру, в совместную деятельность. Но его тоже необходимо подготовить: провести беседу, проиграть типичные ситуации.
Список литературы:
1. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст) М., 2007
2. Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика: Учебное пособие / Под ред. В.И. Селиверстова М.: Гуманитарный изд. центр Владос, 2010. - 288 с.
3. Стребелева Е.А. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии. – М.: Парадигма, 2010. – 72 с.
4. Шишова Т. Застенчивый невидимка. М., 1997.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.