Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2021 » Май » 18

Особенности интеграции образования и производства при подготовке студентов технических специальностей

Бардина Елена Вячеславовна, преподаватель специальных дисциплин
Промышленно-экономический колледж ГГТУ , г.Орехово-Зуево, Московская область

Аннотация: Методологическим обоснованием для изучения закономерностей подготовки специалистов технического профиля служит системно-структурный подход. Данный подход позволяет последовательно и целостно изучать закономерные связи изменений в социальном заказе общества, в науке, в технике, в содержании инженерного образования и в методиках обучения.
Ключевые слова: специалист технического профиля, системно-структурный подход, система профессионального образования, интеграция.


Прошли те времена, когда выбирая область деятельности, руководствовались принципом «образование на всю жизнь». Диверсификация экономики выдвигает новые требования к рабочей силе, особенно к качеству инженерно-технических работников. Работник должен не только свободно владеть своей профессией и иметь способности к эффективной работе на уровне мировых стандартов, он также должен быть готовым к постоянному профессиональному росту и мобильности, должен быть компетентен не только в своей области деятельности, но и смежных областях производства. В результате происходит плавный переход к принципу «образование через всю жизнь». Только такой подход к профессиональной подготовке технических кадров даст гарантии, что работник будет востребован на рынке труда в любой экономической ситуации.

В профессиональной педагогике работают следующие обще дидактические принципы: принцип научности, принцип системности и последовательности, принцип связи обучения с жизнью, мотивации учения и труда, активности и самостоятельности, принцип наглядности и абстрактности, индивидуализации и дифференциации обучения и т.д. Каждый из этих принципов по-своему реализуется в среднем профессиональном образовании. На сегодняшний день выделены и обоснованы принципы интеграции СПО и производства в региональной системе профессионального образования. При этом особое значение имеет принцип связи обучения с жизнью, который отражает требования производства как сферы труда будущего профессионала, взаимодействие теории с практикой. Основной производственный персонал предприятий регионов составляют люди предпенсионного возраста. Именно поэтому так необходимо готовить принципиально новые профессиональные кадры, имеющие не только хорошую теоретическую подготовку, но и практические навыки работы на предприятии. Все это приводит к необходимости изменения подхода к профессиональному образованию различных уровней, как в среднем профессиональном образовании, так и в высшем.
Интеграцию среднего профессионального технического образования с производством можно определить, как динамичную многокомпонентную систему. При этом каждому состоянию системы должны соответствовать определенные связи между ее компонентами, в которых выражается та или иная форма интеграции. Интеграция дает возможность совместного использования ресурсов, возможность создания друг для друга благоприятных условий существования. Таким образом, добившись полной интеграции производственных предприятий и образовательных учреждений, можно получить возможность изменения образовательных программ и технологий подготовки рабочих кадров с учетом требований, предъявляемых к ним потенциальным работодателем. Что же получат в результате такой интеграции предприятия и учебные заведения? Преподавательские коллективы пополняются в настоящее время выпускниками аспирантуры, ведущими специалистами промышленных предприятий и научных учреждений. За счет этого в учебных заведениях еще сохранен достаточно высокий уровень преподавания, но ослабление связей учебных заведений с производственными организациями сказалось негативно на уровне подготовки не только специалистов, идущих на предприятие, но и на способности к мобильности, адаптации преподавательского состава.

В результате интеграции преподаватели спецдисциплин в учебных заведениях получат возможность повышать и свою квалификацию на предприятиях-партнерах, что, в свою очередь, приведет к повышению качества профессионального образования. Дело в том, что анализ современного состояния и тенденций развития технического образования показывает, что качество подготовки специалистов в значительной степени зависит от эффективности работы преподавателей. Таким образом, очевидно, что высококвалифицированные профессиональные кадры должны готовить только преподаватели, имеющие не только высокий теоретический уровень подготовки, но и практический опыт работы на предприятии.

Конечно, всем этим теориям можно попробовать возразить аргументом о том, сегодняшний студент проходит не одну производственную практику на предприятии, знакомясь, казалось бы, со всеми особенностями работы на производстве. Но на выходе зачастую хороший, но не нужный на данном предприятии специалист. Руководителю предприятия гораздо проще держать работника, например, пенсионного возраста или взять претендента на работу со стажем, чем новоиспеченного специалиста. Нетрудно представить, насколько повысилась бы востребованность выпускников, если бы и теоретическая подготовка студентов основывалась на реальных потребностях конкретных предприятий. Поэтому, говоря об интеграции образования и производства, мы имеем в виду именно этот аспект данной проблемы.

Наблюдаемая сейчас активизация связей между учебными заведениями и предприятиями является недостаточной и носит фрагментарный характер. Лишь с изменениями в подходе к реализации принципов связи теоретического и производственного обучения появится возможность создания учебных аудиторий и лабораторий на базе предприятий, а это даст возможность выпускникам быстрее адаптироваться на рабочем месте, получить навыки работы на специализированном дорогостоящем оборудовании, расширить материально-техническую базу учебных заведений. Ведущие специалисты предприятий смогут участвовать в процессе образования, студенты будут получать реальные практические навыки профессиональной деятельности, а не только теоретические знания, зачастую оторванные от их профессиональной деятельности. Нерешенной проблемой остается и неясная потребность производств в специалистах со среднеспециальным техническим образованием.

Участие же производственных предприятий в согласовании числа набора абитуриентов на ту или иную техническую специальность позволило бы избежать молодому специалисту проблем с трудоустройством, дало ему возможность по окончании профессионального учебного заведения почувствовать себя востребованным.

Необходимо готовить не просто грамотных специалистов, а инновационно-ориентированных, способных адаптироваться в современном производственном процессе.

Таким образом, обязательно акцентировать внимание на непрерывности образования на базе учебных заведений разного уровня, включая систему непрерывной подготовки и переподготовки кадров.

При этом промышленные предприятия: - получат возможность участвовать в реализации Федеральных государственных образовательных стандартов по профильным для предприятия профессиям; - в лице ведущих специалистов смогут участвовать в оценке качества подготовки выпускников; - смогут выступать не только базой практик, но и предоставлять руководителей практик от предприятий; -получат возможность приобретать квалифицированных специалистов в соответствии с потребностями (что дает нам гарантию трудоустройства выпускников).

Учебное заведение также выигрывает от такого сотрудничества: - разрабатываются основные профессиональные образовательные программы с учетом региональных потребностей; -оказывается содействие в профессиональном и карьерном росте талантливой молодежи; -уменьшается вероятность проблем трудоустройства выпускников.

Образование в российском обществе призвано удовлетворять как потребности личности в получении знаний, умений и навыков, так и общества в подготовке квалифицированных кадров. Достигнув полной интеграции производства и образования, мы решим обе эти задачи и получим по-настоящему талантливых и ценных специалистов.

Список литературы
1 Новиков, А.М. Методология учебной деятельности [Текст]/ А.М. Новиков. - М.:Эвгес.-2015. - 176с.- ISBN 5-85449-479-2.
2 Шайдуллина, А.Р. Интеграция ссуза, вуза и производства в региональной системе профессионального образования[Текст]: автореферат диссертации на соискание ученой степени/А.Р. Шайдуллина. – Казань.-2010.С.5.
3 Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы [Электронный ресурс] : Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности - Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data//d_15/m420.html.
4 Медведев, В.Е. Подготовка профессиональной элиты в технических университетах [Текст]/В.Е.Медведев//Проблемы инженерного образования.2018.-№5.-С.50-60.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar