Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2021 » Сентябрь » 21

Воспитание нравственных первооснов у обучающихся на интегрированных занятиях по литературе и истории

Манакова Елена Ивановна
Дмитриева Любовь Станиславовна

ОГАПОУ "Старооскольский индустриально-технологический техникум"

Воспитание нравственных первооснов у обучающихся на интегрированных занятиях по литературе и истории
В сегодняшних условиях, когда так стремительно меняется общество и отношения между людьми, когда Россия испытывает на себе санкции мировых держав, а молодому поколению с Запада навязывается бездуховность, необходимо каждому из нас пересмотреть нравственные ценности и задать себе вопросы: Почему это происходит? Как выжить в этом мире? Особые надежды возлагаются на обращение к духовно-нравственному воспитанию, его ведущей роли в контексте общечеловеческой культуры. Одна из важнейших целей литературного образования – помочь ребенку понять и принять нравственные заветы, хранящиеся в произведениях русской литературы, пропустить через себя токи времени. (1)

Интегрированные занятия незаменимы в учебной деятельности техникума: они привносят новизну, вызывают интерес у обучающихся, мотивацию к познанию предметных областей. Интегрированные занятия– это всегда творческий подход. Учебное занятие, на котором та или иная тема рассматривается с различных аспектов при участии двух педагогов, подразумевает под собой активизацию познавательной деятельности и при этом предполагает использование различных педагогических технологий. Креативное мышление дает возможность с разных сторон взглянуть на исторические ситуации, найти различные пути решения проблемы, развить творческие способности, повысить заинтересованность обучающихся в изучении различных областей: истории, литературы, искусства. На интегрированных занятиях говорим о причинах, основных событиях и значении двух революций, как отнеслись ведущие писатели к Февральской и Октябрьской революциям. На основе анализа текстов: «Интеллигенция и революция» А.Блока, «Окаянные дни» И.Бунина, «Несвоевременные мысли М.Горького» - помогаем обучающимся почувствовать особенности данной исторической эпохи. (2)

На занятиях по теме «В огне гражданской войны» по произведениям М.Шолохова «Донские рассказы», «Тихий Дон»; М.Булгакова «Белая гвардия» даем возможность убедиться в нетленности принципа гуманизма в человеческих отношениях, увериться в необходимости национального согласия. И если история дает знание исторических фактов, то оценить нравственные мотивы можно при помощи литературы. Ребята должны ответить на самый главный вопрос: Есть ли такие цели, ради которых «разрешено» проливать кровь? Изучая произведения о Великой Отечественной войне, бесспорно, обращаемся к историческим фактам, чтобы понять идею как прозаических, так и поэтических произведений. Викторины по истории, квесты, презентация «Хроника событий Великой Отечественной войны» предваряют изучение произведений К.Симонова, А.Суркова, Ю.Друниной, Б.Васильева.

При изучении повести А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» преподаватель истории готовит с ребятами информацию о тоталитарном государстве, а заставить задуматься над тем, как тяжело дается человеку нравственный выбор, показать неизбежность трагичности судьбы человека в переломные моменты истории - это уже задача литературы.

Таким образом, интегрированные занятия воспитывают не только стремление к системным знаниям по истории, литературе, православной культуре, но и заставляют чувствовать, сопереживать, сострадать, мыслить.

Список литературы:
1.Дунаев М.М. Православие и русская литература» - М: «Христианская литература» 2008
2.Хуторской А.В. Как разработать творческий урок (Электронный ресурс) Версия 2.0. М.: ЦДО «Эйдос», 2006
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar