Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2021 » Ноябрь » 8

Альтернативные источники питания на железнодорожном транспорте

Станкевич Александр Генрихович
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж метрополитена и железнодорожного транспорта».

Всероссийская студенческая научно-практическая конференция: «НАУКА – ИННОВАЦИИ-ТЕХНОЛОГИИ»

Тезисы к выступлению: АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПИТАНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ.

Альтернативные источники питания - реальность нашего времени. Все больше и больше областей меняются в интересах чистого и устойчивого будущего. Настала очередь железнодорожной отрасли.

Прорывом в транспортной сфере стало массовое производство автомобилей с использованием альтернативных источников энергии. Глава компании Tesla, Илон Маск заявил, что возобновляемые источники энергии гарантируют развитие цивилизации. Но время прошло и электромобилем уже никого не удивишь. Другой вопрос - внедрение «зеленой» энергетики на железнодорожном транспорте.

Германия и Голландия были первопроходцами. В 2015 году в этих странах параллельно начали разрабатывать проекты по внедрению альтернативных источников энергии в железнодорожной отрасли. Имея немалые успехи в области возобновляемой энергетики, два года спустя инженеры представили публике две модели поездов: в Голландии - на ветроэнергетике, в Германии - на водородном топливе. Оба проекта были признаны успешными, и началось массовое производство новых составов. Нидерланды изначально воспользовались своего рода транспортной гонкой со своими соседями.

Во-первых, крупнейший железнодорожный оператор страны Nederlandse Spoorwegen в 2005 году запустил программу повышения энергоэффективности, которая, по самым скромным оценкам, позволила сократить выбросы парниковых газов в стране на 30%. Во-вторых, в Нидерландах изначально было огромное количество ветряных электростанций: около 2200 турбин обеспечивали электроэнергией 2,4 миллиона домохозяйств. Впечатляет и немецкая модель «чудо-поезда» (фактически разработанная специалистами французской компании Alstom). Несмотря на трудности - изначально многие участки железной дороги в Германии не были электрифицированы и поезда работали на дизельном топливе, «водородный» поезд Coradia iLint имеет достойные параметры. Поезд развивает скорость до 140 км / ч, пройденное расстояние после дозаправки составляет 1000 километров, а время зарядки - не более 15 минут. Состав движется практически бесшумно, и в результате электрохимической реакции выделяется обычная вода в окружающую среду.

Но куда же без недостатков, и если в конструкции голландских поездов все идеально, убеждены представители Nederlandse Spoorwegen, то во франко-немецкой технике есть что улучшить. Он предполагает активное строительство водородных заправочных станций, которых нет в большинстве федеральных земель страны, а также высокое потребление электроэнергии и высокую стоимость оборудования для серийного производства поездов: 14 поездов с двумя двигателями будут электрическими вагонами. Обошлось, например, властям Нижней Саксонии в 81 миллион евро.

А что в России?
Еще в 2016 году российский железнодорожный оператор - ОАО «РЖД» задумался о модернизации своих мощностей. Затем была проведена масштабная работа по внедрению новой системы освещения пассажирских платформ - светодиодные лампы на солнечных батареях мощностью 200 Вт, масштабная установка модулей на крышах станций и станций, преобразующих свет в электричество. В конце 2017 года ОАО «РЖД» при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) организовало конкурс статей по актуальным междисциплинарным темам, которые могли бы быть полезны монополисту железнодорожной отрасли. Победителем в одной из дисциплин стала группа ученых, предложившая разрабатывать направления, связанные с альтернативными источниками генерации электроэнергии. Выводы группы во многом согласуются с результатами британского исследования, которое также предлагает устанавливать солнечные панели вдоль дорожек с единственным отличием - наш проект полностью готов и ждет своего практического применения. Но, как и во многих других странах, российские ученые сталкиваются с проблемой, которую они не могут решить самостоятельно: с недостатком финансирования. И пусть альтернативные источники энергии набирают популярность даже в странах с большими запасами ископаемого топлива (например, в Иране в прошлом году началось строительство солнечных электростанций общей мощностью 2 ГВт, а Китай занимает лидирующие позиции по производству солнечной энергии.). Россия продолжает идти по пути наименьшего сопротивления - пока наши земли кишат нефтью и газом, мало кто интересуется альтернативными источниками энергии.
Возможно, возобновление работ по проектированию и внедрению ВИЭ в железнодорожной отрасли России - вопрос времени.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar