Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2021 » Ноябрь » 8

Методы и формы обучения, применяемые на практических занятиях по дисциплине «Основы микробиологии и иммунологии».

Муратова Ирина Шарифовна, преподаватель
ГБПОУ «Горячеключевской медицинский колледж», г.Горячий Ключ, Краснодарский край

Аннотация. В работе описана практика подходов при изучении дисциплины «Основы микробиологии и иммунологии» Использование этой методики позволитусовершенствоватьобучение студентов по дисциплине обеспечит приемлемый уровень качества обучения, контроль успеваемости, а также расширит долю самостоятельного обучения студентов. Курс применяется для обучения и в настоящее время.
Ключевые слова: результаты практических навыков, качество выполнения, понимание результатов в оформлении лабораторных заданий.


Новый Федеральный государственный образовательный стандарт, в отличие от прежних, ориентирован на освоение образовательной программы с выработкой компетенций. Понятие компетенций включает комплекс способностей знаний, которые вырабатываются в процессе обучения [1].

Однако методическую проблему в современных условиях нельзя считать решенной, поскольку на процесс подготовки специалиста оказывают влияние противоречия, сформировавшиеся в результате реформирования системы образования: между растущими требованиями к объёму знаний и умений и ограниченным временем на овладение ими; между требованиями к методическому обеспечению учебного процесса и состоянием процесса. Целью изучения курса «Микробиология» в блоке преподавания дисциплины

«Основы микробиологии и иммунологии» является изучение морфологии и строения микроорганизмов, особенностей их физиологических и биохимических процессов, условий существования и их роли в природе и жизни человека, развитие у студентов интереса к дисциплине; знания из области которой пригодятся несомненно в выбранной профессии.

Основные задачи, изучаемого предмета направлены на:
-освоение содержания и структуры курса «Микробиология» в дисциплине ««Основы микробиологии и иммунологии»;
-усвоение знаний по систематике, морфологии, генетике, особенности физиологии и размножения микроорганизмов;
-овладение навыками и методами работы по культивированию микроорганизмов;
-овладение навыками работы с различными литературными источниками, поиска информации по заданной проблематике;
-образование научного мировоззрения и обеспечение развития личности;
-достижение методов самостоятельной познавательной деятельности;
-применение полученных знаний для решения научных, учебных, практических, методических, информационно-поисковых задач.

В теоретической основе курса ««Основы микробиологии и иммунологии»» лежит блок лекций, позволяющий ознакомить студентовс фундаментальными положениями микробиологии, а также общими закономерностями изучения этого предмета. Применение современных информационно-коммуникационных технологий (мультимедийные лекции, материалы из сети интернет) повышает информативность, а вместе с ней позволяя иллюстрировать излагаемый материал, что в свою очередь отражается, положительно, на восприятии и понимании материала студентами. Широкое внедрение мультимедийных лекций в процесс обучения дает возможность преподавателю существенно сократить время длядетального объяснения нового материала, повышает понимание микробиологии, как фундаментальной науки, а также влияет на профессиональную заинтересованность студентов, способствует успешному выполнению программы обучения[2].

Проводимые в курсе преподавания лабораторные занятия позволяют изучить методы приготовления микробиологических препаратов, освоить методы микроскопии и выявления ферментативной активности микроорганизмов, а также физиологические и биохимические процессы в прокариотической клетке. Лабораторно-практические занятия проводятся в строгом соответствии с учебным планом. Неотделимой частью изучения микробиологии является самостоятельная работа студента, которая составляет около 60% всего времени изучения предмета. Самостоятельная работа строится с учётом сознательности и активности обучаемых. Она помогает развивать у студентов профессиональные умения, систематизирует приобретённые знания и навыки, заставляет их творчески подходить к решению задач в практическом применении знаний по микробиологии.

Уровень качества обучения, а также успешность освоения материала студентами в рамках изучаемой дисциплины определяется в несколько этапов. Первый этап осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде тестовых заданий (не более 20 вопросов). Далее следует устный опрос, требующий от студента глубоких системных знаний по лекционному курсу. На втором этапе оцениваются результаты 1 и 2 модулей, состоящих из тестового контроля (от 30 до 50 вопросов). Вопросы в тестовых заданиях сформулированы по нескольким принципам: выбородного правильного ответа из нескольких; выбор нескольких правильных ответов из нескольких; вопросы на соответствие; и графические вопросы. Данный подход позволяет оценить знания по широкому кругу вопросов, выявляя недостаточно проработанные темы, формирует способность гибко и своевременно реагировать в условиях ограниченного времени. На этом этапе контролируется не только теоретическая подготовка студентов, но и результаты практических навыков, качество выполнения, понимание результатов и оформление лабораторных заданий, а также проводится защита протоколов выполненных работ. Третий заключительный этап предусматривает контроль знаний в виде комплексного экзамена. Студент должен обладать глубокими теоретическими знаниями: ориентироваться в истории вопроса, его актуальном состоянии, а также иметь представление о путях решения рассматриваемой проблемы.

Необходимо также отметить, что для определения уровня качества обучения и преподаваемого курса ««Основы микробиологии и иммунологии»» используется рейтинговая система, которая получила распространение в современном образовании. Предполагается, что в каждом модуле выделяются цели и задачи обучения, уровни освоения содержания курса. Последовательность изучения материала, различные формы проведения контроля, а также виды и методы проверки должны задаваться заранее. Набранные рейтинговые баллы должны сигнализировать преподавателю и самому студенту о степени подготовленности. Данная система позволяет преподавателю производить рациональное моделирование учебного процесса в рамках дисциплины, осуществлять контроль по усвоению изучаемого материала, корректировать организацию учебного процесса по мере необходимости. Результаты рейтингового контроля, в ходе которого оценивается работа над каждым учебным заданием (тестирование, аттестация, подготовка и защита рефератов, лабораторные и научно-исследовательские работы, участие в научных конференциях среди студентов и т.п.) помогают объективно определить оценку по дисциплине [3].

Результатом многоэтапной работы является итоговая оценка по курсу «Микробиология» в блоке преподаваемой дисциплины ««Основы микробиологии и иммунологии»».
Практические занятия - это основа для закрепления теоретических знаний, которые призваны формировать культуру их умственного труда и самостоятельность в приобретении знаний, навыков и умений .Поэтому на основе анализа существующих методик разработки и проведения практических занятий по дисциплине «Основы микробиологии и иммунологии» можно увидеть, что улучшение эффективности в приобретении навыков и умений и качества среди студентов, а также уровень подготовки сильно зависит от правильности выбора проведения практических занятий и методических приемов совершенствования методики подготовки.

В вопросе классификации методов обучения единство мнений не установлено. Выберем такую классификацию, которая бы в наибольшей мере позволяла проиллюстрировать содержательную основу взаимодействия преподавателя и студентов. Так как процесс обучения – в первую очередь двусторонний взаимосвязанный процесс передачи информации формирования знаний, то методы обучения можно классифицировать по источнику приобретения обучающимися этих навыков. Такими источниками являются: слово преподавателя, предшествующие знания и опыт обучающихся, печатный текст и сами изучаемые объекты.

Различают 2 основные формы практических занятий:
1. Студенты изучают раздел микробиологии, используяосновной прием изучения использование микроскопа с готовыми окрашеннымипрепаратами (окрашенные мазки)
2. Студенты заполняют рабочие тетради, используя основную литературу

Методики представленных выше форм практических занятий несколько различаются.
Первая форма занятий предусматривает непродолжительные демонстрации препаратов преподавателем, что должно помочь студентам в их активной самостоятельной работе по работе с препаратами при помощи микроскопа.
Демонстрация ни в коем случае не замещает самостоятельное изучение препаратов. Важно, чтобы демонстрации не превратилась в микролекцию. Работа с микроскопом является необходимым для студента навыком. По этой причине необходимо уделить время на обучение работы с микроскопом перед началом практической части и лишь затем следить за правильностью исполнения работ. Демонстрация препаратов в плане временных рамок должна занимать не больше четверти времени, которое отвели на практическое занятие.

В процессе консультации может осуществляться показ деталей, иными словами, когда студенты осуществляют самостоятельное изучение препаратов. Не все практические занятия с использованием готовых препаратов должны сопровождаться демонстрацией. К примеру, не имеет смысла демонстрировать такие препараты, которые содержат виды микроорганизмов, этос успехом можно изучить самостоятельно, ориентируясь на иллюстративный материал. Активная консультация подразумевает под собой выяснение со стороны преподавателя усвоенного материала среди группы студентов, которая насчитывает 2-3 человека. Преподаватель должен выяснить, что эти студенты усвоили, по желанию он может задать вопросы в рамках изучаемого материала, а также ответить на непонятные.Пассивная консультация также не подразумевает то, что преподаватель только и отвечает на вопросы студентов. Такого рода занятие крайне нерезультативно. В обязанности преподавателя должна входитьумелая интеграция. Необходима работа студентов в небольших группах (по 2-3- человека). Каждый студент должен быть обеспечен необходимым учебным материалом: учебником или атласом + набор соответствующих препаратов по изучаемому разделу.

Работа на практических занятиях исключительно с использованием учебника или атласа без наличия препаратов совершенно недопустима.

При наличии возможности, преподаватель в конце занятия должен совершить обход групп студентов и быстро осуществить проверку усвоенного нового материаластимулируя студентов к самостоятельному решению. Данный метод более действенный, чем получение готового ответа у преподавателя.

Самостоятельная работа студентов и ее организация играют большую роль непосредственно в проведении практических занятий.Совершенно недопустимо, чтобы работу с микроскопом осуществлял лишь один из студентов, а остальные пассивно наблюдали.Учебник должен использоваться для понимания теоретического обоснования особенностей строения бактерий или простейших (то, что нельзя увидеть в препаратах).

Атлас должен выступать как вспомогательный материал к учебнику, в нем используются главным образом рисунки с пояснениями, без комментариев.Студентам необходимо понимать, что зачастую учебник изобилует материалами и деталями,знание которых не требуется от студента, с другой стороны также стоит отметить, что в мазках отсутствуют теоретические данные относительно строения и физиологии микробов, без этих фактов невозможно понять жизненный цикл микробов. У студентов должно быть четкое понимание того, что для основательного изучения предмета «Основы микробиологии и иммунологии» времени, отведенного для практики явно недостаточно, и для комплексных знаний по дисциплине необходимо самостоятельное изучение. Для этого обязательно дается домашнее задание. В качестве домашнего задания можно предложить составление кроссвордов. презентаций,ситуационных задач с решением.Проверку остаточных знаний студентов проводят поэтапно, целесообразно применять методическую подборку тестов и ситуационных задач.

Работа над каждой темой должна происходить в 3 этапа:
1. Ознакомление с темой очередного занятия (по заданию преподавателя) – должно быть выполнено перед практическим занятием.
2. Практическая работа уже под присмотром преподавателя с использованием препаратов и применение инструментальных технологий с применением микроскопов.
3. Самостоятельная отработка темы в лаборатории уже на естественных препаратах.

Проверка знаний, обучающихся после пройденного материала должен производиться во времяпрактических занятий. Форма контроля представляет собой тестовые задания с последующим обсуждением и работой над ошибками.
В рамках образовательного процесса по курсу ««Основы микробиологии и иммунологии» студенты осваивают как теоретические, так и методологические основы микробиологии, приобретают опыт исследовательских и аналитических работ в следующих областях:изучение строения микроорганизмов,изучение условно-патогенных и патогенных штаммов;идентификация микроорганизмов в лабораторных и производственных условиях.
Все это несомненно необходимо для дальнейшей работы студентов. Подобные работы, на наш взгляд, особенно актуальны в настоящее время – время пандемий (неясный характер их происхождения; пессимистические прогнозы относительно исчезновения пандемий).

Коротко резюмируя все вышенаписанное, нужно сказать, что системный подход, учитывающий индивидуальные особенности каждого студента, изучающего такую дисциплину как микробиология, направлен в первую очередь на практическое применение полученных ранее теоретических знаний, что является решающим фактором в формировании ориентации на будущую профессиональную деятельность.

Список литературы:
1. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N64101)
2. Тимонина И. В. Мультимедийная лекция как современная форма управления учебным процессом в вузе / И. В. Тимонина. — Текст: непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — No 2 (8). — С. 131-
3. Камышный, А. М. Некоторые аспекты преподавания микробиологии в медицинском вузе / А. М. Камышный // Медицинское образование и профессиональное развитие – 2014. - No 4(18). – С. 69-74.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar