Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2021 » Декабрь » 29

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории

Пугачева Елена Ласловна, преподаватель
КГА ПОУ «Приморский политехнический колледж», г. Владивосток, Приморский край

Аннотация: Использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках истории является важным составляющим методики и практики преподавания дисциплины. С помощью ИКТ можно заинтересовать студентов, показать более образно и глубоко учебный материал. ИКТ позволяют существенно разнообразить формы и методы контроля знаний студентов.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные ресурсы, электронная система обучения eFfront, MOODLE, интерактивные задачники, интернет-технологии, наглядность, восприятие

Информационно-коммуникационные технологии в системе образования прочно вошли в методику и практику преподавания. Это стало неотъемлемой частью всего образовательного процесса и уроки истории тому пример. Можно очень интересно выстроить урок используя интерактивные мультимедийные учебные пособия. На уроках истории использую инновационный учебно-методический комплекс (ИУМК) «История России. ХIХ век» (авторы: Антонова Т.С., Левандовский А.А. и др.) и «История России. ХХ век» (авторы Антонова Т.С., Харитонов А.Л. и др.) ИУМК одновременно является интерактивным самоучителем, библиотекой наглядных пособий, фонотекой, хрестоматией, атласом, рабочей тетрадью, исторической энциклопедией, инструментом и источником материалов для проектной деятельности. Разные уровни сложности ИУМК позволяют организовать индивидуализированное обучение. В каждой лекции курса содержатся тестовые задания. Каждый раздел заканчивается проверочным тестом из 20 заданий разного характера. Такой инновационный учебник позволяет не только интересно проводить уроки, осуществлять контроль знаний, но и наблюдать степень усвоения студентами учебного материала.

Достигнуть поставленных дидактических и методических задач урока можно с помощью комплектов учебных и методических материалов и электронных ресурсов сайта VIDEOUROKI.NET. Учебное занятие в виде комбинированного урока хорошо структурировать, используя данные ресурсы: повторение предшествующей темы урока, объяснение нового материала, закрепление новой темы в форме тестирования.

Одной из проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, является проверка знаний и умений студентов. Это необходимая и неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, от правильной постановки которой зависит его успех.

В процессе обучения применяю на своих занятиях разнообразные формы контроля: контрольные работы; самостоятельные и практические работы; составление таблиц, схем; исторические диктанты, тестовые задания, а также конференции, круглые столы, дискуссии. Использование и применение таких форм контроля определяет не только более качественное усвоение информации студентами, но и способствует развитию творческих способностей, моделирует окружающую обстановку, дает дополнительную информацию, побуждает интерес к учебе.

В современных условиях – условиях компьютеризации, особое место в системе проверки знаний и умений занимает контроль, проводимый с помощью информационно-коммуникационных технологий. Такой контроль проводится в следующих формах:
1. Использование учебных электронных изданий
Для определения качества усвоения материала и контроля знаний студентов по истории использую интерактивные задачники: «Из тени к свету», «Витязь на распутье», «На изломе» (разработаны ООО «Direct MEDIA»). Эти задачники можно использовать как в процессе текущего контроля, так и в качестве итогового контроля знаний. Студенты с интересом работают с задачниками, так как существует возможность использовать дополнительные источники, документы и, главное, – можно решать им задачу до тех пор, пока не будет дан правильный ответ. Студент выбирает индивидуально удобный режим работы. Раскрываются его индивидуальные способности и особенности. В итоге работы – это не только положительная оценка, но и вера с собственные силы и знания.
Применяю на уроках тренажер «Истории России. ХХ – начало ХХI вв». Задания тренажера (тесты) можно использовать в качестве опроса по предшествующей теме, так и в конце урока в процессе закрепления знаний.
2. Авторские электронные мультимедиа презентации
Кроме готовых учебных электронных изданий я сама составляю задания. Я разработала электронные презентации по отечественной истории, которые применяю в качестве рубежного контроля. Задания разного уровня и характера: знание дат, деятельность исторических личностей, вопросы познавательного характера, краеведческой тематики. Специально для викторин по истории «История Отечества», «Страницы истории Великой Отечественной войны», а также первого урока по истории, использую фрагменты из художественных фильмов «Офицеры», «Они сражались за Родину», «Звезда», «Адмирал», «Чапаев», «Ленин в октябре», «Царь» и др.
3. Использование электронного учебника «История. Обществознание. Философия»в программе «eFfront».
Система электронного (дистанционного) обучения eFfront предназначена для того, чтобы студенты и преподаватели могли беспрепятственно получать необходимую информацию, относящуюся к учебному процессу по дисциплинам «История», «Основы философии», «Обществознание», представленных в данной системе электронного обучения, а также создавать новые дисциплины, уроки и тесты. Идея дистанционного электронного образования состоит в том, что взаимодействие преподавателя и студента происходит в виртуальном пространстве: оба они находятся за своими компьютерами и общаются посредством Интернета или локальной сети внутри учебного заведения.

Система электронного ( дистанционного) обучения eFfront позволяет: создавать новые категории уроков и новые уроки, закреплять студентов за уроками (роль Администратора); указывать характеристики урока, создавать структуру урока, создавать тесты к урокам, определить какие компоненты необходимо задействовать на уроке, создавать правила изучения и завершения урока учащимися, следить за успеваемостью и оценивать ее (роль Преподавателя); регистрироваться в системе, изучать материал урока и следить за своей успеваемостью, общаться с другими учащимися и преподавателями (роль Студента).

Данная система полностью подготовлена для обучения студентов по дисциплинам «История», «Основы философии», «Обществознание», и позволяет преподавателям и администрации полностью контролировать учебный процесс.
По этой системе могут обучаться студенты всех курсов, а также студенты заочного отделения. Данная система позволяет преподавателям самостоятельно добавлять новые дисциплины, создавать уроки, тесты для проверки знаний, а также просматривать отчеты о «посещаемости» студентами конкретных разделов и результаты тестирования. Создание системы дистанционного обучения позволяет учебному заведению перейти на новый уровень обучения, а именно электронное обучение, которое будет контролироваться администрацией.

Для того, чтобы студенты были заинтересованы в обучении, выбран удобный интерфейс пользователя, также в системе дистанционного обучения существует форум, чат и внутренняя электронная почта, что позволяет с легкостью обмениваться информацией внутри учебного заведения.

Система электронного (дистанционного) обучения eFfront доступна и понятна каждому студенту, изучающего данные дисциплины.

Материал электронной системы обучения eFfront разработан и предназначен для студентов КГА ПОУ «Приморский политехнический колледж», а также для преподавателей данного учебного заведения. Она включает в себя основные понятия выбранных дисциплин, задания для самоподготовки и проверки полученных знаний.

Материал учебника в системе eFfront соответствует ФГОС для учреждений СПО и может применяться как:
• электронный учебник для подготовки и поиска лекционного материала;
• позволяет создавать и проходить тесты для закрепления знаний;
• создание любой дисциплины;
• изучение собранного материала;
• редактирование материала преподавателем;
• общение внутри сети;
• контроль администрацией колледжа;
• применение мультимедиа проектора для проведения семинаров.

Задания в этом учебнике составлены в форме тестов. В каждом уроке есть задания для самоконтроля. После каждого раздела, а иногда и урока, студентам предлагается ответить на тестовые задания. Задания разной степени сложности и разных видов. Такая систематическая проверка знаний не только способствует прочному усвоению учебного предмета, но и воспитывает сознательное отношение к учебе, формирует аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, активизирует внимание, развивает способность к анализу. При таком тестовом контроле обеспечиваются равные для всех студентов условия проверки, т. е. повышается объективность проверки знаний. Как преподаватель, я имею возможность посмотреть успеваемость каждого студента, его работу над заданиями, его успеваемость по уроку или курсу. Сразу можно сделать вывод: какие дидактические единицы студентами усвоены, а над какими необходимо еще работать.

В силу сложившихся обстоятельств, связанных с пандемией коронавируса, в колледже активно используется система электронного обучения «MOODLE», которая также, как и eFfront, дает возможность работать дистанционно и достаточно результативно. Но, даже самый наилучший компьютер и новейшие информационные и электронные ресурсы не могут заменить живой коммуникации студентов с преподавателем.

Эффективность организации образовательного процесса, активизация познавательных возможностей студентов, повышение качества их знаний во многом зависят от умения преподавателя правильно организовать урок и грамотно выбрать методику использования информационно-коммуникационных технологий.

Список литературы
1. Вяземский, Е.Е., Стрелова, О.Ю. Методика преподавания истории в школе. – М.: ВЛАДОС, 2001. - 176 с.
2. Десненко, М.А. Подготовка будущих учителей к применению современных технических средств обучения в образовательном процессе современной школы // М.А. Десненко // [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-buduschih-uchiteley-k-primeneniyu-sovremennyh-tehnicheskih-sredstv-obucheniya-v-obrazovatelnom-protsesse-sovremennoy/viewer (дата обращения: 22.12.2021)
3. Ивановский, Р.И. Информационные технологии в образовании. – М.: Просвещение, 2013. – 215 с.
Манина, Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся с помощью новых информационных технологий/ Л.А. Манина // [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/aktivizatsiya-poznavatelnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-s-pomoschyu-novyh-informatsionnyh-tehnologiy/viewer (дата обращения: 23.12.2021)
4. Маркова, Л.В. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории/ Л.В. Маркова // [Электронный ресурс]/ Режим доступа: cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-na-urokah-istorii-1/viewer (дата обращения: 23.12.2021)
5. Студеникин, М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 80 с.
6. Шевченко Н. Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника // Учитель истории. – 2005. - №5. – С.24-26
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar