- 27.01.2022
- 3615 Просмотров
- Обсудить
ГАПОУ РС(Я) «Южно-Якутский технологический колледж», город Нерюнгри, РС (Якутия)
Аннотация: в данной статье рассматривается система дистанционных технологий при обучении обучающихся с ОВЗ.
Дистанционные технологии позволяют реализовать образовательные потребности обучающихся с ОВЗ. И хотя при дистанционном обучении обучающийся и преподаватель пространственно отделены друг от друга, они могут находиться в постоянном взаимодействии, организованном при помощи особых приёмов построения учебного процесса.
Можно использовать те новые возможности дистанционного обучения, которые оно открывает:
• использование средств компьютерного обучения (электронные ресурсы, средства мультимедиа, аудио- и видео-), позволяющие усвоить новые знания эффективнее, чем традиционные средства обучения;
• индивидуальный подход к обучающемуся, который даёт возможность непрерывно повышать его образовательный уровень с учетом с состояния здоровья;
• новый характер взаимодействия преподавателя и обучающегося (совместное решение учебных задач), создание новых формы контроля учебной деятельности (онлайн-консультирование, рецензирование письменных работ обучающихся);
• использование дистанционных технологий, которые позволяют не только обеспечить обучающегося качественным образованием, но и дать ему возможность общения со сверстниками (коммуникационные навыки), столь необходимое для социализации и адаптации в обществе;
• проявление творчества обучающихся при создании ими собственных электронных образовательных ресурсов (презентации, игры, видеозаписи).
Дистанционное современное занятие по русскому языку должно соответствовать следующим особенностям:
• Организационно-психологический момент и его эффективность.
• Чётко сформулированные цели и задачи занятия.
• Повторение ранее изученного материала как средство углубления знаний, умений, навыков обучающихся.
• Наличие логической связи между новым и ранее изученным материалом. Логическая стройность всего занятия.
• Эффективность способов и приемом, используемых преподавателем при изложении нового материала, их соответствие главной цели занятия.
• Научность преподавания. Полнота, глубина, осознанность знаний.
• Насыщенность занятия элементами новизны, развивающими любознательность обучающихся.
• Индивидуальный подход к обучающемуся; вовлечение обучающегося на занятии в творческий процесс деятельности.
• Соблюдение единых требований к развитию устной и письменной речи обучающихся, орфографическому режиму.
• Межпредметные и метапредметные связи, организация домашнего задания и его объем; здоровьесберегающие технологии.
1.Конспект занятия.
В конспекте должна быть чётко обозначена структура занятия в зависимости от его целей и задач. Такой конспект составляется на основе конспекта занятия для учителя.
Занятие должно учитывать уровень подготовленности обучающегося. Задания носят частично-поисковый характер, большую часть которых обучающийся выполняет самостоятельно, проверяя и оценивая себя; формулирует новое правило на основе анализа предложенного материала; используя опору-образец, на основе имеющихся знаний, выполняет практическую работу.
Таким образом, при помощи такого конспекта обучающийся осуществляет учебные действия по намеченному плану, достигает намеченной цели в получении новых знаний. Работа обучающегося по такому конспекту позволяет прямо в файле выполнять в программе Neo- и LibreOffice различные задания: вставить пропущенные орфограммы, знаки препинания, выделить в тексте цветом или жирным шрифтом что-то нужное по заданию, затем можно, скопировав, прислать на проверку по Skype в строке «переписка».
2. Презентация же даёт возможность использовать эффективный способ преподавания, демонстрируя наглядности и синхронное объяснение материала К ним можно обращаться, когда требуется наглядный материал: таблицы, схемы, рисунки, репродукции.
Наглядный материал значительно облегчает восприятие теоретической информации. Неоценима польза от презентации при выработке орфографической зоркости, когда даётся задание на выявление грамматико-орфографической грамотности обучающегося.
Презентация позволяет сделать процесс обучения более наглядным, ярким, способствует систематизации знаний, более успешному их усвоению, а также позволяет эффективно использовать время на занятии.
3.Электронные образовательные ресурсы позволяют решить основную задачу ФГОС – развивать основные компетентности обучающегося. Использование ЭОР значительно облегчает и сокращает время подготовки преподавателя к занятию, позволяет организовывать новые виды учебной деятельности, дает возможность «конструировать» занятия, определяя их оптимальное содержание, формы и методики обучения.
Занимательность, новизна компьютерных технологий в сочетании с методическими приёмами мотивируют обучающегося с ОВЗ на изучение русского языка. Важно при этом помнить, что компьютер не заменяет занятие, а дополняет его, не отменяет преподавателя, а помогает ему.
Электронные образовательные средства – это гипертекстовые и мультимедийные учебники и пособия, тестовые системы, интерактивные таблицы, словари, справочники и любые другие материалы в цифровом формате, используемые для решения учебных задач.
На занятиях можно использовать ЦОРы на разных этапах: на введении нового материала, закреплении, контроле ЗУН. На этапе объяснения используются гипертекстовые определения и правила, анимации и иллюстрации, интерактивные таблицы, правила, орфограммы, пунктограммы, учебные тексты. На этапе закрепления и тренировки можно использовать электронные задания в сочетании с иллюстративными, демонстрационными и словарными материалами, на этапе контроля – тесты.
Отдельно следует сказать о домашнем задании. Как известно, домашнее задание может выполнять различные функции: закрепление полученных на занятии знаний и навыков, обобщения, систематизации либо применения на занятии знаний и умений на практике, обеспечения исходного уровня последующего занятия, а также для самостоятельной проработки нового материала. Оно используется также для устранения пробелов в знаниях.
Система дистанционного обучения русскому языку обучающихся с ОВЗ:
- обеспечивает широкий доступ к лучшим образовательным ресурсам;
- существенно увеличивает возможности традиционного образования за счет формирования образовательной информационной среды;
- способствует приобретению обучающимися навыков самостоятельной работы;
- повышает уровень образовательных программ за счет предоставления альтернативных программ широкому кругу обучающихся;
- позволяет формировать уникальные образовательные программы за счет комбинирования курсов, предоставляемых образовательными организациями.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.