Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2022 » Февраль » 13

Мобильное обучение в образовательном процессе

Калькопф Ольга Андреевна, преподаватель
КГБ ПОУ Красноярский технологический техникум пищевой промышленности, г. Красноярск, Красноярский край

Аннотация: в статье рассмотрена актуальность использования мобильного обучения в образовательном процессе, формы их применения.
Ключевые слова: мобильное обучение, мобильное устройство.

Современное общество быстро развивается, соответственно изменяются и требования, выдвигаемые профессиональному образованию. В настоящее время в методике преподавания появляется термин «мобильное обучение». Мобильное обучение – это новое направление в педагогике и образовании, обучение с помощью мобильных технологий которое позволяющие организовать процесс обучения с помощью устройств мобильной связи. С помощью мобильных устройств обущающиеся могут получать доступ к образовательным ресурсам, связываться с другими пользователями, создавать контент в учебной аудитории и за ее пределами.

Мобильное обучение может выступать как самостоятельная технология обучения, а также использоваться в комплексе совместно с другими информационными и коммуникационными технологиями. Значимость мобильных приложений растет, а основная причина этого – возможности, которые они дают:
– совместная работа учащихся над заданиями во время урока и во внеурочной деятельности,
– обмен файлами,
– организация дистанционного обучения.

С помощью мобильных устройств обущающиеся могут получать доступ к электронным образовательным ресурсам, например система электронного обучения Moodle. Обучение проходит независимо от местонахождения даёт возможность учиться людям с ограниченными возможностями, не требует приобретения ПК и бумажной учебной литературы, т.е. экономически оправданно.

Наличие системы и методики применения мобильных устройств в учебном процессе позволяют педагогу персонализировать учебный процесс и органично встроить мобильное обучение в традиционную классно-урочную систему. В грамотном сочетании мобильного обучения и традиционного, традиционное обучение становится более интересным и более эффективным. Интенсивность мобильного обучения значительно выше, чем у традиционного.

Таким образом, можно выделить основополагающие характеристики мобильного обучения:
- мобильное обучение — это личностно-ориентированный, ситуативный и протекающий в удобное время и в удобном месте процесс;
- мобильное обучение является закономерным инновационным процессом в системе образования;
- мобильное обучение — это учебно-познавательная деятельность, требующая сознательных усилий: обучающиеся должны активно трудиться в процессе мобильного обучения.
- главной отличительной чертой мобильного обучения является его ориентация на активную и сознательную самостоятельную работу;
- применение мобильных технологий в учебном процессе должно опираться на системный подход, обеспечивать реализацию определенных дидактических задач и целей и в целом интенсифицировать учебный процесс.

Внедрение мобильного обучения стало возможным благодаря широкому набору функций современных мобильных устройств, к которым на сегодняшний день в частности, относятся: голосовая связь, обмен сообщениями, обмен графикой, Интернет-браузеры и др.

Существуют разные способы использовать мобильные технологии на уроке, что позволяет повысить эффективность использования времени, отведенного на аудиторную работу из своего опыта считаю целесообразным использовать смешанное обучение, позволяющее сделать процесс обучения более эффективным и интересным. В своей работе использую несколько способов эффективного использования мобильного телефона на уроке:
- во время проведения тестового задания по теме предлагаю студентам пройти тест в системе мудл;
- во время проведения проверочной работы по разрешению преподавателя студент может сделать один звонок - подсказку при этом обучающийся может принять или не принять подсказку;
- при выполнении индивидуального задания на уроке обучающийся может воспользоваться выходом в интернет с помощью мобильного телефона для поиска необходимой информации;
- при изучении темы предлагаю обучающимся посмотреть на работу профессионалов («нарезка овощей», «разделка мяса», «разделка рыбы», «приготовление дрожжевого теста»), яркий и доступный материал.
- для лучшего усвоения материала обучающимся даю возможность использовать мобильные устройства, чтобы: фотографировать обучающие плакаты, таблицы или правила для лучшего запоминания текста.

Таким образом, мобильный телефон можно эффективно использовать в образовательной деятельности, регламентируя правила его использования и учитывая возможности обучающихся.

Использование мобильных приложений в учебном процессе – один из способов повышения мотивации обучения. Внедрение мобильных приложений в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить преподавателя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.

Одним из наиболее удобных сервисов для проведения онлайн-викторин, онлайн-тестов и онлайн-опросов является мобильное приложение «Kahoot». Деятельность педагога включает в себя этапы подбора материала, разработки заданий для обучающихся с возможностью включения иллюстраций или видео контента, вывод вопросов на экран. Миссия обучающихся заключается в использовании своих мобильных устройств, для открытия данного приложения, введения PIN-кода, полученного от педагога и ответа на поставленные вопросы посредством выбора одного из вариантов ответов. Преимущество таких онлайн-опросов заключается в быстром отображении результатов теста на экране.

Таким образом, мобильные технологии помогают совершенно по-новому организовать процесс контроля за усвоением материала, создавать интерактивные задания новых форматов. Облегчается возможность проверки и анализа результатов такого онлайн-контроля. Легче сделать такой контроль регулярным, что мотивирует учащихся к познавательной деятельности.

В настоящее время использование мобильных приложений в образовательном процессе все еще находится на начальной стадии, но стремительно развивается. Процесс обучения посредством мобильных приложений перспективен, за ним будущее.

Список литературы
1. Куклев, В. А. Становление системы мобильного обучения в открытом дистанционном образовании: автореферат диссертация д-ра пед. наук: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования / Куклев Валерий Александрович; Ульяновский государственный технический университет. – Ульяновск, 2013. – 46 с.
2. Меркулов, А. М. Обучение при помощи мобильных устройств – новая парадигма электронного обучения / А. М. Меркулов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 3 (38). — С. 70-75. — URL: https://moluch.ru/archive/38/4333/ (дата обращения: 13.02.2022).
Мобильное обучения и мобильные приложения в образовании https://infourok.ru/statya-na-temu-mobilnoe-obucheniya-i-mobilnie-prilozheniya-v-obrazovanii-875559.html . – Дата доступа: 24.11.2017.
3. Титова С. В. Мобильное обучение сегодня: стратегии и перспективы. URL: http://www.ffl.msu.ru/research/vestnik/1-2012-titova.pdf (дата обращения: 10.04.19).
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar