- 07.03.2022
- 4227 Просмотров
- Обсудить
ГОУ ВО МО ГГТУ Промышленно-экономический колледж
Необходимость развития у студентов или слушателей умений оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию привела к разработке лекции с заранее запланированными ошибками. Здесь четко задается контекст профессиональной деятельности – предметный и социальный.
Нетрадиционные уроки преследуют свою собственную цель: поднять интерес обучающихся к учебе и, тем самым, повысить эффективность обучения. Многие такие уроки по объему и содержанию рассматриваемого материала выходят за рамки программы и предполагают творческий подход со стороны педагога и студента.
Подготовка преподавателя к лекции состоит в том, чтобы заложить в ее содержание определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера. Список таких ошибок преподаватель приносит на лекцию и предъявляет слушателям в ее конце. Подбираются наиболее типичные ошибки, которые чаще всего делают как обучающиеся, так и преподаватели в ходе чтения лекции. Лектор строит изложение таким образом, чтобы ошибки были тщательно «замаскированы» и их не так-то легко было заметить слушателям. Это требует специальной работы преподавателя с содержанием, высокого уровня владения материалом.
Задача слушателей состоит в том, чтобы по ходу лекции отмечать в конспекте замеченные ошибки и назвать их в конце лекции. На разбор ошибок отводится 10 – 15 минут. В ходе этого разбора даются правильные ответы на вопросы – преподавателем, слушателями или совместно. Число запланированных ошибок зависит от специфики учебного материала, дидактических и воспитательных целей лекции, уровня подготовленности студентов.
Лекция с запланированными ошибками способна выполнять не только стимулирующие, но и контрольные функции. Преподаватель может оценить уровень предшествующей подготовки по предмету, а слушатель – проверить степень своей ориентации в материале.
Лекцию с запланированными ошибками можно применять также для целей диагностики трудностей усвоения материала на предшествующих лекциях. В этом случае выявленные студентами или самим преподавателем ошибки могут послужить для создания проблемных ситуаций, которые можно разрешить на последующих занятиях. В общем случае лекцию с запланированными ошибками лучше всего проводить в завершение темы или раздела учебной дисциплины, когда у студентов уже сформированы основные понятия и представления.
Лекция рассматриваемого типа, безусловно, непривычна для преподавателей и студентов. Успех определяется тщательной методической разработкой содержания и процесса чтения лекций, а их место в ряду других определяется целями, которые ставит преподаватель (дидактическими и воспитательными), зависит он и от контингента обучаемых.
В ходе такой лекции у студентов появляется возможность использовать полученные знания в функции средства мыслительной деятельности, практического включения в совместную с преподавателем учебную работу. Кроме того, заключительный анализ ошибок ставит обучающихся в рефлексивную позицию и способствует процессам развития теоретического мышления.
Следующий тип лекции – лекция-пресс-конференция. Назвав тему лекции, преподаватель просит слушателей письменно задать ему вопросы по данной теме. Каждый слушатель должен в течение 2 – 3 минут сформулировать наиболее интересующий его вопрос, написать на бумаге и передать преподавателю. Затем лектор в течение 3 – 5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связного раскрытия темы, в процесс которого формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражения знаний и интересов слушателей.
Может оказаться, что студенты, не все смогут задать вопросы, сформулировать их грамотно. Это служит для преподавателя свидетельством уровня знаний студентов, степени их включенности в содержание курса и в совместную работу с преподавателем, заставляет совершенствовать процесс преподавания всего курса.
Активизация деятельности студентов на лекции-прессконференции достигается за счет ряда факторов. Из деперсонифицированного информирования она превращается в процесс, адресованный лично каждому слушателю. Необходимость сформулировать вопрос и грамотно его задать активизирует мысль, а ожидание ответа на него – внимание слушателя. Вопросы слушателей в большинстве случаев носят проблемный характер и становятся началом проблемных ситуаций, следовательно, и началом творческих процессов мышления.
Воспитательное влияние на слушателей оказывает личностное, профессионально и социально обоснованное отношение преподавателя к поставленным вопросам и ответам на них. Опыт участия в лекциях-пресс-конференциях позволяет преподавателю, студентам отрабатывать умения задавать вопросы и отвечать на них, варьировать формы общения, выходить из трудных коммуникативных ситуаций, воспитывать в себе качества полемиста, формировать навыки доказательства и опровержения, учета позиции человека, задавшего вопрос.
Рассматриваемую лекцию лучше всего проводить в начале изучения темы или раздела, в середине и в конце. В первом случае ее основная цель –выявление круга интересов и потребностей обучаемых, степени их готовности к работе, отношения к предмету. С помощью лекции-пресс-конференции преподаватель может составить модель аудитории слушателей – ее установок, ожиданий, возможностей. Это особенно ценно при первой встрече со слушателями, в том числе со студентами-первокурсниками, или в начале чтения спецкурса, при введении новых дисциплин.
Лекция-пресс-конференция в середине темы или курса направлена на привлечение внимания студентов к узловым моментам содержания учебного предмета, уточнение представлений преподавателя о степени усвоения материала, систематизацию знаний студентов, коррекцию выбранной системы лекционной работы по курсу.
Основная цель лекции-пресс-конференции в конце темы или раздела – подведение итогов лекционной работы, определение перспектив развития усвоенного содержания в последующих разделах. Лекцию такого рода можно провести и по окончании всего курса с целью обсуждения перспектив применения теоретических знаний на практике как средства решения задач освоения матери¬ала последующих учебных дисциплин, средства регуляции будущей профессиональной деятельности. В качестве лекторов в этом случае могут выступать два-три преподавателя разных предметных областей.
Интегрированный урок – это урок, объединяющий вокруг одной темы материал нескольких предметов. Преимущества этого урока в том, что он способствует информационному обогащению содержания обучения, мышления, чувств учащихся, в нем ярко прослеживаются межпредметные связи. Здесь важно определить главную цель урока, сведения из предметов даются только те, которые необходимы для ее реализации.
Особенности планирования этих уроков следующие:
- уроки планируют на весь год сразу;
- при разработке отдельного конспекта такого урока выделяются главная и сопутствующие цели;
- тщательному отбору подвергается содержание, с помощью которого будет реализовываться цель;
- выбор вида учебного занятия и соответствующих методов и средств обучения должны соответствовать принципу оптимизации впечатлений, получаемых студентами на учебных занятиях;
- проведение таких уроков нельзя осуществить без коллективной работы нескольких преподавателей, хотя проводить его может только педагог основной дисциплины, т. е. инициатор данного урока.
В модели нетрадиционного обучения будущий специалист становится активным субъектом профессиональной деятельности за счет самообучения на основе признания личности как активного субъекта собственной жизни и поведения.
Список используемой литературы
1. Богосвятская А.И. Современный урок: гармония, вдохновение, фантазия (биоадекватные уроки литературы). Методическое пособие. – Севастополь, 2013. – 124 с.
2. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: «Норинт», 2000. – 1536 с.
3. Галахова Г.Н. «Как гений выглядит вблизи»: урок-портрет//Современные педагогические технологии в профессиональном образовании. Опыт педагогов-новаторов г. Курска и области/ Под науч. ред. Е.Н. Овсянниковой – Изд. центр КИНПО (ПК и ПП) СОО, 2013. – 329 с. – С.225-229
4. Кульневич С.В., Лаконецкая Т.П. Современный урок. Часть II. Научно-практич. пособие для учителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2005. – 288 с.
5. Миниахметова Г.Д. Нетрадиционный урок как одна из форм развивающего обучения в соответствии с требованиями реализации ФГОС// Теория и практика образования в современном мире: материалы V Mеждунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). – Санкт-Петербург: СатисЪ, 2014. – 164 с. – С. 160-165
6. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. – М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с. – С. 233
7. Сомова, Л.А. Методика обучения литературе: особенности художественной коммуникации / Л.А. Сомова. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2014. – 247 с.
8. Широбокова Т.С. Методика организации и проведения нетрадиционных уроков в образовательном процессе учреждений среднего профессионального образования// Научные исследования в образовании, 2012 [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.