Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2022 » Март » 9

Влияние изучения информатики на общее развитие обучающихся

Колесова Людмила Александровна
ГБПОУ Сахалинский техникум сервиса

Влияние изучения информатики на общее развитие обучающихся
(вопрос необходимости изучения общеобразовательных дисциплин, в т.ч. в СПО)

Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян…
Д.И. Менделеев


Сегодня мы становимся свидетелями опасной тенденции. Начиная еще со школьной скамьи, сначала школьники, затем студенты и их родители задают вопрос «Зачем изучать столько общеобразовательных предметов? Зачем нужна биология, химия? Где применить знания по математике (например, sin, cos) или по информатике (перевод из одной системы счисления в другую)?». Эти вопросы звучат все громче и чаще и, хуже того, находят поддержку в массах.

Обучающиеся первого курса, сталкиваясь с необходимостью осваивать общеобразовательный цикл, испытывают серьезные проблемы с мотивацией. Они не понимают и не принимают необходимости изучения школьных дисциплин, т.к. «пришли» за профессией или специальностью. Но Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.03.2021) «Об образовании в Российской Федерации» гласит, что общее образование включает в себя дошкольное образование (посещение детского сада), начальное общее образование (с первого по четвертый класс), основное общее образование (с пятого по девятый класс) и среднее общее образование (десятый и одиннадцатый класс). А статья 66 (п.5) того же закона четко определяет, что начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования.

В 66 статье так же раскрываются основные цели каждого уровня общего образования:
1. Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).
2. Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).
3. Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.[1]

Так вот, снижение мотивации к обучению, развитию, грамотности, образованности происходит из-за проседания некоторых направлений на первом и в большей степени на втором уровне, по моему мнению. Т.к. существует и укрепляется убеждение, что общее образование не выполняет функцию, записанную в законе, воспринимаемую большинством сегодня буквально.

На третьем уровне, который изучают в том числе в профессиональных учебных заведениях вместе с общепрофессиональной программой, преподаватели должны подхватывать и продолжать общее развитие подростка. И далее давать некоторое логическое завершение процессу формирования базовых составляющих личности, окончательно отпуская его в самостоятельную взрослую жизнь и будущую профессиональную деятельность. Но, на практике преподаватели вынуждены обосновывать и объяснять, а затем, и восстанавливать прямые и косвенные связи общеобразовательных дисциплин не только с будущей профессиональной деятельностью, но и с повседневной жизнью обучающихся.

Я, как преподаватель и как родитель, уверена, что изучение общеобразовательных дисциплин, в частности информатики, не только обязанность и право обучающегося, но и важная возможность и необходимость развиваться. Ведь дело не только и не столько в законах нашего государства.

Но что именно развивает информатика? Какое такое прямое и косвенное влияние на обучающегося может оказать изучение данной дисциплины даже в рамках профессионального образования, учитывая ограниченное количество часов, выделенных на общеобразовательный цикл.

Сначала стоит остановиться на прямом влиянии на развитие обучающегося. Здесь все просто, достаточно посмотреть, что изучает Информатика. В примерной программе общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» для профессиональных образовательных организаций (рекомендованной ФГАУ «ФИРО» в качестве примерной программы для реализации ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, протокол № 3 от 21 июля 2015 г. регистрационный номер рецензии 375 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО») предельно ясно указаны цели изучения дисциплины. Если коротко:
- что такое информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), их роль в современной жизни (именно информации и технологий);
- правовые аспекты использования компьютерных программ и работы в Интернете;
- работа с поисковыми технологиями;
- применение информации, ее анализ, преобразование, моделирование с помощью ИКТ;
- использование ИКТ в других предметах;
- проектная деятельность;
- сетевая этика и безопасность;
- информационная грамотность и культура.
Все вышеперечисленные цели укладываются в рамки изучения тем: состав и строение компьютера; правомерное и неправомерное использование программного обеспечения; основы работы с операционной системой; работа с офисными приложениями; работа с графическими редакторами; сетевые технологии; онлайн сервисы и услуги. [2]
Казалось бы, тут все понятно: изучаем компьютер и как с ним взаимодействовать, какой минимум можно от него получить, даже если компьютер размером с блокнот. Это прямое влияние на общее развитие. Понимать, как устроена техника в общих чертах, не бояться ее использовать и «поручать» ей различные повседневные задачи. Повсеместная информатизация и компьютеризация порой не дает выбора обойти технологии и вынуждает нас прибегать к использованию техники и ее возможностей, как бы не сопротивлялся человек. Тем более, когда речь идет о молодежи. Считается, что молодые люди более развиты, больше знают и больше умеют, когда речь заходит о компьютерной технике, но как бы не так. Проблема все в той же демотивационной позиции: «Зачем нам это знать?!» - вопрос нынешней молодежи к своим учителям и преподавателям.

К сожалению, и родители обучающихся, прошедшие классическую советскую школу, перестали понимать и принимать тот факт, что любая общеобразовательная дисциплина из школьного списка дисциплин оказывает сильное косвенное влияние на развитие ребенка и имеет немало не только прямых, но и косвенных связей с повседневной жизнью. Проблема в том, что косвенное, не смотря на свое огромное влияние на построение личности, не выражается напрямую в навыке переводить из одной системы счисления в другую или в навыке строить алгоритмы, а данные навыки позволяют развивать логику и систему пошагового достижения намеченной цели, но всем кажется, что они это и так умели и умеют, а не развивали это с помощью общеобразовательных дисциплин.

Для примера, здесь следует снова обратиться к программе общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» для профессиональных образовательных организаций. Ведь не компьютером единым «живет» Информатика.
Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика» обеспечивает достижение студентами ряда личностных, метапредметных и предметных результатов. О предметных уже было сказано выше (это прямое влияние на развитие обучающегося, развитие прямых навыков работы с информационными технологиями), а вот суть двух других направлений состоит в следующем:
- Личностные результаты: знать историю развития технологий, уважать труд зарубежный и отечественный, понимать составляющие информационного общества, быть готовым к творческой работе, уметь работать в команде, стремиться к собственному интеллектуальному развитию, уметь планировать, в том числе с помощью ИКТ, проводить самооценку, выбирать грамотное поведение при использовании ИКТ, быть готовым к продолжению образования.
- Метапредметные результаты: умение ставить цели, составлять планы, определять затраты на их реализацию, уметь наблюдать, описывать, измерять, ставить эксперименты, использовать различные информационные источники, уметь критически оценивать, интерпретировать, анализировать и представлять информацию, умение использовать средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности, а так же умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами ИКТ.[2]

Все общеобразовательные дисциплины взаимодополняют друг друга и наряду с подобными умениями и навыками (как в рамках информатики) дают еще и свои, специфические, которые можно развить только в рамках конкретной дисциплины.
У необходимости изучения общеобразовательных дисциплин всегда было одно простое объяснение «Для общего развития!» и это не вызывало отрицания, отторжения и было понятно, что является важным.

Возвращаясь к вопросу необходимости изучения информатики, хотелось бы обратиться к ряду существующих исследований, одно из которых подтверждает важность демонстрации прогрессивных взглядов на интеллект и важность развития вычислительного мышления. Это способствует расширению человеческих возможностей и повышению благосостояния, улучшению обучения и развитию творческих способностей (эксперимент проводился с участием детей из неблагополучных семей). Имплицитные теории интеллекта (ITI; Dweck, 1999, 2008) предлагают способ изменения убеждений относительно своих способностей [5]. Имплицитные теории (ИТ) отражают представления о сущности когнитивных и личностных характеристик человека (стабильной либо изменчивой) и участвуют в интерпретации людьми событий и регуляции их деятельности (через процессы целеобразования, реагирования на неудачи, стратегии при обучении и пр.), а также позволяют предсказывать достижения (Dweck, 2006). [3]

<…> Образование не заканчивается с обучением в школе или вузе и сформированные способы усвоения учебного материала и саморегуляции позволят будущему специалисту быть успешным в дальнейшем профессиональном и личностном росте. [4] Здесь на ум приходит одна очень известная фраза «Век живи – век учись», что висела у нас в классе нашей советской школы и врезалась в память ровными каллиграфическими буквами, написанными пером. Проще говоря, обучая студентов информатике, как многим кажется «ненужным вещам», преподаватель помогает студенту развивать интеллект, что повлияет на формирование дальнейшего жизненного опыта. Но так как формируемые интеллектуальные навыки зачастую являются скрытыми и неосознанными (косвенными), то процессы формирования вызывают отторжение и снова назревает вопрос «Зачем мне это надо?».

Еще одно исследование подтверждает тот факт, что современные технологии пронизывают почти все сферы жизни общества и поэтому требуют развития новых навыков, включая компьютерное кодирование (программирование). Многие лидеры во всем мире поощряют студентов учиться программировать, поскольку это может помочь им развить другие навыки, включая решение проблем, рассуждение и счет. Тем не менее, обучение кодированию оказывает дифференцированное, а не единообразное воздействие на другие когнитивные навыки [6].

Пояснить термин «когнитивные навыки» можно опираясь на книгу Мрекулова И.П. «Когнитивные способности» и понятие когнитивные способности – это восприятие, мышление, сознание и память. [7] Таким образом, когнитивные навыки – это навыки, основанные на восприятии, мышлении, сознании и памяти, которые необходимы для приобретения знаний, обработки информации, формулирования идей и выводов, поиска оптимальных путей решения проблем (кстати, здесь перечислены основы теории об информационных процессах в той же информатике).

Обобщая информацию, полученную в ходе экспериментов и наблюдений в рамках исследования необходимости навыка программирования, хотелось бы уточнить, чем же этот навык полезен. Через программирование ребенок развивает вычислительное мышление, которое помогает детям развивать навыки решения задач, креативное мышление, умение учиться и навыки совместной работы. Итак:
- Развивает навыки решения задач, принятия решений и их анализа;
- Стимулирует креативное мышление. Помогает придумывать новые решения и проекты;
- Развивает умение учиться, исправлять ошибки и искать новые области знаний;
- Вычислительное участие (обучающийся может выразить себя через продукт, который может показать другим);
- Стимулирует учебную мотивацию (персонализация, опора на внутреннюю мотивацию и интересы);
- Объединяет и помогает находить общий язык с другими людьми. [8]
Выше приведённой информации (даже на примере только одной дисциплины и только некоторых ее положений), как мне кажется, должно быть достаточно, чтобы не продолжать заблуждаться в том, что общеобразовательные дисциплины теряют свою актуальность в современных реалиях, что решение задачек, заучивание стихов и теорем и т.п. – это бестолковое и бесполезное занятие. Это по-прежнему важно, в том числе для формирования максимально полной картины мира. Нахождение каждой дисциплины в списке общеобразовательных дисциплин взвешенно и обосновано, так как каждая из них отвечает за свою область научного познания и формирования личности.

ИСТОЧНИКИ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021);
2. Цветкова М. С., Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» для профессиональных образовательных организаций / М. С. Цветкова, И. Ю. Хлобыстова. — М. : Издательский центр «Академия», 2015. — 27 с. (Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, Протокол № 3 от 21 июля 2015 г., Регистрационный номер рецензии 375 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»)
3. Зиренко М. С., Имплицитные теории интеллекта и личности: связи с интеллектом, мотивацией и личностными чертами Benolol [Электронные данные]: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 119991, Россия, Москва, Ленинские горы, д. 1, 2018. Т. 15. № 1. С. 39–53. Психология. Журнал Высшей школы экономики – / Psy-journal.hse.ru. - Электронные данные. Режим доступа: URL.: https://psy-journal.hse.ru/2018-15-1/217802819.html, свободный – (дата обращения 12.08.2021)
4. Сухотин А.А., Имплицитные теории интеллекта и концепции учения в психологии образования [Электронный документ]: Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». 2015. № 3. С. 303-309. Репозиторий Тверского госуниверситета - / Eprints.tversu.ru. – Электронные данные. Режим доступа: URL.: http://eprints.tversu.ru/5457/1/Вестник_ТвГУ._Серия_Педагогика_и_психология._2015.___3._С._303-309.pdf, свободный – (дата обращения 12.08.2021)
5. «Can Designing Self-Representations through Creative Computing Promote an Incremental View of Intelligence and Enhance Creativity among At-Risk Youth?» January 2016, Interdisciplinary Journal of e-Skills and Lifelong Learning 12:267-278, Authors: Ina Blau, The Open University of Israel, Nurit Benolol [Электронный документ]: ResearchGate | Find and share research – / Researchgate. - Электронные данные. Режим доступа: URL.: https://www.researchgate.net/publication/320655276_Can_Designing_Self-Representations_through_Creative_Computing_Promote_an_Incremental_View_of_Intelligence_and_Enhance_Creativity_among_At-Risk_Youth, свободный – (дата обращения 03.06.2021)
6. «Technology and the Mind: Does Learning to Code Improve Cognitive Skills?» April 2018, DOI:10.1145/3183654.3183658, Conference: the Technology, Mind, and Society, Authors: Ronny Scherer, University of Oslo, Fazilat Siddiq, University of South-Eastern Norway, Bárbara Sánchez Viveros [Электронный документ]: ResearchGate | Find and share research – / Researchgate. - Электронные данные. Режим доступа: URL.: https://www.researchgate.net/publication/323822052_Technology_and_the_Mind_Does_Learning_to_Code_Improve_Cognitive_Skills, свободный – (дата обращения 03.06.2021)
7. Меркулов И.П. Когнитивные способности. [Электронный документ]: [Электронная библиотека Института философии РАН] - Российская академия наук, Институт философии, Государственный университет гуманитарных наук. М.: Издательство ИФ РАН, 2005, 179 с. – / Iphlib.ru/library. - Электронные данные. Режим доступа: URL.: https://iphlib.ru/library/collection/persmon/document/Merkulov?ed=1, свободный – (дата обращения 07.03.2022)
8. Почему программирование - новая грамотность и зачем учить этому детей [Электронные данные]: РБК Тренды - Кто и как меняет глобальную экономику – / Trends.rbc.ru/trends. - Электронные данные. Режим доступа: URL.: https://trends.rbc.ru/trends/education/5ec6e0759a7947ee0f27c6ab, свободный – (дата обращения 12.08.2021)
9. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности [Электронный документ] : [Институт образования – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»] - под редакцией М.С. Добряковой, И.Д. Фрумина, при участии К.А. Баранникова, Н. Зиила, Дж. Мосс, И.М. Реморенко, Я. Хаутамяки. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. — 472 c. – / Ioe.hse.ru. - Электронные данные. Режим доступа: URL.: https://ioe.hse.ru/mirror/pubs/share/360763569.pdf, свободный – (дата обращения 10.01.2022)
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar