Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2022 » Апрель » 19

Буктрейлер как средство повышения читательской активности обучающихся на уроках литературы

Ковалева Галина Ивановна
ОАПОУ «Дмитриевский агротехнологический колледж», г. Дмитриев

В XXI веке во времена большого потока информации, следующего отовсюду, велик риск снижения активности человека в ее самостоятельном поиске и дальнейшей обработке. Так, на уроках литературы учитель все чаще и чаще сталкивается с проблемой чтения.

Как привлечь обучающегося к книге? Данный вопрос стоит во главе угла урока литературы, как в школе, так и в системе профессионального образования.

Какие же формы активного обучения на уроках позволят учителю повысить читательскую активность ребят и сделать урок литературы интересным и увлекательным.
В связи с всеобщей компьютеризацией, пожалуй, одной из самых интересных форм работы может стать создание собственного буктрейлера к книге.

Буктрейлер (от англ. booktrailer) — это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге.

Буктрейлеры по книгам открылись современному обществу сравнительно недавно. Еще 10 лет назад подобная идея не приходила никому в голову, однако сейчас промо-ролики к шедеврам литературы стали явлением достаточно обыденным и многосторонним.

Первый буктрейлер был представлен в 2003 году на книжной ярмарке в Луизиане. Ролик рекламировал книгу Кристин Фихан «Темная симфония». Популярными буктрейлеры стали с 2005 года благодаря развитию видеохостингов (YouTube и др.) и социальных сетей.

В России жанр буктрейлера появился в 2010 году. Специалисты издательства «Азбука Аттикус» стали одними из первых, кто использовал буктрейлер для продвижения книги Алексея Маврина «Псоглавцы».

Как это работает? Одной из основных особенностей буктрейлеров можно назвать простоту их исполнения.

По способу визуального воплощения текста буктрейлеры бывают:
1. Игровые (минифильм по книге);
2. Неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, тематическими рисунками, фотографиями и т. п.);
3. Анимационные (мультфильм по книге).
По содержанию:
1. Повествовательные (презентующие основу сюжета произведения);
2. Атмосферные (передающие основные настроения книги и ожидаемые читательские эмоции);
3. Концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).

Цель буктрейлера – рассказать о книге. Но этот рассказ должен содержать интригу, чтобы заинтересовать зрителя, подвести его к прочтению книги.

Видеоролик не должен быть длинным (3-5 минут), так как это оптимальное время, чтобы удержать внимание зрителя как потенциального читателя.

Монтировать полученные записи можно как в стандартном Windows Movie Maker, так и в дорогих программах, дающих огромное количество возможностей, начиная от кадрирования и заканчивая изменением цветовой гаммы, качества изображения и звука. В общем, для того, чтобы создать качественный буктрейлер, совершенно необязательно быть культовым режиссером или клипмейкером. Достаточно просто хотеть это сделать, поставить себе цель и уверенно идти к ней. Буктрейлер должен быть перпендикулярен тексту, он рассказывает свою историю про книгу, а не копирует историю, рассказанную в книге, т.е. он не должен повторять сюжет книги, а должен высветить настроение, атмосферу книги, привлечь ассоциативный ряд, связанный с сюжетом, главными героями книги.

Обучающиеся должны знать точные требования к создаваемому продукту. Как правило, это обговаривается на этапе постановки задачи, вывешивается в классе для всеобщего обозрения.

Например, требования могут быть такие:
• видеоролик должен быть захватывающим, чтобы посмотрев его, захотелось прочитать книгу;
• в нем должна быть логически завершенная сюжетная линия, интригующая концовка;
• на протяжении всего ролика должен быть соблюден единый жанр;
• интересные, понятные записи к картинкам / диалоги в кадре, написанные литературным языком;
• качественная запись звука, подборка видео и картинок в хорошем разрешении;
• название пишется вначале ролика, титры (кто работал над созданием) – на последнем слайде.
Буктрейлер это не только прекрасный способ привлечь детей к чтению, это интересная возможность поделиться с друзьями интригой от прочтенного произведения, самому создав свой продукт.

Буктрейлер можно использовать как тему проекта в рамках уроков литературы, так и как форму внеурочной деятельности, скажем, создав «Студию буктрейлера». В любом случае, задача у учителя будет одна – привлечь внимание обучающихся к прочтению книг и развивать их творческие способности. Участники проекта получат возможность научиться делать кино и рекламу, а получатели проектной продукции, через миниэкранизацию художественного произведения, заинтересуются прочтением книги и просмотром ее киноверсии.

В ходе работы по созданию буктрейлера у обучающихся формируются ключевые компетенции по работе с информацией:
- использование ИКТ на высоком уровне сложности;
- умение анализировать информацию (высокотехнологичное чтение, поисковые навыки цитат, заголовков, дифференцирование информации по степени значимости, формулирование и аргументирование выводов);
- развитие творческого потенциала (актерское мастерство, навыки постановки художественного произведения, культура речи, коммуникация в информационном пространстве, языковая коммуникация).

Каковы же варианты заданий, в результате выполнения которых создается видеоролик? Это может быть составление видеоряда к стихотворению (картинки и чтение учеником стихотворных строк); составление видеоряда на темы «Литературный герой на картинах известных художников», «Прототипы литературных персонажей произведения», «Биография писателя»; запись исполнения собственных стихов, частушек, песен, экспромт-постановок басен, сказок, былин. В основу буктрейлера может быть положено любое произведение. Это могут быть книги-юбиляры, книги определенного жанра (фантастика, приключения, детективы), произведения, написанные одним автором и т.д.
Таким образом, буктрейлер позволит стимулировать процессы переключения и поисковой активности обучающихся, учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, мыслить, самим делать выводы, анализировать полученные результаты, а самое главное - получать удовольствие от процесса обучения и проделанной работы.

Литература
1. Гудков Н. Буктрейлер: методика создания// Библиополе.-2014.-№10.-с.22- 25.
2. Сиппель Н.О. Буктрейлер: как создать? / Н. О. Сиппель // Современная библиотека.– 2014. – № 7 (47). – С.18-23.
3. http://didaktika.org/2014/p/sozdanie-i-ispolzovaniebuktrejlera-na-urokah-literatury
4. http://fb.ru/article/185523/buktreyler---eto-chto-takoe-kaksdelat-buktreyler
5. http://slavaslov.ucoz.ru/load/chto_takoe_buktrejler_i_zachem_on_nuzhen/1 -1-0-15
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar