Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2022 » Июнь » 17

Какие задачи стоят для педагогов в СПО?

Подготовка и обучение педагогов в сфере среднего профессионального образования сейчас является актуальным и приоритетным направлением в системе СПО не только в России, но и за границей. Недавно вышел интересным материал профессора Университета Ростока Франца Кайзера[1] о вызовах и задачах в подготовке педагогов для системы СПО.

В статье говорится о важности предоставления качественного образования и осуществления подготовки педагогов в современных условиях. Система СПО должна «учитывать многочисленные и весьма разнообразные вызовы, с которыми сталкиваются педагоги». Действительно, подготовка педагогов определяет будущую подготовку рабочих кадров для страны.

Сейчас данному вопросу начали уделять внимание. Например, не так давно проводилось совещание между ИРПО и Союзом директоров ССУЗ о важности привлечения молодых педагогов в систему СПО. Однако, мало говорится о реальных проблемах, с которыми сталкиваются педагоги. Растущая гетерогенность студентов, быстрые технологические изменения, расширения образовательных задач и необходимость быстрой адаптации к новым форматам организации образовательного процесса (например, включение дистанционных технологий, включение agile[2] в работу и др.). На долю преподавателей ложится необходимость трансформации целей обучения и дидактических концепций, отвечающих внешним вызовам и складывающейся экономической ситуации. Современные реалии диктуют уход от «чтения с листка» к проработке учебных ситуаций, близких к реальным, с обучающимися, которые позволят развить практические и академические компетенции. Педагог – это уже не только транслятор знаний, это человек, который создает инновационные механизмы обучения в организациях СПО и активно взаимодействует с работодателями и предприятиями, которые включают цифровые инструменты обучения, открывают новые возможности для стимулирования индивидуальных процессов обучения и специфических форм обучения в различных профессиональных областях. Современный педагог должен уметь анализировать рабочие процессы, чтобы определить компетенции, необходимые на будущем рабочем месте и внедрить их в свои образовательные дисциплины.

Принимая все вышеперечисленное во внимание, можно выделить ключевые задачи, которые стоят перед педагогами СПО:

  1. Инвестиции в собственное непрерывное профессиональное развитие становятся для педагога СПО не только необходимыми, но и обязательными. Педагоги СПО должны постоянно повышать уровень своей квалификации и проходить стажировки на рабочих местах, к которым они готовят. Профессиональные знания все чаще ценятся в той мере, в которой они применимы и могут обеспечить производительность будущего работника на ожидающем профессиональном поприще. Практическая компонента выходит на первый план.
  2. Цифровизация и интеллектуальное производство требует от преподавателей СПО и обучающихся сложных когнитивных процессов, которые позволят гарантировать правильность понимания того, что происходит на производстве и принимать соответствующие решения. Такие вызовы требует нового баланса между обучением внутри колледжа и обучением непосредственно на предприятиях. Сложившаяся ситуация требует адаптации со стороны педагогов, чьи знания о реальных процессах, технологических мощностях и требованиях предприятий должны быть актуальными и точными.
  3. Педагог становится проводником для обучающихся в их карьерном пути. Неважно, как это называется: наставник, ментор, преподаватель, тьютор и тд. Главное то, что педагог должен обладать необходимыми навыками и специфическими компетенциями, включающие знания о процессах социализации и карьерного сопровождения. Сейчас существует большое количество возможностей для молодых людей выбирать траекторию дальнейшего развития, вне зависимости от образа жизни, места жительства, уровня образования и опыта работа. Педагог должен обладать знаниями для возможной поддержки и ориентации молодых людей. Вместе с этой необходимостью и растут требования к уровню профессионализма педагога.
  4. Интеграция инклюзивного образования является постоянным требованием в современном обществе. Однако, ее реализации становится сложнее с ухудшением экономической обстановки и нестабильной политической ситуации. В этой связи, педагоги должны уметь искать новые возможности интеграции людей с инвалидностью в образовательный процесс без потери качества обучения.
  5. В настоящее время молодым людям нужно нечто большее, чем обучение практическим навыкам и абстрактному мышлению. Студентам необходимо получать опыт «открытого диалога», возможность понять себя и свои ценности, осознать, на какие социальные процессы они могут влиять и определить свою будущую траекторию развития. Имея дело с подлинными историческими событиями, соотнося их с собственной биографией и открытыми встречами и разговорами, можно побудить молодых людей к осознанному мышлению и укреплению патриотического духа.

Пять пунктов задают целую повестку для обсуждения новых требований к современным педагогам. Однако, совместно с требованиями должны расти и возможности для педагогических кадров в СПО (например, льготная ипотека, «подъемные», рост оплаты труда и тд.). Создавая баланс, мы сможем создать сильное педагогическое сообщество СПО, отвечающее современным вызовам и готовящая профессионалов высокого уровня.

 

[1] Kaiser, F., Marhuenda Fluixá, F., & Palomares-Montero, D. (2021). Common challenges European VET teachers

as innovators are facing and their impact on academic VET teacher education. In C. Nägele, B.E. Stalder, & M.

Weich (Eds.), Pathways in Vocational Education and Training and Lifelong Learning. Proceedings of the 4th

Crossing Boundaries Conference in Vocational Education and Training, Muttenz and Bern online, 8. – 9. April

(pp. 183–189). European Research Network on Vocational Education and Training, VETNET, University of Applied Sciences and Arts Northwestern Switzerland and Bern University of Teacher Education. https://doi.org/10.5281/zenodo.461002

[2] гибкие методы

Долгова Наталия Эдуардовна 
кандидат экономических наук, магистр менеджмента

Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar