- 18.06.2022
- 4008 Просмотров
- Обсудить
Science shop или научный магазин – это небольшие организации, которые проводят научные исследования по широкому кругу дисциплин – обычно бесплатно и от имени граждан и местного общества.
Научный магазин обеспечивает независимую, основанную на широком участии исследовательскую поддержку в ответ на проблемы, с которыми сталкивается гражданское общество.
Научные магазины были созданы в ответ на вызов современности, когда публикации научных результатов и односторонней научной коммуникации уже недостаточно. Научными магазины своего рода посредники между группами граждан (профсоюзы, НКО, ассоциации и др.) и исследовательскими институтами. Но не всегда они связаны с университетами и базируются на их базе. Сейчас многие субъекты (исследовательские центры, СПО), не имеющие отношения с университетами, можно рассматривать как похожие на научные магазины, поскольку они выполняют те же функции. Несмотря на разные названия и различия в работе и организации, основные принципы и цели сопоставимы. Посредством такого рода расширения и поддержки деятельности научные магазины в своем сотрудничестве пытаются создать более широкие возможности доступа к науке, знаниям и технологиям для социальных групп, которые обычно не хотели или не могли взаимодействовать с этими дисциплинами.
На практике контакт между организацией гражданского общества и Научным магазином начинается с проблемы, в которой организация гражданского общества ищет поддержки в исследованиях или практической разработке. В последующем коллективном поиске решения генерируются новые знания или, по крайней мере, существующие знания объединяются и адаптируются – в стремлении к истинному партнерству без какого-либо преобладания «науки».
В качестве миссии научные магазины стремятся[1]:
- обеспечить гражданское общество знаниями и навыками посредством исследований и образования;
- предоставляют свои услуги на доступной основе;
- поощрять и поддерживать общественный доступ к науке и технологиям и общественное влияние на них;
- к созданию равноправных и поддерживающих партнерских отношений с организациями гражданского общества;
- к улучшению понимания политиками, образовательными и исследовательскими учреждениями потребностей гражданского общества в исследованиях, разработке и образовании;
- расширяйте передаваемые навыки и знания студентов, представителей сообщества и исследователей.
Научные магазины активно интегрируются в систему СПО в Европе и привлекают студентов и преподавателей для решения реальных задач городской среды и общества с применением их знаний. Хорошим примером такой интеграции можно назвать возникшую проблему в Литве. Форум литовских родителей выступил клиентом на заказ по разработке безопасного перехода по Olandu Ring (перекресток с интенсивным движением). Проблема заключалась в том, что большинство пешеходов при переходе дороги не смотрели по сторонам, а были увлечены своими смартфонами. Такая ситуация часто приводила к несчастным случаям и авариям. Колледж технологий и дизайна в Вильнюсе решил взяться за решение данной проблемы и совместно с гражданами и привлекая студентов СПО с факультета дизайна они принялись за разработку решения проблемы.
Бюджет был заложен небольшой и нужно было сделать что-то работающее и не требующее больших финансовых вливаний. Студенты, совместно с преподавателями, разработали предупреждающий знак перед пешеходным переходом о необходимости оторваться от мобильного телефона. Такое решение позволило сократить количество несчастных случаев практически вдвое.
Таких кейсов можно назвать огромное количество. Например, еще один, Национальная государственная транспортная пассажирская ассоциации обратилась к этому же колледжу для разработки умных транспортных остановок.
Задача была создать остановку, которая бы сама себя обеспечивала энергией, контролировала уровень загрязнения воздуха и гарантировала качество. Совместно со студентами с технологических профилей и дизайнеров были разработаны умные остановки, которые были размещены на отдаленных участках города и функционируют по сей день.
Научные магазины становятся не только уделом университетов, но также активно вовлекают студентов и преподавателей в свою деятельность. Несмотря на растущую популярность в системе СПО такого вида проектов, существуют определенные опасения и настороженность со стороны студентов и педагогов.
Педагоги отмечают, что достаточно сложно работать с такими проектами, однако, это мотивирует их повышать уровень своих знаний, создавать междисциплинарные коллаборации для решения подобных задач, а также лучше понимать нужды общества и потенциальных работодателей для своих студентов. Со стороны студентов есть некое стеснение в представление результатов своих работ заказчику. Более того, они опасаются, что вне зависимости от вложенных сил, нет гарантий, что именно их разработку примут. Также сложно оценить уровень вовлеченности и замотивированности студентов к участию в проекте.
Разобрав коротко, что такое научные магазины и как их используют в СПО, можно отметить, что это один из потенциально выгодных вариантов работы с предприятиями и организациями города. Такой формат взаимодействия позволяет узнать реальные проблемы, которые нужно решать, используя профессиональные навыки.
Рисунки: Vilniaus technologijv ir dizaino kolegija
[1]About Science Shops https://livingknowledge.org/111/
Долгова Наталия Эдуардовна
кандидат экономических наук, магистр менеджмента