Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2022 » Июнь » 18

Что такое «Science Shop» в СПО?

Science shop или научный магазин – это небольшие организации, которые проводят научные исследования по широкому кругу дисциплин – обычно бесплатно и от имени граждан и местного общества.

Научный магазин обеспечивает независимую, основанную на широком участии исследовательскую поддержку в ответ на проблемы, с которыми сталкивается гражданское общество.

Научные магазины были созданы в ответ на вызов современности, когда публикации научных результатов и односторонней научной коммуникации уже недостаточно. Научными магазины своего рода посредники между группами граждан (профсоюзы, НКО, ассоциации и др.) и исследовательскими институтами. Но не всегда они связаны с университетами и базируются на их базе. Сейчас многие субъекты (исследовательские центры, СПО), не имеющие отношения с университетами, можно рассматривать как похожие на научные магазины, поскольку они выполняют те же функции. Несмотря на разные названия и различия в работе и организации, основные принципы и цели сопоставимы. Посредством такого рода расширения и поддержки деятельности научные магазины в своем сотрудничестве пытаются создать более широкие возможности доступа к науке, знаниям и технологиям для социальных групп, которые обычно не хотели или не могли взаимодействовать с этими дисциплинами.

На практике контакт между организацией гражданского общества и Научным магазином начинается с проблемы, в которой организация гражданского общества ищет поддержки в исследованиях или практической разработке. В последующем коллективном поиске решения генерируются новые знания или, по крайней мере, существующие знания объединяются и адаптируются – в стремлении к истинному партнерству без какого-либо преобладания «науки».

В качестве миссии научные магазины стремятся[1]:

  • обеспечить гражданское общество знаниями и навыками посредством исследований и образования;
  • предоставляют свои услуги на доступной основе;
  • поощрять и поддерживать общественный доступ к науке и технологиям и общественное влияние на них;
  • к созданию равноправных и поддерживающих партнерских отношений с организациями гражданского общества;
  • к улучшению понимания политиками, образовательными и исследовательскими учреждениями потребностей гражданского общества в исследованиях, разработке и образовании;
  • расширяйте передаваемые навыки и знания студентов, представителей сообщества и исследователей.

Научные магазины активно интегрируются в систему СПО в Европе и привлекают студентов и преподавателей для решения реальных задач городской среды и общества с применением их знаний. Хорошим примером такой интеграции можно назвать возникшую проблему в Литве. Форум литовских родителей выступил клиентом на заказ по разработке безопасного перехода по Olandu Ring (перекресток с интенсивным движением). Проблема заключалась в том, что большинство пешеходов при переходе дороги не смотрели по сторонам, а были увлечены своими смартфонами. Такая ситуация часто приводила к несчастным случаям и авариям. Колледж технологий и дизайна в Вильнюсе решил взяться за решение данной проблемы и совместно с гражданами и привлекая студентов СПО с факультета дизайна они принялись за разработку решения проблемы.

Бюджет был заложен небольшой и нужно было сделать что-то работающее и не требующее больших финансовых вливаний. Студенты, совместно с преподавателями, разработали предупреждающий знак перед пешеходным переходом о необходимости оторваться от мобильного телефона. Такое решение позволило сократить количество несчастных случаев практически вдвое.

Таких кейсов можно назвать огромное количество. Например, еще один, Национальная государственная транспортная пассажирская ассоциации обратилась к этому же колледжу для разработки умных транспортных остановок.

Задача была создать остановку, которая бы сама себя обеспечивала энергией, контролировала уровень загрязнения воздуха и гарантировала качество. Совместно со студентами с технологических профилей и дизайнеров были разработаны умные остановки, которые были размещены на отдаленных участках города и функционируют по сей день.

Научные магазины становятся не только уделом университетов, но также активно вовлекают студентов и преподавателей в свою деятельность. Несмотря на растущую популярность в системе СПО такого вида проектов, существуют определенные опасения и настороженность со стороны студентов и педагогов.

Педагоги отмечают, что достаточно сложно работать с такими проектами, однако, это мотивирует их повышать уровень своих знаний, создавать междисциплинарные коллаборации для решения подобных задач, а также лучше понимать нужды общества и потенциальных работодателей для своих студентов. Со стороны студентов есть некое стеснение в представление результатов своих работ заказчику. Более того, они опасаются, что вне зависимости от вложенных сил, нет гарантий, что именно их разработку примут. Также сложно оценить уровень вовлеченности и замотивированности студентов к участию в проекте.

Разобрав коротко, что такое научные магазины и как их используют в СПО, можно отметить, что это один из потенциально выгодных вариантов работы с предприятиями и организациями города. Такой формат взаимодействия позволяет узнать реальные проблемы, которые нужно решать, используя профессиональные навыки.

Рисунки: Vilniaus technologijv ir dizaino kolegija


[1]About Science Shops  https://livingknowledge.org/111/

Долгова Наталия Эдуардовна 
кандидат экономических наук, магистр менеджмента

Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar