Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2022 » Июнь » 30

Если трактор убрать, то кому землю пахать?

Долгова Наталия Эдуардовна 
кандидат экономических наук, магистр менеджмента

Не так давно я провела анонимный опрос представителей системы среднего профессионального образования в телеграм канале «А что в СПО?» о проблемах, с которыми сталкиваются организации среднего профессионального образования и о которых боятся сказать. Меня поразило одно сообщение, оно было, как крик души. Именно с него я решила начать освещение проблемных блоков, о которых не принято говорить.

Сейчас особое внимание уделяется развитию цифровых навыков во всех сферах: начиная от школьного образования и заканчивая обучением на протяжении всей жизни. По данным Российской газеты «России дополнительно требуется около миллиона IT-специалистов».[1] Для подготовки специалистов в СПО, связанных с цифрой и математикой выделяется около 25000 бюджетных и платных мест.[2] Действительно, за цифровыми профессиями будущее и нам нельзя обходить стороной подготовку специалистов для ИТ сферы и тех, кто будет работать с ЧПУ и другим высокотехнологичным оборудованием. Однако нельзя забывать о тех, кто работает «на земле» и обеспечивает нас продуктами питания.

В Европе и Америке сейчас активно готовятся к продовольственной катастрофе. По данным журнала The Economist «Россия и Украина поставляют 28% продаваемой в мире пшеницы, 29% ячменя, 15% кукурузы и 75% подсолнечного масла»[3]. Просто вдумайтесь в эти цифры. По данным доклада «Сельское хозяйство в России, 2021»[4] в среднем в сельском хозяйстве занято свыше 4 млн. человек. Но давайте не будем охватывать все специальности, ведь сельское хозяйство огромное и остановимся пока на одной – тракторист.

Хотела найти статистику по тому, сколько человек сейчас работает трактористами, но, к сожалению, не нашла. Однако нашла любопытную статью в КП[5], в которой говорится о том, что в России вчетверо вырос спрос на сельхозработников. Кадров не хватает и работодатели готовы принимать сразу после колледжа, без опыта. Но тут мы видим следующую проблему.

По данным сайта «Поступи Онлайн», на тракториста готовят в стране 20 колледжей и техникумов[6].Общее количество бюджетных мест 565, платных 200, а стоимость обучения на платном отделении варьируется от 14500 до свыше 63000 рублей. Согласитесь, не малые деньги для родителей из отдаленных уголков страны, чтобы обучить своих детей и дать им профессию, которая их будет кормить в будущем. Более того, количество специалистов, которые выпускаются ежегодно где-то 500-600 (те, кто дошел до конца обучения).

Но дело даже не в размере стоимости обучения. В анонимном опросе написали, что материально-техническая база для трактористов не обновлялась уже давно. Студенты обучаются на изношенном оборудовании или вообще на том, что вышло из строя. Не уверена, что принцип при приеме на работу «забудь все то, чему тебя учили в колледже» будет работать в этой сфере. Работодатель готов брать на работу ребят от 16 лет, так как кадровый голод диктует свои требования. Но профессиональные требования для выпускников колледжей никто не отменял.

Чем же мы рискуем, когда забываем, в случае данной статьи, о трактористах?

  1. Старая материально-техническая база колледжей, которая не обновляется годами и остается без внимания со стороны управляющих органов становится серьезным вызовом для сельского хозяйства.
  2. Кадровый голод и низкий уровень зарплат в отдельных регионах ставит под сомнение релевантность оплаты обучения в колледже на профессию, которая даже не сможет покрыть расходы на обучение.
  3. Старая материально-техническая база – это «имидж» колледжа или техникума, причем отрицательных. Не нужно забывать, что поднять систему СПО можно только в том случае, если мы уйдем от расшифровки ПТУ, которую все знают.
  4. Главное, что кадровый голод в данной отрасли может отразиться на каждом из нас и проблемы колледжей становятся, в первую очередь, проблемами управленческих органов федерального и регионального уровней, а также каждого из нас, о которых нельзя молчать.

Что же делать?

  1. Стремиться к балансу. Россия – страна с большим количеством важных и нужных рабочих профессий. В условиях санкций, когда нам нужно сконцентрироваться на максимальном импортозамещении, важен каждый рабочий и каждая профессия. Нельзя уделять внимание только ИТ сфере, очень важно не забывать и об остальных отраслях. Так было уже во время пандемии COVID-19, до которой о врачах и медперсонале вспоминали постольку поскольку. Не хотелось бы допустить, чтобы мы пришли к тому, что рабочие профессии вынужденно станут во главу нашей жизни в самый критический момент. Превентивные меры и игра на опережение, вот что должно быть в первую очередь.
  2. Колледжам и техникумам также не стоит ждать, пока их придут и «спасут». Проактивная позиция еще никому не навредила. Мы видим кадровых голод, а значит серьезную нужду работодателей в трактористов. Это благоприятная почва для заключения взаимовыгодных контрактов и обучения студентов практически на будущем рабочем месте. Сейчас пришло время, когда не стоит ожидать помощи – нужно действовать самим.
  3. Конечно, важны преференции для работодателей, которые готовы давать оборудование в аренду для образовательных целей или брать ребят на обучение на своем оборудовании уже с первых курсов. Это могут быть налоговые льготы, субсидирование и другие меры, которые будут наиболее целесообразны в сложившейся экономической ситуации. Но наличие этих мер важно. Работодатели важных жизнеобеспечивающих отраслей должны понимать, что они нужны и важны.

Конечно, каждую отрасль можно разобрать и увидеть существенные бреши, игнорирование которых приведет к печальным событиям. Однако, используя простой, хоть и весьма помпезный лозунг «мне не все равно» и проактивную позицию, можно добиться результата и внимания.

Если у Ваших колледжей есть проблемы, о которых можно сказать только анонимно, то для Вас есть анкета, куда можно подробно рассказать о проблеме.

 

Мнение автора является его личной позицией и не связано с мнением и позицией редакции.

 

[1]Эксперты рассказали, сколько России требуется IT-специалистов https://rg.ru/2022/03/29/eksperty-rasskazali-skolko-rossii-trebuetsia-it-specialistov.html

[2] Программы колледжей с направлением обучения "Математика, информационные науки и технологии" https://postupi.online/programmy-obucheniya-spo/razdel-matematika-informacionnye-nauki-i-tehnologii/

[4] Сельское хозяйство в России. 2021: Стат.сб./Росстат – С 29 M., 2021. – 100 c.

[5] Трактористов и аграриев отрывают с руками: В России вчетверо вырос спрос на сельхозработников https://www.kp.ru/daily/27290/4428536/

[6] Профессия Тракторист: колледжи, техникумы и училища https://postupi.online/professiya/traktorist/ssuzy/

Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar