Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2022 » Июль » 8

«Правительство анонсировало меры поддержки среднего профессионального образования» – что это значит?

Долгова Наталия Эдуардовна

кандидат экономических наук, магистр менеджмента

По данным Коммерсантъ[1], 07 июля 2022 года «Правительство анонсировало меры поддержки среднего профессионального образования. Премьер-министр России Михаил Мишустин анонсировал новые меры по поддержке организаций среднего профессионального образования, которые преимущественно выпускают представителей рабочих профессий. По его словам, правительство рассмотрит вопрос о налоговом стимулировании компаний, которые безвозмездно помогают таким образовательным организациям. Для них уменьшится налог на прибыль.»

Известно, что «организации смогут включить расходы – до 100% общей суммы – в инвестиционный налоговый вычет, уменьшив тем самым налог на прибыль.Воспользоваться этой мерой поддержки можно будет в тех регионах, где принято соответствующее законодательство. Это позволит существенно расширить поддержку профильных образовательных организаций, увеличить выпуск специалистов по широкому кругу направлений и подготовить кадры под запросы предприятий.»[2]

Профессионалитет – путь к сотрудничеству

ФП «Профессионалитет» является первой ступенью к кооперации колледжей и предприятий. Взаимная ответственность за кадры, которые готовят в рамках образовательной программы, диктует совершенно новые условия взаимодействия. «Среди ключевых инициатив проекта – создание образовательно-производственных центров (кластеров). Они представляют собой интеграцию колледжей и организаций реального сектора экономики.»[3]

В рамках ФП «Профессионалитет» правила взаимодействия понятны и очевидны и не вызывают вопросов. Однако проект охватывает только 70 колледжей[4] всей страны, что составляет 1,5% от общего количества учреждений среднего профессионального образования. Основное внимание в проекте уделяется следующим отраслям: авиастроение, агропромышленность, атомная отрасль, горнодобывающая отрасль, железнодорожный транспорт, легкая промышленность, машиностроение, металлургия, сельское хозяйство, судостроение, фармацевтическая и химическая отрасли. Перечень охватывает ключевые сектора экономики, которые сейчас нуждаются в особом внимании и профессионально подготовленных кадрах.

ФП «Профессионалитет» акцентирует внимание на взаимодействии колледжей с крупными корпорациями и предприятиями, которые получают свои выгоды от участия в проекте. Колледж получает поддержку со стороны работодателя, работодатель, в свою очередь, готовит себе кадры, которые будут отвечать всем необходимым требованиям. Здесь все понятно: «WIN-WIN» (создание прочных партнерских взаимоотношений для совместного развития).

Колледжи «за бортом» или как выстраивать взаимодействие с небольшими компаниями?

Сотрудники колледжей нередко поднимают проблему сложности построения взаимовыгодного сотрудничества с предприятиями регионов. Например, выстроить взаимодействие с небольшими компаниями в сфере сервиса, общественного питания, технического обслуживания становится особенно сложным. Они не относятся к реальному сектору экономики, не являются экономическими гигантами и градообразующими предприятиями, но они очень важны для полноценного обучения студентов и подготовки специалистов рабочих профессий.

Анонсируемые меры поддержки за счет стимулирования налоговыми льготами очень важны для реального сектора экономики. Однако, взаимодействие колледжей, например, креативных индустрий основано на постоянной практике и получении передовых знаний от работодателей. Работодатели, в свою очередь, не видят причин для плотного взаимодействия, принятия на практику студентов, так как часто сталкиваются с определенными неудобствами (испорченным оборудованием, потерянным инвентарем и т.п.) и не хотят возмещать убытки из собственной прибыли. В этой связи, особенно важно найти варианты плотного взаимодействия, по аналогии с ФП «Профессионалитет», но для небольших компаний, частного бизнеса или самозанятых, готовых брать на практику студентов, обучать их и передавать свои навыки и знания.

Вариантами поощрения взаимодействия могут быть как материальные стимулы, так и нематериальные:

  1. Налоговые льготы – самый простой и верный способ;
  2. Скидки для закупки определенных расходных материалов оптом (например, красок для волос, ножниц для стрижки, кистей для рисования, пилок для ногтей, посуды и т.п.);
  3. PR/Продвижение. Возможность рассказать о своей компании, услуге на сайте колледжа, например, или на сайте регионального Министерства образования, а, может быть, для «партнеров-волонтеров» будет организован свой отдельный сайт;
  4. Включение возможности самозанятым брать себе в помощники студентов на практику. По данным ФНС[5], в России зарегистрировано 4 млн.самозанятых. Четыре млн. человек, которые могут передать знания и навыки студентам в рамках прохождения практики. Для самозанятых плюс в обеспечении дополнительных рабочих рук и, возможно, передачи своих навыков и опыта.
  5. Возможности льготного обучения сотрудников предприятий, которые предоставляют базы практики для студентов или рабочие места для выпускников, в колледжах, частных образовательных организациях и вузах.

Все вышеперечисленные меры приведены в качестве примера, список которых можно продолжать еще долго. Однако даже эти меры уже сегодня сделают возможным более тесное взаимодействие колледжей с работодателями.

Доступно, но не всем

Не могу оставить без внимания фразу: «Воспользоваться этой мерой поддержки можно будет в тех регионах, где принято соответствующее законодательство». К сожалению, текста самого документа пока нет в интернете и обстоятельно ознакомиться и прокомментировать не представляется возможным. Однако уже на данном этапе можно отметить, что льготы будут доступны только в «продвинутых» регионах, в которых будут быстро приняты соответствующие региональные законы, что грозит отсутствием развития отношений между региональными компаниями и организациями СПО, а также усложнением для колледжей заключения партнерских связей.

Почему? Все просто. Когда в соседнем регионе существуют определенные льготы, а вы не можете этим воспользоваться, хотя находитесь в равных с соседями условиях, мотивация делать что-то, как говорила Сова из Винни-Пуха, «безвозмездно, т.е. даром» пропадает. Если в одном регионе предприятие сможет получить не только кадры, подготовленные с их помощью, но и дополнительные преференции, а в другом компания еле сводит концы с концами и нуждается в кадрах, но не получает никаких преференций, то взаимодействие этих предприятий с организациями СПО будет диаметрально противоположным.

Вывод

Инициатива, анонсированная 07 июля 2022 года, жизненно необходима для продуктивного взаимодействия колледжей с предприятиями реального сектора, но также особенно важна и для других отраслей экономики, о которых сегодня пока не говорилось. Особенно радует, что государство работает в сторону поддержки системы среднего профессионального образования и подготовки рабочих кадров. Сейчас остается только ожидать текста самого документа, так как есть моменты, которые являются позитивными, а есть те, которые призывают к дискуссии и дальнейшей доработке. И еще будем надеяться, что региональные законодатели оперативно отреагируют на данную инициативу Правительства РФ.

 

Мнение автора является его личной позицией и не связано с мнением и позицией редакции.

 

[1]Правительство анонсировало меры поддержки среднего профессионального образованияhttps://www.kommersant.ru/doc/5448478

[2] Правительство анонсировало меры поддержки среднего профессионального образованияhttps://www.kommersant.ru/doc/5448478

[3] Федеральный проект «Профессионалитет»https://edu.gov.ru/activity/main_activities/additional_vocational_education/

[5]В России зарегистрировались 4 млн самозанятых

https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/11816919/

Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar