- 03.08.2022
- 3687 Просмотров
- Обсудить
Система среднего профессионального образования уходит своими корнями в далекое прошлое. История зарождения профессионального образования берет своё начало в IV веке, когда семья определяла будущую профессию и знания передавались от отца к сыну и от матери к дочери. Первая профессиональная школа появилась уже при Петре Первом, а стремительное развитие системы среднего профессионального образования началось после 1980-х годов. Однако, в этой статье я хотела бы остановиться, прежде всего, на культурном наследии системы СПО, нежели на углубленном изучении истории становления СПО.
В рамках программы «Выбери свой колледж», одним из самых первых вопросов всегда является, какие традиции колледжу удалось сохранить и что нового и современного появилось за последние годы. Данный вопрос как маяк, показывает, куда движется образовательная организация и какие ценности она транслирует. Большинство современных колледжей были основаны в послевоенные годы и тем самым несут в себе почти вековую историю. Есть же и совсем молодые колледжи, которые формируют свой культурный код, опираясь на внутренние ценности и внешние условия. Давайте поразмышляем, что такое культурное наследие для СПО и почему важно формировать культурный код внутри системы СПО.
Культурное наследие СПО
Фонд сохранения культурного наследия дает следующее определение: «Культурное наследие — часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое.» [1] Однако несмотря на то, что определение существует, четких рамок, которые ограничивали бы данное понятие, нет. Культурное наследие есть в искусстве, живописи, истории, архитектуре, а есть ли оно в системе среднего профессионального образования?!
На мой взгляд, конечно же – да! Каждый колледж и техникум, прошел через разные этапы становления и смог сформировать свое уникальное культурное наследие, которое отражает территорию, на которой он находится; историю развития; национальные особенности; климатические и географические особенности; людей, которые учились, учили и т.п. Культурное наследие – это не только что-то материальное, это традиции, которые передаются из поколения в поколение; это знания, которые обрастают новой информацией, но хранят практику былых лет; это педагоги, которые формируют культурное наследие и передают его новым поколениям обучающихся; это студенты и выпускники, которые влияют на культуру внутри колледжа и за его пределами.
Говоря о культурном наследии СПО, важно вспомнить, таких великих деятелей, как «создатель атомной бомбы Игорь Курчатов и оружейник Михаил Калашников, главные конструкторы Андрей Туполев и Сергей Королев, космонавты Юрий Гагарин и Павел Попович…», которые являются выпускниками профтеха[2] и служат примером для будущих поколений.
Несомненно, традиции также сохраняются и в педагогическом подходе. Передающиеся сквозь поколения знания школ педагогики Я.А. Коменского, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, К.Д. Ушинского и многих других, которые оставили свое наследство для системы образования, в том числе профессионального.
Многовековые традиции подготовки рабочих кадров и профессионалов своего дела сформировали систему СПО в том виде, в котором она сейчас существует. Что же говорить о молодых колледжах и техникумах, то они берут все самое лучшее из прошлого системы СПО и дополняют это современными течениями, без которых не может быть развития.
Культурное наследие СПО можно охарактеризовать как сохранения многовековых традиций, принятие современных течений и соединение поколений в одном образовательном пространстве.
Культурное наследие СПО в современном мире
Сейчас, как никогда, на первый план выходит сохранение культурных ценностей. Роль системы СПО в данном контексте чрезвычайно важна. Каждый колледж и техникум стоит перед выбором: сохранять традиции или создавать новые. Оба пути хороши в том случае, если формирование ценностей и «культурного кода СПО» соответствует течению времени и служит на благо развития общества.
Что же можно предложить для сохранения культурного наследия для организаций СПО?
- Культурное наследие – это история, поэтому важно помнить историю создания колледжа или техникума и ее привязку к истории страны. Почему этот колледж был создан именно в это время? Кто стоял у основ колледжа или техникума? Какие ценности есть у колледжа, кто их формировал и сохранял? Очень важен в этом отношении, пусть небольшой, но музей колледжа. Его создание и сохранение положительно сказывается на воспитании молодого поколения, на собственной идентификации студентов и преподавателей с историей страны и региона.
- Создание традиций (например, день рождения колледжа, какие-либо внутренние, присущие только этому колледжу, традиции), которые отмечаются из года в год и служат столпом, на котором держатся ценности и миссия колледжа/техникума.
- Каждый колледж/техникум – это часть большой системы, которая имеет свои правила, традиции и устои, которые нужно соблюдать. Очень важно связывать традиции колледжа с профессиональными традициями, с профессиональными успехами не только отдельных людей, но и целых трудовых коллективов и отрасли в целом. Студенты должны понимать, что они не просто получают профессиональные навыки, они становятся частью большого профессионального сообщества, успехи которого составляют успехи страны в целом. Однако молодежь очень остро чувствует фальшь, поэтому любая инициатива педагогического коллектива должна быть искренней.
- Воспитательная работа, которая так важна в организациях СПО, это, в том числе, передача традиций, сохранение истории, воспитание любви к Родине и пример, который подает каждый сотрудник образовательной организации молодому поколению. Не нужно рассказывать, какими нужно быть, нужно демонстрировать пример, который каждый студент захочет перенять. Любимый педагог – это лучший советчик, это пример, который человек может пронести через всю жизнь. Кроме того, это залог преемственности поколений
- Нет традиций – создайте их. Всегда удивлялась, как маленькие города умеют создавать праздники. Это может быть праздник профессионального мастерства, причем, необязательно World Skills. Это могут быть соревнования между педагогами и студентами в профессиональном мастерстве. Это может быть «открытый диалог» между студентами и администрацией. А может быть совместное празднование какого-либо национального или местного праздника. Уверена, что в каждом городе найдется что-то, что отличает его от других и что может служить культурным наследием. Точно также в каждом техникуме может быть что-то уникальное. Педагоги и студенты часто бывают очень талантливы и главное заметить и поддержать эти таланты.
И, наверное, еще один элемент – это культурный код колледжа/техникума. Он как раз и включает уникальные культурные традиции, которые определяют культуру образовательной организации. И очень бы хотелось, чтобы при выборе колледжа молодые люди ориентировались и на культурный код организации СПО, который, в свою очередь, ориентируется на культурный код нашей великой Родины.
Важно помнить, что культурное наследие – это не только традиции и обычай, элементы культуры и результаты творчества предков, это также современные и новые идеи, проекты, решения, которые могут обогатить, развить и сформировать новый виток культурного наследия современной России и организации СПО являются проводниками и связующим звеном в данном процессе.
Мнение автора является его личной позицией и не связано с мнением и позицией редакции.
кандидат экономических наук, магистр менеджмента
[1] Определение «культурное наследие» https://saveheritage.fund/cultural-heritage/?ysclid=l6ceo7bepd580493347
[2]Многоуважаемый сантехник https://www.trud.ru/article/29-07-2022/1418729_mnogouvazhaemyj_santexnik.html