- 06.09.2022
- 6149 Просмотров
- Обсудить
Бакина Татьяна Викторовна
ГОУ ВО МО ГГТУ Промышленно-экономический колледжВ настоящее время в России усугубляются проблемы обеспечения отраслевых и региональных рынков услуг квалифицированными кадрами. Это обусловлено неспособностью молодых специалистов эффективно выполнять свои должностные обязанности в силу теоретической составляющей полученных знаний, при отсутствии практических навыков применения теоретических основ. В связи с этим современные учреждения СПО вынуждены задуматься над моделью подготовки конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста, обладающего достаточным уровнем компетенции, способного быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям современной рыночной экономики. На это нацелены и новые стандарты СПО, в которых задаются соотношения дисциплин и практико-ориентирования программ: 40% -теоретическая подготовка, 60% - практическая подготовка. Поэтому, в процессе профессиональной подготовке специалистов любого профиля актуальной является проблема усиления практической части (практико-ориентированности) обучения будущих специалистов. Решение этой задачи на уровне системы среднего профессионального образования возможно через внедрение и применение новых форм и методов обучения.
Высокая конкуренция на рынке труда подняла требования работодателей к качеству профессиональной подготовки специалистов, в том числе и специалистов среднего звена, к их профессиональной компетентности и мобильности, к уровню формирования у них общекультурных и профессиональных компетенций, к их готовности выполнять те или иные виды функции профессиональной деятельности. Работодатели выражают недовольство большими сроками психологической и трудовой адаптации молодых специалистов — выпускников колледжей и вузов (которая составляет от одного до полутора лет у техников), их неготовности выполнять специфические для конкретных производств виды функции профессиональной деятельности (проектно-конструкторской, организационно-управленческой, эксплуатационно-сервисной и т. п.), незнанием корпоративной культуры предприятия, их внутрифирменными миграциями или миграциями на другие предприятия из-за неудовлетворенности видом функцией предложенной им работы. К тому же поиск предприятия на свободном рынке труда «нужных» ему специалистов (обладающих требуемыми уровнями квалификации, готовности к выполнению конкретных видов профессиональной деятельности) связан с большими рисками и трудозатратами.
Основу практико-ориентированных технологий составляет создание условий, в которых студент имеет возможность выявить и реализовать свой интерес к познанию. Поэтому практико-ориентированное обучение предполагает:
– освоение студентами образовательной программы не в аудитории, а в реальных условиях, формирование у студентов профессиональных компетенций за счет выполнения ими реальных практических задач в учебное время;
– практическая деятельность по осваиваемому профилю обучения с участием профессионалов этой деятельности.
Содержание практико-ориентированного обучения включает в себя:
– Теоретическую часть: лекции, семинары, занятия по закреплению знаний, совместные занятия с приглашенными специалистами.
– Прикладную или практическую часть: деловые и ролевые игры, практические и лабораторные работы, учебная и производственная практика, конкурсы профессионального мастерства, предметные олимпиады, недели профессий.
– Самостоятельную работу: курсовые и дипломные работы, работа в библиотеках и в компьютерных классах, выполнение проектов, исследовательская работа, ведение портфолио.
– Участие студентов в проектах, в том числе разработанных совместно с преподавателями техникума и специалистами предприятий.
Основу практико-ориентированных технологий составляет создание преподавателем условий, в которых студент имеет возможность выявить и реализовать свой интерес к познанию. Освоить различные формы учебной деятельности и сделать познание привычной, осознанной потребностью, необходимой для саморазвития и адаптации в обществе. Происходит изменение роли преподавателя от субъекта, предоставляемого знания к позиции руководителя, менеджера, которому необходимо владеть всеми методами обучения, уметь организовать процесс освоения студентом профессиональных и общих компетенций. Это и отражено в стандартах 4-го поколения, в которых есть изменения в методике работы и роли преподавателя. Главный принцип — ориентация на действие в условиях профессиональной деятельности. Педагог теперь выступает в роли консультанта иконтактного лица для обсуждения профессиональных и личных вопросов. Его основная задача — структурирование, подготовка и анализ учебного процесса. Там, где это возможно, в процессе обучения должны использоваться реальные производственные задания. На начальной стадии обучения используются простые задания, которые постепенно усложняются. Проблемы для перехода на стандарты 4-го поколения — это отсутствие средств на приобретение современного оборудования для учебных заведений, отсутствие производственной базы, трудности с производственной практикой при распределении студентов. Эти трудности преодолимы, если смогут подключиться работодатели. Не очень ясна роль преподавателей — что такое контактное лицо для личных вопросов, в чём его анализ учебного процесса.
Проектно ориентированное обучение потребует иметь в числе СПО высококвалифицированных мастеров.
Таким образом, практико-ориентированность позволяют студентам приобрести необходимый минимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность, что соответствует образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными.
Выпускники колледжей должны иметь такую степень квалификации, которая позволила бы им с первых дней практической работы выполнять и самостоятельно решать производственные задачи, производить настройку и регулировку оборудования, уметь выявлять и устранять возможные неисправности, проводить техническое обслуживание. Этому способствуют лабораторно-практические занятия, позволяющие расширить и углубить теоретические знания, приобрести первоначальные умения и навыки. Они обеспечивают необходимую связь между теоретическим и производственным обучением, активизируют учебный процесс, развивают самостоятельность и техническое мышление студентов, воспитывают аккуратность и дисциплину труда.
Практические занятия по специальным дисциплинам и профессиональным модулям, как правило, строятся по типу уроков производственного обучения. На них студент осваивает учебную программу путем выполнения практических заданий.
Подготовку специалистов по спец. дисциплинам рекомендуется организовывать практические занятия по звеньям, состоящим как показала практика, не более 4 человек, чтобы все студенты звена могли успеть выполнить задание.
Практические занятия лучше проводить по циклам, после изучения одного и нескольких разделов учебной программы.
Преподаватель составляет инструкционные карты на каждое задание. В них содержится перечень основных операций выполнения регулировочных работ или разборки и сборки узла или механизма, порядок выполнения задания, инструмент и оборудование, необходимое для работы, технические условия и указания к выполнению задания и контрольные вопросы.
Руководствуясь инструкционными картами, студенты учатся самостоятельно и последовательно выполнять задание.
В инструкционной карте указывается очередность выполнения операций, приводятся технические условия по регулировкам, правилам монтажа, проведению ТО и другие. Они подбираются из учебников, справочников и др. технической литературы, которая указывается в карте.
Контрольные вопросы должны охватывать основной материал задания, приучать студентов логически мыслить и связывать теоретические знания с практическими навыками.
Практические занятия проводят в лабораториях, оборудованных рабочими местами, обеспечивающих выполнение всех требований программы, самостоятельность работы студентов, изучение передовых методов труда.
В оформлении лаборатории надо отразить плакаты по технике безопасности, устройству машин (узлов или механизмов), технические и регулировочные данные.
На каждом рабочем месте должен находиться монтажный стол, комплект необходимого слесарного инструмента, приспособления, инструкционные карты, плакаты, действующие модели, необходимая справочная литература.
Для проведения практические занятия преподаватель должен постоянно повышать свою квалификацию, следить за новинками техники и правилами ее эксплуатации, систематически читать техническую литературу.
При методической подготовке необходимо продумать, как лучше организовать труд студентов, какие применять методические приемы, способствующие более глубокому и прочному усвоению знаний. Преподаватель должен предвидеть, когда и какую помощь надо оказать студенту.
Рекомендуется следующая схема плана урока: тема урока, цели и задачи обучения, формируемые компетенции, литература; организационный момент, актуализация базовых знаний, вводный инструктаж, самостоятельная работа и текущий инструктаж, заключительный инструктаж (см. приложение).
Методические указания по проведению урока:
Организационная часть. Преподаватель отмечает в журнале отсутствующих, проверяет готовность группы к занятиям, внешний вид.
Вводный инструктаж. Преподаватель кратко объясняет содержание задания и последовательность их выполнения, не перечисляя операций, указанных в инструкционных картах.
При выполнении регулировок каждый обучаемый должен подумать, к каким последствиям может привести неправильность их выполнения.
При ознакомлении обучающихся с рабочими местами рекомендуется показать им набор слесарно-монтажного инструмента, объясняют порядок выполнения работы, знакомят с учебно-технической документацией и объясняют правила техники безопасности при выполнении заданий.
Самостоятельная работа и текущий инструктаж. Во время текущего инструктажа преподаватель несколько раз обходит рабочие места и контролирует ход выполнения задания для оказания методической и практической помощи, исправления ошибок, самостоятельности выполнения задания.
На протяжении всего урока преподаватель следить за поведением обучающихся, их отношению к труду, степенью активности, культурой труда и содержанием рабочего места, выполнением правил ТБ.
Тем обучающимся, которые трудно усваивали материал на теоретических занятиях, рекомендуется провести, кроме общего, индивидуальный инструктаж.
Подведение итогов занятия:
В заключение урока преподаватель подводит итоги работы каждого звена, делает анализ допущенных ошибок и указывает пути их предупреждения, приводит примеры организации работы звеньев, случаи нарушения ТБ. Сообщает оценку каждому обучающемуся с обоснованием. Затем сообщает, какие задания согласно графика звенья будут выполнять на следующем уроке и задает задание на дом каждому звену.