- 09.09.2022
- 3580 Просмотров
- Обсудить
Я попробовала разобраться в этом вопросе, опросив колледжи и техникумы, а также их студентов на предмет оценки коммуникации внутри колледжа, возникающих проблемах и дальнейшем их решении. В опросе приняли участие 210 респондентов, 160 педагогов и представителей АУП, 50 студентов колледжей и техникумов.
На Рисунке представлены результаты опроса по взаимоотношениям со студентами, которые демонстрируют, что больше 50% колледжей (по мнению администрации) находятся в доверительных отношениях со своими студентами.
По данным исследования , 26,3% обучающихся испытывают трудности в общении с администрацией колледжа и преподавателями. 81,3% АУП и педагогов утверждают, что в случае проблем, студенты идут к ним за помощью. Однако, только 35% студентов сказали, что идут со своими проблемами к АУП. 30% предпочитают справляться самостоятельно, 20% идут к родителям, остальные обращаются к другим источникам. Отмечу, что этими источниками могут быть как друзья студента, так и, как говорилось в прошлом, «дурная компания» или сомнительные блогеры. Более того, если говорить отдельно о проблемах студентов, то 0% готовы обратиться к штатному психологу, так как не доверяют уровню его компетентности.
Статистика говорит сама за себя. АУП и педагоги не видят (или не хотят видеть) проблемы в отношении коммуникации внутри колледжа.
Конечно, когда мы спрашиваем каждый колледж отдельно, то мы можем услышать, что именно в этом колледже все отлично и проблем с коммуникацией нет. Однако, как только мы обезличиваем опрос, сразу же становится возможным разговор о важном и том, что больше всего беспокоит.
Студенты жалуются на то, что до АУП и педагогов не достучаться, их не слышат и не воспринимают. АУП жалуется, что перегружен и максимально пытается уделить внимание студентам. Если говорить о директорах, то на словах любой директор доступен для студента. В реальности, студенты говорят, что достучаться до некоторых директоров практически невозможно. Оно и понятно, так как у директора огромное количество задач, которые необходимо решать и часто не хватает времени, чтобы уделить внимание каждому студенту.
По моему мнению, процесс коммуникации в колледжах и техникумах должен быть четко организован. Каждый студент должен понимать с какой проблемой и к кому подойти. Когда студент пытается объяснить проблемы, а АУП его не слышит, то тут проблема может быть двояка: не тот представитель АУП отвечает за проблему, перегруженность административного персонала. Как правило, в учебных заведениях разного уровня, ответственными за группу могут быть тьюторы, наставники, классные руководители, кураторы и т.п. Но у этих людей есть своя педагогическая нагрузка, поэтому они относятся к своей дополнительной нагрузке зачастую, если и не совсем формально, то равнодушно, просто как к работе.
Вместе с тем, работа с людьми, особенно с молодыми людьми, это тяжелый труд. Все проблемы студентов можно определить как технические (где получить дубликат студенческого билета, как сдать задолженность и т.п.) и моральные. Причем последние наиболее сложные и требующие иногда человеческого участия и тепла. Например, младшего брата студента хотят перевести в коррекционный класс, хотя он смышленый, просто живет с бабушкой, которая не понимает сегодняшней школьной программы и ничем не может помочь мальчишке. А студент переживает и хочет помочь брату, но не знает, как это сделать. Сложная ситуация? Да. И студенту надо поговорить с кем-то взрослым, более опытным, который может выслушать, помочь, позвонить в район или проконсультироваться по этой проблеме. Проявить участие, не сбрасывать на психолога или иного специалиста, а вместе со студентом пройти часть этого пути. И даже если на этом пути вас вместе с ним постигнет неудача, уровень доверия к вам лично и к людям в целом у студента значительно возрастет. Это сложно, затратно по времени и силам, но это человеческая жизнь и педагоги, прежде всего, в силу своей профессии, ответственны за эту жизнь.
Что нужно сделать, чтобы коммуникация в колледже была эффективной:
1) Регламентирование и четкие правила того, кто и к кому, и по какому поводу может обратиться;
2) Подтверждение компетентности штатных профильных специалистов (дипломы, сертификаты, награды, открытые разговоры, представление специалиста в социальных сетях);
3) Обязательно обратная связь и возможность «достучаться» со своей проблемой (чат для вопросов, отдельная почта для обращений и т.п.);
4) Поощрение активных студентов (если студенты стараются сделать колледж лучше, например, занимаясь волонтерством, то дать им грамоту или благодарность будет хорошим шагом к взаимопониманию);
5) Обращаться со студентами на равных. Они уже не дети, наделяйте их ответственностью за то, что они делают, общайтесь с ними как с равными и вы увидите, как вырастет уровень доверия.
А лично каждому педагогу хотелось бы пожелать внимательно присматриваться к студентам. Иногда вовремя сказанное доброе слово значит для человека очень много.
Эти небольшие шаги уже позволят сдвинуть коммуникацию в колледжах в сторону развития и взаимопонимания со студентами. Каждый сотрудник СПО должен понимать, что не они для нас, а мы для них. Студенты – Ваш главные клиент и без них ни одна образовательная организация не будет существовать.
Выражаю благодарность в помощи сбора информации следующим профессиональным образовательным организациям: ОГПОУ "Томский промышленно-гуманитарный колледж", Томский техникум водного транспорта и судоходства, БПОУ ВО "Вытегорский политехнический техникум", Томский государственный педагогический колледж, БПОУ "Омский автотранспортный колледж", ОГБПОУ «Ульяновский профессионально -политехнический колледж», ГПОУ Кузнецкий техникум сервиса и дизайна имени Волкова В.А. и ГБПОУ РО «Аксайское профессиональное училище №56».
Мнение автора является его личной позицией и не связано с мнением и позицией редакции.
Долгова Наталия Эдуардовна
кандидат экономических наук, магистр менеджмента
автор телеграм-канала «А что в СПО?»
Фото: unsplash.com
кандидат экономических наук, магистр менеджмента
автор телеграм-канала «А что в СПО?»
Фото: unsplash.com
1*Петраш Марина Дмитриевна, Туренко Елена Анатольевна, Гармонова Александра Евгеньевна МЕЖПОКОЛЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ТРУДНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ И КОЛЛЕДЖЕЙ // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №68-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhpokolennye-otnosheniya-i-trudnosti-uchebnoy-deyatelnosti-studentov-vuzov-i-kolledzhey (дата обращения: 16.08.2022).
Теги
Поделитесь с коллегами
Похожие материалы
Поделитесь своим мнением с остальными.