Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2022 » Ноябрь » 9

История и обществознание в современном образовании

Русакова Татьяна Александровна, преподаватель общественно-гуманитарных дисциплин
КГБПОУ Красноярского индустриально-металлургического техникума

Мы живем в сложное время, которое характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, глобализацией в различных сферах жизни. Наши выпускники должны уметь ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере. Мои предметы, история и обществознание, как никакие другие призваны решать перечисленные задачи. Но при этом возникает вопрос- как сделать занятия по данным дисциплинам доступными, интересными и познавательными?

Методика преподавания истории и обществознания отличается от ряда других дисциплин. В обучении истории и обществознания ведущими анализаторами выступают зрительный и слуховой. Поэтому для этих дисциплин необходимы отличные от других предметов , методы преподавания. Кроме того, при выборе методики необходимо учитывать разные категории учащихся. Так, учеников можно разделить на слабые ( не проявляют заметного интереса к изучению дисциплин; не умеют самостоятельно работать с учебным материалом) , средние (чаще всего концентрируют внимание на главных фактах , проявляют больший интерес к предмету) и сильные (хорошо знают факто логическое и теоретическое содержание, читают дополнительную литературу). К тому же , чтобы идти в ногу со временем необходимо уметь связывать изучаемый материал с жизнью.

Поэтому приоритетным направлением образования считаю формирование у учащихся ключевых компетенций, общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. На занятиях формирую у студентов самостоятельность, организованность, познавательную деятельность, умение использовать элементы причинно-следственной связи.

Для реализации данных задач необходимо обращать внимание на инновационные образовательные технологии . Мною используются следующие инновационные технологии:
-кейс-технологии - позволяет заинтересовать студентов в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации.
Решение кейсов рекомендуется проводить в пять этапов:
1) введение в кейс; 2) анализ ситуации; 3) презентация решений по кейсам; 4) общая дискуссия; 5) подведение итогов.
-применение ИКТ и цифровых ресурсов – чаще всего это самостоятельно подготовленные презентации в MS PowerPoint, либо урок с использованием электронных библиотек, фотохостингов, видеохостингов, таких ресурсов как https://stepik, https://moodlearn.ru, https://www.eduneo.ru/google-classroom/, https://learningapps.

Использование ИКТ и цифровых технологий на уроках истории и обществознания способствует формированию информационной компетентности учащихся, повышению познавательной активности и учебной мотивации, учит осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
-проблемное обучение- ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.
- использование игровых методов -усиливают мотивацию обучения и желание идти на урок. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе
–“дебаты”- происходит активное включение ученика в поисковую деятельность; организацию совместной деятельности партнерских отношений обучаемых и обучающих, диалогичность общения между учащимися в процессе добывания новых знаний. Дебаты по истории и обществознании имеют свои особенности и нередко связаны с моделированием процессов и событий и поэтому требуют длительной фазы подготовки.

Виды дебатов на уроках истории:
а) проблемные дебаты,
б) экспресс-дебаты по мини-проблемам, по терминам,
в) дебаты, предусматривающие работу с документами, источниками,
г) дебаты как форма подведения итогов самостоятельной работы учащихся по проблеме,
д) дебаты как форма проведения повторительно-обобщающих уроков.
В результате применяемых методик уменьшается доля репродуктивной деятельности, снижается нагрузка на ученика, более эффективно используется учебное время, происходит становление личности учащегося, развитие его позитивного мышления, толерантности, ориентация в мире ценностей. Использование данных технологий позволяет учащимся ориентироваться в современном мире.

Литература:
1. Андюсев Б. Кейс-технология – инструмент формирования компетентностей // Директор школы. – 2020. - №4.
2. Преподавание истории в школе. № 4 ,6 .2018г
3. Современные образовательные технологии в изучении и преподавании социально-гуманитарного цикла. Под ред. Тюляевой Т.И. М. 2020 г.
4. Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы. Учитель-2000, №1
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar