- 10.01.2023
- 2287 Просмотров
- Обсудить
ОАПОУ «Дмитриевский агротехнологический колледж», г. Дмитриев
В юношеском возрасте в процессе общения с окружающими человек постоянно попадает в ситуации, требующие от него принятия того или иного решения. Принятие решения означает выбор из возможных вариантов. Возникает необходимость рассмотреть и оценить возможные альтернативы - главным образом в сфере определения своих ценностных ориентаций, своих жизненных позиций. Подростковый возраст является периодом усиленного формирования системы ценностных ориентаций, которые влияют на становление характера и личности в целом. Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Система ценностных ориентации характеризует внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывает на направленность ее поведения.
Одной из основных сред формирования ценностей подростка является семья. От того в какой семье воспитывается ребенок, зависят особенности его мировоззрения. В настоящее время достаточно большое количество семей, в которых присутствует всего один родитель. Вследствие чего воспитательная функция семьи ослабевает ровно наполовину, потому что один воспитатель, т.е. родитель, отсутствует, и как бы второй родитель не старался восполнить этот пробел, у него в полной мере это не получиться. Ведь именно отец и мать, проявляя внимание, заботу, ласку, а так же в процессе повседневного общения вкладывают в ребенка те нормы и ценности, существующие в этом обществе. Но именно, семья воздействует на развитие личности детей не просто самим фактом, что есть семья, а благоприятным морально-психологическим климатом, здоровым отношением между членами. Именно в семье закладывается фундамент формирования структуры ценностных ориентаций. Родители передают накопленный поколениями опыт, знания. Умения, обогащают духовную жизнь ребенка, знакомят с природой и окружающей действительностью, учат с ней взаимодействовать, трудиться, добиваться поставленных целей.
Большой вклад в изучение ценностных ориентаций внесли: И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова, Н.А. Кирилова, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, А.В. Мудрик, А.С. Шаров и другие. Так, рассматривая ценностные ориентации, отечественный психолог Д.А.. Леонтьев отмечал: «Ценность – понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов и явлений, выступающих как значимые в жизнедеятельности общества, социальных групп и отдельных индивидов. В различных подходах ценности рассматриваются как атрибут материального или идеального предмета или как сам предмет (предмет обладает ценностью или является ценностью); как любой значимый предмет или предмет особого рода; как социально-стереотипное или индивидуально-специфическое образование». [1, с. 153].
«Ценностные ориентации – детерминированное устремления, желания потребности человека, выступающие для него в качестве важнейших личностных ценности и целей жизнедеятельности. Существует определенная взаимосвязь между системой фундаментальных ценностей, потребностей и деятельности личности. Культура не только интегрирует человека в социальную систему, но и прививает ему определенные потребности, интересы, ценностные ориентации. Если же социализация личности не происходит, то человек становиться носителем отклоняющегося (девиантного) поведения» [2, с. 422].
Тема формирования ценностных ориентаций у старшеклассников была всегда актуальна, поэтому возникает вопрос: зависит ли становление данных ценностей у подростков от того, в полной или неполной семьи они воспитываются. Поэтому предметом нашего исследования стали особенности ценностных ориентация подростков из полных и неполных семей.
Все чаще мы можем замечать падение нравственных ценностей, а ведь именно в юношестве закладывается тот пласт жизненных ориентиров, которыми в дальнейшем будет руководствоваться человек. Нами была выдвинута гипотеза о том, что у подростков из неполных семей сформирована иная система ценностей из-за отсутствия второго родителя. Базовыми считаются ценности, составляющие основание ценностного сознания человека и подспудно влияющие на его поступки в различных областях жизни. Нами было проведено исследование в ОАПОУ «ДАТК» в возрасте от 16 до 18 лет. Было опрошено 30 человек. Выборку составили 51 % юношей и 49 % девушек. Использовались методы: беседа, опрос наблюдение и методики «Сколько голов, столько умов» (Фридман); Ценностные ориентации школьников (М. Лукьянова). Контрольной группой были 30 подростков из полных семей. Согласно методике Фридмана «Сколько голов, столько умов», которая состоит из 38 пословиц, благодаря которым определяется уровень ценностных ориентаций классе, или как в нашем случае группы, подросткам предлагалось согласиться или отвергнуть утверждения (пословицы). Исходя из результатов исследования можно сделать вывод, что испытуемым не столько ценна материальная сторона жизни, сколько духовная потому, что с утверждениями «Бедность не порок», «Не в деньгах счастье» согласилось 42 % опрошенных. Также можно утверждать, что подростки ориентированы на ценности социального взаимодействия, т.к. с фразами «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Старый друг лучше новых двух» согласилось 70 % опрошенных. Стремление к индивидуальной самореализации подтверждается пословицей «Не место красит человека, а человек место» – так ответили 86 % респондентов. Исполнительность (дисциплинированность) характеризуют пословицы «Дело не волк, в лес не убежит», «Работа дураков любит». С первым высказыванием не согласилось 73 %, а второе отвергли 63 % ребят. Для 66 % актуальным стал вопрос семейных ценностей и взаимоотношений, эти ребята согласились с выражением «Яблоня от яблони недалеко падает», «Худой мир лучше доброй ссоры». Отмечается такое качество как смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов на примере пословице «Риск благородное дело». В свою очередь также были замечены немногочисленные проявления негативных характеристик, таких как непричастность. Это проявилось на примере «Моя хата с краю, ничего не знаю», «Две собаки дерутся, третья не приставай». С этими выражениями согласились 26 % обучающихся. Проявления приспособленчества «Рыба ищет, где глубже, а человек где лучше» проявилось у 53 % студентов.
Также выводы делались исходя из бесед и наблюдения за ребятами во время проведения итогового мероприятия направленного на формирование положительных ценностей. Был проведен небольшой опрос, по результатам которого в группу предпочитаемых ценностей вошли следующие показатели: общение с друзьями (87,3 %), семья (69,7 %), здоровье (65,8), деньги и материальные блага (64,9 % и любовь (42,4 %). Уровень ниже среднего (разделяют от 20 до 40 % респондентов) образовали такие ценности, как независимость, свобода, работа по душе, самореализация. Низший статус (менее 20 % получили такие ценности, как: личная безопасность, престиж, слава, общение с природой. Таким образом, обучающиеся ориентированы на ценности социального взаимодействия, социальной успешности, стремятся к самореализации («развитие», «познание», «продуктивная жизнь», «творчество»).
Выдвинутая в начале исследования гипотеза: существуют различия в системе ценностных ориентаций подростков из полных и неполных семей, потому что на формирование ценностей влияет не состав, а направленность воспитания - подтвердилась. Можно сделать вывод: ценностные ориентации в данном возрасте не зависят от того, в какой семье живут подростки, а опираются на то, что для них в данный момент является актуальным и важным. А это, в свою очередь, зависит от того, как организован процесс воспитания. Определяя важную роль семьи в данном процессе, следует сказать, что состав семьи (наличие или отсутствие обоих родителей) не является главным фактором формирования ценностных ориентаций, в то же время семья остается важнейшим институтом социализации личности. И в зависимости от того, какой метод воспитания используется, какие нормы морали, и правила поведения приветствуются в семье, под таким влиянием будут формироваться ценности у подростков и юношей. В целом результаты проведенного исследования дают нам возможность сделать вывод, что основные ценности современной молодежи не отличаются от традиционных ценностей российского общества.
Литература:
1. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентации. – М.: «СМЫСЛ», 1992. – 17 с.
2. Словарь-справочник по педагогике/ по общ. Ред. П.И. Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – с. 422
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.