- 17.03.2023
- 3435 Просмотров
- Обсудить
Ревина Юлия Владимировна
КГБПОУ «Шушенский сельскохозяйственный колледж»
В современных условиях время технология личностно-ориентированного обучения является одним из ключевых инновационных направлений обучения, поскольку у каждого образовательного субъекта имеются свои персональные возможности, стремления, желания, творческий потенциал, в связи с чем появляется необходимость во внедрении в процесс обучения студентов индивидуальных образовательных маршрутов. Личностноориентированное обучение подразумевает индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учетом уровня его индивидуальных умственно-интеллектуальных и творческих особенностей и способностей личности [1, с. 20].
Обучающиеся в группе различаются по многим параметрам: уровню подготовки, способности к овладению учебным материалом, умению общаться, интеллектуальным способностям [2]. Каждый студент – это личность, со своими особенностями восприятия информации мышления, запоминания, творческими навыками. Учет особенностей личности каждого из обучающихся позволяет реализовать индивидуально-ориентированный подход к обучению. Использование методов, форм и приемов работы личностно-ориентированной технологии дает возможность развивать индивидуальные способности студентов, более осознанно подходить к развитию их профессиональных навыков и умений. Многие обучающиеся даже с относительно низкой профессиональной мотивацией, при использовании на занятии личностно-ориентированной технологии повышают свои личные показатели на лабораторных и практических работах.
Считаю, что индивидуальный подход и творчество должно начинаться с первых уроков лабораторных работ и учебной практики.
К примеру, правильное изготовление крема - это тоже одна из граней творчества. Приучаю обучающихся видеть разницу: в правильных и не правильных пропорциях ингредиентов; видеть внешний вид; структуру и консистенцию крема.
Показываю крем с правильной и неправильной технологией приготовления, делаю акцент на культуру и эстетику приготовления, обучающиеся видят разницу, и что очень важно соглашаются со мной в этом направлении.
При приготовлении кондитерских изделий учу обучающихся правильности и соблюдении технологии приготовления, а когда профессиональные навыки будут отработаны, здесь уже можно вносить элемент творчества. Для оригинальности и неповторимости вкуса можно добавить, что-то индивидуальное, от себя.
Для развития креативности и самостоятельности предлагаю различные варианты тех ингредиентов, которые можно добавить для приготовления кондитерских изделий. Показываю, как эстетично должно быть оформлено изделие, различные варианты начинки и декорирования одного и того же изделия.
Можно использовать индивидуально-творческий подход и к приготовлению самого простого кондитерского изделия.
При приготовлении обучающимися пряников, предлагаю следующие виды заданий:
− приготовить пряники разнообразной формы
− использовать разнообразную начинку;
− использовать различные виды полуфабрикатов для отделки поверхности пряника
Обучающиеся в свою очередь предлагают свои варианты приготовления пряников, что, в свою очередь, стимулирует их творческий поиск, который постепенно будет переходить в профессионализм.
Освоение профессиональных компетенций у обучающихся по профессии «Повар, кондитер» невозможно без с соблюдением следующих условий:
− оптимально подобранных методов и форм обучения, таких как:
−наглядно-демонстрационных;
− проблемно-поисковых (постановка практических и ситуационных задач);
− учебно-производственных задач и упражнений, анализ конкретных производственных ситуаций и задач; ситуационные решения; практические задания в процессе практических занятий; обсуждение разработанных вариантов решения лабораторно-практических задач.
− необходимых средств обучения, обеспечивающих оптимизацию достижение целей, (например, наличие учебных пособий по ФГОС, профессия «Повар, кондитер», документация, необходимая для уроков учебной практики, инструкционные карты, тесты);
− материально-технического оснащения лабораторных и практических занятий по профессии «Повар, кондитер».
В моей работе творческое отношение к продуктам и материалам, а также творческое взаимодействие со студентами - это неотъемлемая часть взаимодействия со студентами
В своей педагогической деятельности при обучении студентов профессии Повар, кондитер использую личностно-ориентированную технологию, главным компонентом которой является признание уникальности каждого обучающегося. Моя задача состоит в том, чтобы понять и найти тот подход, который будет способствовать развитию творческой личности и способствовать постоянному профессиональному росту, стимулируя обучающихся к самостоятельному использованию различных методов реализации творческого задания. В связи с этим, важное значение приобретает деятельность, направленная на развитие творческого потенциала обучающегося, формирование его неповторимой индивидуальности. Поэтому стараюсь как можно чаще привлекать обучающихся к дополнительным внеурочным мероприятиям. Как правило, такими мероприятиями являются выставки и мастер-классы.
Подготовка к мероприятию требует много времени, поэтому разбиваю ее на несколько этапов.
На первом этапе создаю положительный эмоциональный настрой, сообщаю тему, задачи и этапы работы. Предоставляю обучающимся варианты изделий на выбор.
На втором этапе организую поисковую деятельность, которая включает в себя поиск новой формы, содержания. На этом этапе развивается познавательный интерес, формируется творческое мышление. Обучающиеся используют справочную литературу, работают с Интернет-источниками, самостоятельно разрабатывают наглядные материалы, иллюстрации изделия. В процессе работы у обучающихся вырабатывается чувство ответственности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и приобретению практического опыта по профессии.
На третьем этапе подготовки особое место отвожу индивидуальной и коллективной формам работы. Совместно с обучающимися разрабатываем систему действий, приемов, операций, определяющих структуру деятельности. Уделяю внимание формированию общих и профессиональных компетенций, умений планировать свою деятельность, контролировать процесс и анализировать результаты своего труда.
При составлении индивидуальной образовательной траектории педагог создает обучающемуся возможность для выбора, выступая как консультант и советчик. Результаты продвижения по образовательному маршруту нужно мониторить на протяжении всего периода обучения в колледже, ориентируясь на создаваемые изделия и качество приготовление кулинарных изделий студентами. Требуется постоянная обратная связь, позволяющая не только корректировать продвижение по индивидуальным маршрутам, но и объективно оценивать это продвижение. Для этого необходимо обеспечить комплексное сочетание всех типов заданий и работ в лаборатории.
Литература.
- Формирование профессиональных компетенций мастеров производственного обучения с учетом стандарта WorldSkills: Всероссийский семинар мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций [Электронный ресурс]. – Набережные Челны, 20 декабря 2018г. – ГАПОУ «Технический колледж им. В.Д. Поташова», 2018. – 209с.
- Формирование профессиональных компетенций на занятиях учебной практики по профессии «Повар, кондитер» [Электронный ресурс]: http://agrosursk.ru/home/2012-12-17-05-21-33/2015-03-30-10-46-26/315-2015-11-16-13-07-03