Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2023 » Май » 14

Интеграция профессиональных дисциплин как способ реализации компетентностного подхода в системе СПО

Семерджиева Елена Владимировна, преподаватель
Меренков Дмитрий Игоревич, преподаватель
Дундина Елена Леонидовна, преподаватель
ОГАПОУ «Старооскольский индустриально-технологический техникум»,

Понятие интегрированного обучения включает в себя не только осмысленное отношение к предметной области образования, но и применение современных технологий. Для этого требуется комплекс мер, направленных на повышение качества образования и эффективности обучения. А именно:
• привлекать в кадровую базу преподавателей, которые, по возможности, имеют компетентностный опыт и работают в нужной сфере;
• привлекать необходимых специалистов, которые будут помогать преподавателям во время обучения;
• использовать инновационные педагогические решения и идеи;
• адаптировать учебную программу с учётом особенностей всех обучающихся в интегрированной группе;
• делать акцент на развитие творческих и познавательных способностей.

Интеграция в образовании – это механизм, который направлен на развитие связного мышления у людей. Образование становится не только процессом усвоения знаний, способом социализации человека, но главное - позволяет выстроить всю целостную картину мира. В свою очередь это способствует развитию творческого потенциала, устраняет мозаичность в освоении как отдельного предмета, так и всей системы знаний в области приобретаемой специальности[1].

Проблема междисциплинарной интеграции имеет принципиально важное значение, как для развития научных основ педагогики, так и для практической деятельности преподавателей. Она связана с проблемой структурирования содержания образования, узловыми вопросами которой являются вычленение структурных элементов содержания образования и определение системообразующих связей между ними, что подтверждается сквозным значением этих вопросов в истории развития педагогических теорий, в процессе становления отечественной школы, а также тенденциями научных исследований в педагогике на современном этапе, так как даже «межпредметные связи в обучении отражают реальные связи той действительности, которая изучается каждым учебным предметом, тех видов деятельности, которыми должны овладеть ученики. Предметное же построение учебного плана создает опасность изоляции в сознании ученика знаний одного предмета от знаний другого, навыков и умений, даваемых в одном учебном предмете, от специфических навыков и умений, формируемых при изучении другого» [2].

Актуальность данного вопроса, заключается в том что, современное производство нуждается в таких специалистах среднего звена, которые могут широко и сознательно использовать знания, приобретенные в учебных заведениях, в своей профессиональной деятельности. Одним из путей обучения молодых специалистов среднего звена служит система профессиональной средней школы. Задачей профессиональной средней школы является подготовка специалистов широкого профиля, владеющих профессиональной мобильностью, навыками быстрой адаптации к условиям непрерывного обновления производства, методов контроля, взаимозаменяемости и качества, технологии, усовершенствования организации труда [3].

Казалось, что может быть общего у обучающихся по профессии «Лаборант химического анализа» и «Слесарь по ремонту КИП и А»? Точки соприкосновения покажем на конкретном примере. Тема практического занятия в группе по специальности 27.02.04 «Автоматические системы управления»: «Современная измерительная техника, используемая в системах автоматического управления». Первая часть работы будет состоять в том, что потребуется показать с помощью мультиметра основные показатели, связанные с потреблением электрического тока. Любые системы автоматики работают только тогда, когда они подключены в электрическую сеть. Начиная с этого момента, у любого специалиста КИПиА может возникнуть вопрос о корректности подключения приборов и измерительных средств. На этом этапе требуется исключить возможные ошибки, относящиеся к технической сфере.

Вторая часть работы будет посвящена поверке прибора для измерения рН – Эксперт-001 из химической лаборатории техникума, и это будет произведено 2 способами. Первый способ будет представлен на практике – ты замеряем с помощью буферных растворов показания электрода согласно руководству по эксплуатации прибора.

Второй способ будет имитацией работы специалиста по поверке приборов на заводе. Будет использовано 2 прибора – генератор сигналов в качестве источника напряжения, и осциллограф в качестве имитации прибора. Существует специальная методика поверки приборов. Обычно она описана в инструкции по эксплуатации любой пригодной для работы техники. Если методика отсутствует, то следует отказаться от поверки данного прибора – его показания не смогут считаться метрологически состоятельными до того момента, как данный прибор будет сравнен эталонным и выявлен его межповерочный интервал. Для прибора такая методика существует. Она предполагает следующие операции: внешний осмотр, определение абсолютной погрешности прибора при измерении ЭДС, определение абсолютной погрешности прибора при измерении ЭДС в растворе, определение абсолютной погрешности прибора при преобразовании напряжения в значения, которые выводятся на экране, определение температуры и вызываемой ею погрешности.

Прибор проверяют на наличие клемм и свидетельств о прошлой поверке. Проверяют питание и работоспособность электродов. Действие pH-метра основано на измерении величины ЭДС электродной системы, которая пропорциональна активности ионов водорода в растворе — pH (водородному показателю). Измерительная схема представляет собой вольтметр, проградуированный непосредственно в единицах pH для конкретной электродной системы [4].

Потому с помощью генератора сигналов и осциллографа будем имитировать работу по калибровке данного прибора.
Первоначально выполняются «рутинные операции» по поверке напряжения в сети, корректности работы измерительных приборов. Для этого мультиметром оценивается работа электрической сети, происходит проверка сопротивлений не включенных в сети кабелей. Тем самым исключаются элементарные технические неисправности, которые могут мешать в дальнейшей работе.

Если мультиметр имеет возможности по замеру температуры окружающей среды, то полученные данные рекомендовано учитывать при выяснении расчётных значений погрешности. Они не должны будут выходить за пределы, указанных в паспорте приборов. Сначала с прибора «Генератор сигналов» требуется подать импульс прямоугольной формы амплитудой 1 mV. Специалист должен быть внимателен, потому что существует риск порчи исследуемого прибора. Контроль верности выставленных значений первоначально следует осуществить с помощью осциллографа.

Методика предполагает, что большинство современных приборов имеют разъём подключения сигнального кабеля BNC. У обучающихся не возникает проблем с подсоединением, как правило, потому что BNC имеет механические ключи. Увидев нужный вольтаж и нужный сигнал, специалист может включить генерацию сигнала и для pH-метра.

После этого согласно инструкции по поверке, изменяя напряжение, специалист выявляет соответствие реальных показателей тем параметрам, которые указаны в документе. Также если будет учтена погрешность, то выявленные значения на приборах можно будет считать точными достаточно, чтобы сделать вывод о метрологической состоятельности и дать заключение о годности приборов к работе.

Существует вторая методика, связанная с непосредственными измерениями. Берутся 4 сосуда, один из которых– дистиллированная вода. Остальные стаканы наполнены буферными растворами с заданной рН. Если прибор показывает такое же значение, как указано в характеристиках жидкости – прибор точен и проверен.

Использование интегративной технологии позволяет более доступно объяснять материал, помогает научиться решать нестандартные задачи, что в дальнейшем позволит стать высококвалифицированными и востребованными на рынке труда специалистами и продвинуться по карьерной лестнице.

Литература.
1. Полат Е.С. “Новые педагогические и информационные технологии в системе образования”, М, Издательский центр “Академия”, 2010 г – 272 с.
2. Соколова И.Ю., Кабанов Г.П. “Качество подготовки специалистов в техническом вузе и технологии обучения”, Томск, изд-во ТПУ, 2013 г.
3. Сборник материалов «Информационно - коммуникативных технологии в образовании: ресурсы, опыт, тенденции развития» за 2014, 2016гг.
4. Потенциометрические методы анализа: Метод. указ. к лаб. работам/ Сост. Б.М. Стифатов, Е.Ю. Мощенская. Самара; Самар. гос. тех. ун-т, 2017. - 31 с.: ил


Фото: ru.freepik.com
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar