- 29.06.2023
- 5086 Просмотров
- Обсудить
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Старооскольский индустриально-технологический техникум»
Формирование нравственных качеств личности обучающихся в процессе преподавания истории и обществознания на основе личностно-ориентированного подхода. (Обобщение опыта)
Содержание:
1. Информация об опыте ……………………………………….………3
2. Технология опыта ………………………………………………….…7
3. Результативность опыта…………………………………………...…18
4. Библиографический список…………………………….………..…..20
5. Приложение к опыту…………………………………………………22
Раздел I. Информация об опыте.
Условия возникновения и становления опыта
Тема опыта: «Формирование нравственных качеств личности обучаю-щихся в процессе преподавания истории и обществознания на основе личностно-ориентированного подхода».
Формирование нравственных качеств детей и подростков всегда было в центре внимания педагогической науки. Особую остроту и актуальность эта проблема приобретает сегодня, когда современная ситуация в мире и в нашей стране многими учеными характеризуется как кризис нравственности, или более того, как «антропогенная катастрофа» (М.Мамардашвили).
Социально-экономические преобразования, происходящие в нашем обществе, обусловили прагматизацию жизненных установок и идеалов, когда материальные ценности выходят на первый план, а духовные отодвигаются на периферию или полностью игнорируются. Данная тенденция актуализирует задачу развития духовных сил, возвышенных потребностей и моральной ответственности современных учащихся.
Средний ученик данного техникума из полной, со средним достатком семьи, проживающей в отдельной квартире, имеющей одного-двух детей. Сложность ученического коллектива определяется низким уровнем общей культуры в большинстве семей. Для определения уровня воспитанности обучающихся была использована диагностическая карта (по Н.Е.Щурковой)
Уровень воспитанности Высокий Хороший Средний Низкий
Проявления всегда в большинстве слу-чаев всегда
1 Внешний вид, прическа, оде-жда, украшения и пр. Не раздра-жающий, не вызывающий, не отвлекаю-щий Чаще по типу Чаще по типу раздражаю-щий, вызы-вающий, от-влекающий от занятий (не-мыслимое ук-рашение и т.п.)
2 Общение, речь Вежливое, де-ликатное, уважительное Общение гру-бое, речь крикливая, употребление ругательств
3 Отношения с друзьями Дружелюб-ное, сопере-живающее, с симпатией Заносчивое, барское, изде-вательское
4 Отношение с учителями Вежливое, уважительное Неуважитель-ное, с элемен-тами грубо-сти, хамства
5 Отношение с другими со-трудниками школы Вежливое, уважительное Неуважитель-ное, грубое, хамское
6 Дисциплиниро-ванность в пла-не выполнения указаний учи-теля Всегда вы-полняет (или всегда можно убедить) В большинст-ве случаев не выполняет, стремится от-говориться, солгать
7 Отношение к школьному имуществу, к труду других бережное пренебрежи-тельное, пор-тит, пачкает мебель и т.д.
Результаты диагностики уровня воспитанности в 2017/2018 учебном году (начальный этап) таковы:
Группа Количе-ство обу-чающих-ся Уровень воспитанности
Высокий Хороший Средний Низкий
Мл 21 25 9% 11% 11% 69%
ММР 22 25 6? 8% 12 74%
ИТОГО 50 5,6% 8,6% 10,6% 75%
Результаты диагностики качества знаний по предметам – история и обществознание в 2017/2018 учебном году (начальный этап) таковы:
Класс Успеваемость, % Качество знаний, %
история обществознание История обществознание
МЛ 21 100% 100% 58% 60%
Полученные результаты определили необходимость работы по формированию нравственных качеств личности обучающихся в процессе преподавания истории и обществознания на основе личностно-ориентированного подхода.
Актуальность опыта
Актуальность темы обусловлена тем, что в современном, постоянно меняющемся мире, одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений становится подготовка учащихся к жизни, формирование мотивации к инновационному поведению, гражданственности, трудолюбию, нравственности и уважения к закону.
Работа над темой позволила выявить следующие противоречия:
1) между неподготовленностью обучающихся второй, третьей ступени к осуществлению рефлексии и желанием получить от жизни все необходимые социальные блага;
2) между привычным репродуктивным методом получения знаний обучающимися второй, третьей ступени и возможностями активизации мыслительной деятельности обучающихся на основе личностно-ориентированного подхода.
Длительность работы над опытом
Работа над опытом охватывает период с сентября 2019 года по июнь 2023 года и имеет следующие этапы:
I этап – начальный (констатирующий) –2019 учебный год.
Начальный этап предполагал постановку проблемы, изучение научной и методической литературы, материалов периодической печати, Интернет-ресурсов по данной проблеме.
II этап – основной (формирующий) –2019-2023 год.
Формирующий этап предполагал сбор собственного материала по вы-бранной теме, разработку и проведение уроков с учетом выделенной проблемы.
III этап – заключительный – сентябрь –июнь2023 года.
Заключительный этап предполагал подведение итогов работы по теме, обобщение опыта работы по теме «Формирование нравственных качеств личности обучающихся в процессе преподавания истории и обществознания на основе личностно-ориентированного подхода».
Диапазон опыта
Диапазон опыта распространен на систему уроков истории, обществознания обучающихся второй, третьей ступени.
Теоретическая база опыта
Теоретическая база опыта складывалась на основе технологии «Личностно-ориентированного развивающего обучения» профессора И.С. Якиманской.
Личностно-ориентированное обучение понимается, как обучение, вы-являющее особенности ученика – субъекта, признающее самобытность и самоценность субъектного опыта, обучающегося выстраивающее педагогические воздействия на основе субъектного опыта обучающегося .
Ведущими идеями личностно-ориентированного обучения являются:
• индивид находится в центре постоянно меняющегося мира: для каждого значим собственный мир восприятия окружающей действительности, этот внутренний мир не может быть до конца познан никем извне;
• человек воспринимает окружающую действительность сквозь призму собственного отношения и понимания;
• индивид стремится к самопознанию и самореализации, он обладает внутренней способностью к самосовершенствованию;
• взаимопонимание, необходимо для развития, может достигаться только в результате общения;
• самосовершенствование, развитие происходят на основе взаимодействия со средой, с другими людьми.
В практической деятельности необходимо использовать технологию саморазвивающего обучения, автором которой является кандидат педагогических наук Г.К. Селевко, включающую в себя установки на самообразование, самоутверждение, самоопределение и самоактуализацию.
Новизна опыта
Новизна опыта заключается в комбинировании различных форм и методов работы, адаптированных к конкретным условиям, конкретному классу, конкретной теме, предполагающих включение учащихся в активную познавательную деятельность на уроках истории и обществознания, дающих возможность для развития нравственных качеств личности.
Раздел II
Технология описания опыта
Основная цель педагогической деятельности – воспитание высоко-нравственной личности школьника второй, третьей ступени, способной с помощью обществоведческих знаний самоопределить себя в окружающий мир и интегрировать себя в этот мир.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
1) практическая реализация технологии личностно-ориентированного обучения на уроках истории, обществознания и во внеурочное время;
2) интегрирование преподавания истории, обществознания с другими предметами;
3) повышение творческого потенциала и нравственной ценности образовательного процесса.
В ходе исследования возможны следующие риски:
1) распространение негативных явлений в социуме (алкоголизм, нар-комания, токсикомания, криминал).
2) разобщенность единства требований учителей предметников.
Основные отличия личностно-ориентированного обучения от традиционной дидактической системы:
Традиционное обучение Личностно-ориентированное обучение
«Образование – это вызванный внешним воздействием процесс усвоения индивидуумом обоб-щенного, объективированного, общественного опыта … То, что представляет общественную важ-ность, становится важным и для личности» (Клиберг Л. Проблемы теории обучения. – М.: Педагогика, 1984. – с.25) «Личностно ориентированное образо-вание – образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности» (Новые ценности образования. М.: РФФИИПИ, 1995. – с.55)
Образное понимание обучаемого: «человек-глина» - не имеет изна-чальной сущности («чистый лист») и является материалом для педагогической работы Образное понимание обучаемого: «че-ловек-семя» - имеет генетическую про-грамму развития. Образование как развитие потенциальных качеств
Центральной фигурой процесса обучения выступает учитель В центре процесса обучения – ученик
Обучение: преподаватель + уче-ние: учитель передает знания, умения и навыки ученикам, а уче-ники их усваивают и воспроизво-дят Обучение: совместная деятельность ученика и учителя, направленная на индивидуальную самореализацию ученика и развития его личностных качеств в ходе освоения изучаемых предметов. Личностную ориентацию обучения в большей степени отражает понятие «освоение», чем понятия «изучение» и «усвоение».
Ведущая деятельность процесса обучения – преподавание Ведущая деятельность процесса обучения – деятельность познания
В процессе обучения нивелируются субъектные различия детей, для всех детей дается единая «планка» - стандарт В процессе обучения максимально раскрываются различия субъектного опыта детей, акцентируется внимание на индивидуальности школьников
Общественные интересы ставятся выше личных Признается высшая самоценность лич-ности ребенка
Учитель, вместе с учебником, яв-ляются основными источниками знания, а учитель еще и контролирующим субъектом познания Роль учителя – организация образова-тельной среды, в которой ученик самостоятельно образовывается, опираясь на собственный потенциал и используя соответствующую технологию обучения
Личностно-ориентированное обучение предполагает поэтапный характер процесса обучения: от изучения личности ученика через осознание и коррекцию личности, и основано, в основе своей, на когнитивных аспектах.
Личностно-ориентированное обучение основывается на понятии того, что личность являет собой совокупность всех её психических свойств, которые составляют её индивидуальность. Технология личностно-ориентированного обучения основана на принципе индивидуального подхода, при котором учитываются индивидуальные особенности каждого ученика, что, позволяет содействовать развитию личности ученика.
В детском возрасте часто наблюдается эмоциональная уязвимость, неустойчивость самооценки. Подобные особенности чаще заметны на устных предметах: ученики уклоняются от ответов, не проявляют инициативы. Использование технологий личностно-ориентированного обучения в подобных случаях даёт учителю возможность, учитывая индивидуальные особенности учеников, изменить форму уроков (например, проводить дискуссии, уроки-путешествия) в целях повышения продуктивности учебной деятельности.
Как известно, при осуществлении личностно-ориентированного подхода в обучении необходимо опираться на субъективный опыт ученика, а также учитывать индивидуальную избирательность ученика к формам заданий, типу и виду изучаемого материала. Соблюдение этих требований особенно важно при работе с подростками, так как одной из возрастных особенностей в подростковом возрасте является, так называемое, чувство взрослости.
Важным является ещё один фактор - оценка знаний. Здесь оцениваются не только итоговые знания, но и усилия ученика. Такое положение особенно важно для осуществления эмоциональной поддержки подростков с низким уровнем интеллектуального развития и стимулирования более продуктивной учебной деятельности учеников с высоким уровнем интеллектуальных способностей.
Личностно-ориентированный урок, реализуемый с учетом его ценностей, педагогических целей отличается от традиционного урока как указано выше.
Личностный подход в обществоведческом образовании.
Одной из тенденций, определяющих реформирование школьного исторического образования, является переход к гуманитарно-ориентированному преподаванию, ведущей содержательной единицей которого становится метод познавательной деятельности.
Принятие личностной ориентации как определяющего вектора образования меняет понимание целей обучения, воспитания, развития. Образование предполагает гармонию государственных стандартов и личностного саморазвивающегося начала, а воспитание рассматривается как помощь личности в разностороннем развитии. Идеи личностно-ориентированного образования проявляются на двух уровнях: обыденном и научном. С точки зрения обыденного сознания, личностный подход рассматривается как признание идеи уважения личности ребенка, индивидуализации образования, продуктивного партнерства, сотрудничества, диалога.
В науке личностный подход включает категории целей, содержания образования, методов обучения и конкретных технологий, деятельность преподавания и учения, критерии эффективности образовательного процесса.
Целью личностно-ориентированного образования является не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и соответственного развития субъектов образовательного процесса.
Гуманизация является ключевым элементом современного педагогического мышления, признающего личность учащихся высшей социальной ценностью. Мудрый Эм Мунье говорил: «Личность - единственная реальность, которую мы познаем и одновременно создаем изнутри».
Чтобы занять определенную позицию, ученики должны соотнести свои ценности с ценностями других людей: авторов учебника, ученых, учителя, наконец, своих одноклассников. Все это требует от учащихся определенной активности, критического мышления, самостоятельности в принятии решений. При этом важно, чтобы на уроке была организована самостоятельная мыслительная деятельность учащихся.
Один из главных недостатков сегодняшнего преподавания истории в школе - это приверженность учителя к окончательным оценкам. Возникает иллюзия законченности познания, утрачивается ощущение движения человеческой мысли, забывается, что никто и никогда не сумеет написать «завершенную» историю и поставить последнюю точку в изучении прошедших событий. В этой связи в процессе изучения истории целесообразно создавать для учащихся ситуации выбора, что требует их ознакомления с различными, подчас альтернативными точками зрения на исторические процессы, факты, события, формирования умения отстаивать свою позицию по разнообразным проблемам истории.
Следует признать за учащимися право на собственное мнение, личную оценку исторических событий при условии ее серьезной аргументации. Надо предоставить возможность ученикам почувствовать свою причастность ко всему происходящему, повысить их интерес, помочь понять, что они полноправные члены общества и от них тоже зависит дальнейшее развитие общества.
В данном аспекте особое значение приобретает организация деловых и ролевых игр, где ученики на время чувствуют себя непосредственными участниками тех или иных событий, играют роли исторических личностей, персонажей. Таким примером может служить урок-игра по обществознанию. (Приложение №3. Отклоняющееся поведение и противоправное поведение).
Кроме того, можно добиться успехов в развитии индивидуальных способностей учащихся, внедряя диалогические формы общения учеников и учителя. Ведь диалог - это не фронтальный опрос, а совместное с учителем обсуждение проблемы. Диалог можно использовать на каждом этапе урока с целью активизации деятельности учащихся. Это может быть:
- учебный диалог с элементами самостоятельного анализа источников;
- решение нравственных проблем на базе исторических материалов;
- установление исторических параллелей (обсуждение проблем в группах);
- разыгрывание оценок;
- ролевые игры;
- театрализованное представление;
- деловые игры;
- сопоставление различных точек зрения на события;
- изучение дополнительной литературы.
Сегодня важно отказаться от излишне политизированной части исто-рии. Когда на уроке в основном излагаются факты, а аналитической информации мало, тогда активизируется мыслительная деятельность учащихся, приводится в действие их творческий потенциал.
В процессе изучения истории важно привить школьникам вкус к рас-суждениям, анализу явлений, поиску объяснений тех или иных процессов. В этой связи представляется неоправданным все более широкое использование тестов, которые подменяют живой процесс познания истории формализованными упражнениями.
Какова технология реализации принятых положений на практике? Очень часто материал дорабатывается учащимися дома. Вот почему более приемлема следующая технология в преподавании истории. Опрос в том виде, в каком он имеется в комбинированном уроке, отсутствует. В начале урока следует небольшая вводная беседа – разминка: «Какую историю мы изучаем? О чем она? Какую тему сейчас проходим?». Затем - краткая установочная беседа и задание для самостоятельной работы на уроке. Детей необходимо настроить изучать новый материал на уроке, а не дома. Работу следует организовать так, чтобы прием информации (так можно назвать первый этап урока, будь то самостоятельная работа с учебником, документами или рассказ учителя) был бы меньшим по времени. Второй этап, состоящий из анализа, обсуждения материала, высказывания точек зрения учениками и их обоснования, делают продолжительным с тем, чтобы вовлечь большее количество учащихся в обсуждение и совместную мыслительную деятельность. Учащимся самим приходится анализировать, сравнивать, давать оценки тем или иным событиям или личностям, искать свою позицию и отстаивать ее. Делать это довольно трудно. Но из урока в урок, от темы к теме, из года в год они овладевают этими умениями. Главное внимание при ответах учеников учитель должен уделять не «правильности» позиции ученика, а ее аргументированности. Ученики должны научиться высказывать свою откровенную и аргументированную точку зрения. Главное - научить мыслить самостоятельно, критически, свободно, творчески, иметь «свое лицо».
Большую роль в личностно-ориентированном обучении учащихся играет методика сотрудничества и сотворчества с учениками, нацеленная не на создание новых форм обучения, а на более полное и качественное использование уже существующих. Данная методика предназначена для работы в 9-11 классах, где, как известно, работа учителя сопряжена с наибольшим количеством трудностей. Для этой возрастной группы необходимо использовать, кроме уроков-зачетов, уроки сотрудничества и сотворчества, уроки-лекции, уроки-семинары, уроки - пресс-конференции, уроки-диспуты и др. Использования уроков-лекций и уроков-семинаров помогает осуществить преемственность форм и методов обучения в школе, вузе, готовит школьников к новой ступени освоения знаний (Приложение №1. Отечественная война 1812 года).
Одним из методов сотрудничества и сотворчества учителей с учениками является анкетирование-тестирование учащихся с целью выявления их мнений об уроке истории вообще и об отдельных его этапах.
Важно также привить ученикам умение рецензировать ответ сотоварища. Это еще одна возможность лучше узнать предмет. Кроме этого, рецензирование помогает ребятам доказывать свою правоту, отстаивать собственную точку зрения, что отнюдь немаловажно для становления личности.
Как показывает практика преподавания, главным источником инфор-мации выступает учитель, который знакомит школьников со своей интерпретацией истории. Между тем, исходя из объективных тенденций развития общества, наиболее значимой должна стать организация самостоятельной работы учащихся с историческим источником, что позволит им создать собственную версию истории.
В качестве одного из средств, помогающего «оживить» общение ребят с историей, увлечь и заинтересовать весь класс в целом и каждого ученика в отдельности может выступать использование системы познавательно-развивающих вопросов.
Составлять эти вопросы следует таким образом, чтобы, во-первых, их с нетерпением ждали ученики, во-вторых, не ответить на некоторые совсем было бы просто невозможно, и наконец, в третьих, даже неправильный, неточный ответ не понижал, а повышал познавательную активность ученика.
Несмотря на трудности, учитель должен формировать у учащихся целостную систему знаний об истории Отечества и мира, а также о человеке и обществе на разных этапах развития цивилизации. Видимо так можно определить стратегию деятельности учителя истории и обществознания. Учитель может через собственную систему ценностей решить, какая историческая концепция наиболее точно отвечает его взглядам, его собственному мировоззрению и пониманию истории в целом.
Примером может послужить модель урока-суда «Народовольцы: герои или преступники?» (Приложение № 2. Разработка урока «Общественное движение 60-70 годов 19 века. Народовольцы»). Учащихся нужно заранее подготовить к проведению такого урока. Им предлагаются на выбор исторические роли - подсудимых революционеров, обвинителей, адвокатов, суда присяжных. При этом ученики должны выбрать себе роли в соответствии с собственной точкой зрения на изучаемые явления. Участникам предоставляется возможность самим готовиться к «суду». Такая методика позволит им раскрыть свои возможность, выразить и реализовать свои идеи, что мало возможно на традиционных уроках.
Критерии эффективности урока в системе ЛОО:
1) использование проблемных заданий;
2) применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала;
3) создание положительного эмоционального настроя на работу всех историков в ходе урока;
4) обсуждение с детьми в конце урока не только того, что узнали (овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что хотелось бы выполнить еще раз, а что сделать по-другому;
5) стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
6) оценка (поощрение) при опросе не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, какова динамика его продвижения в освоении знаний, умений навыков;
7) Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться как минимум по таким параметрам, как правильность, самостоятельность, оригинальность.
8) При задании на дом называются не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
При планировании урока необходимо учитывать:
- индивидуальные особенности проработки материала учащимися (одному легче воспринимать на слух, другому зрительно, третьему нужно обязательно включить моторику);
- индивидуальный подход к выполнению задания (одни быстро и легко схватывают и удерживают все признаки заданного материала, другие склонны вычленить только главную мысль);
- индивидуальные предпочтения в выборе типа задания (одни выдвигают идеи, другие эти идеи обосновывают, третьи реализуют практически, т. е. выполняют необходимые расчеты и т. п.).
Необходимо выявлять индивидуальность каждого ученика (независимо от его успеваемости) по следующим параметрам:
- выявление содержания его субъектного опыта, включенного в образова-тельный процесс;
- предоставление ученику возможности выбора (самостоятельно, по собст-венной инициативе) способов учебной работы с программным материалом подлежащим усвоению, выбора формы работы на уроке (индивидуаль-ной, групповой), типа ответа (у доски, с места), характера ответа (письменно, устно, развернутый рассказ, анализ ответа товарища и т. п.);
- оценка не только результата, но главным образом процесса его достижения.
Средства личностно-ориентированного обучения.
Словесные средства.
У каждого ребенка появляется естественное желание познать окру-жающий мир, разобраться в вопросах социальных явлений, которые его окружают. Ответы на эти вопросы они могут получить на уроках истории. Опыт показывает, если с помощью словесных средств затронуть какое-либо общественное противоречие в исторической перспективе, то учащиеся с большим интересом слушают и осмысливают излагаемый материал.
Функции словесных средств обучения истории состояли в следующем:
1. образная функция - в поведении учащихся к образу представлению об основополагающем историческом конфликте государственного и общественного в поведении субъектов истории, в явлениях и событиях;
2. аналитическая функция - в словесном анализе противоречивых сторон конфликта и осмыслении моделей поведения через понятия, суждения, умозаключения;
3. ситуативно-деятельная функция - в создании с помощью слова си-туации соучастия во взаимодействии субъектов в событии.
В соответствии с этими функциями выделяют три основных группы словесных средств: образно-исторические, аналитические и словесно-практические.
С помощью словесных образных средств у учащихся создается образ-представление об историческом событии или явлении. Причем содержание исторического материала еще не дает четкого понимания данного события. К образным словесным средствам относятся: историческое описание, словесная характеристика, сюжетная характеристика.
Аналитические словесные средства существуют для анализа исторического явления или события. К ним относятся: объяснение, беседа, работа с учебником.
Объяснение включает в себя объяснение и рассуждение. Объяснение связано с логикой расположения исторического материала. Главное здесь - обязательно следовать логике способа построения, в противном случае объяснение может не выполнить своей аналитической функции. Обязательным условием объяснения является введение в урок специальных заданий для взаимодействия с учащимися (например, по ходу объяснения учителя необходимо составить план объяснения).
В беседе с учащимися по изложенному материалу легче выявить объем знаний, правильность или ошибочность понимания ими изложенного материала, степень глубины понимания. Беседа является прекрасным методом проверки понимания и усвоения учащимся исторических знаний. Беседа служит одним из приемов мобилизации знаний, необходимым для более глубокого усвоения учащимися нового материала.
Результативность опыта
Доказательством состоятельности данного исследования являются показатели качества знаний и успеваемости обучающихся по годам:
Значительно изменился уровень воспитанности обучающихся
Результаты диагностики уровня воспитанности в 2010/2011 учебном году (заключительный этап) таковы:
Класс Количе-ство обу-чающих-ся Уровень воспитанности
Высокий Хороший Средний Низкий
МЛ 21 25 69% 11% 11% 9%
ММР 22 25 74% 12 8% 6?
ИТОГО 50 75% 10,6% 8,6% 5,6%
Данная технология позволила повысить качество изучения обучающимися предметов история и обществознание. Появился интерес к участию в социально-значимых проектах, о чём свидетельствуют показатели:
Овладение педагогическим мастерством заставляет находиться в по-стоянном поиске, ведь личность формируется личностью. Образование – это путь ребенка к самому себе, но этот путь он проходит не один, он идет по нему вместе с учителем.
Библиографический список:
1. Большаков С.В., Головин А.Г. Информационное обеспечение выборов и референдумов в Российской Федерации. 2-е изд. / Рос. центр обучения избират. технологиям при Центр. избират. комис. Российской Федерации. – М.: Изд-во «Весь Мир», 2007. – 304с.
2. Данилюк А.Я. Основные компоненты личностно ориентированного обучения. // Развитие личности в образовательных системах Южно-российского региона. - Ростов н/Д, 1998. - С.20-29.
3. Земцова А.В. Личностный опыт в структуре содержания образования (теоретический аспект): Автореф. дисс. канд.пед.наук.- Волгоград, 1996. - С.21-26.
4. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы: Учеб. пособие. - М.: Юристъ, 1999. – 333 с.
5. Керимов А.Д. Современное государство: вопросы теории. - М.: Норма, 2007. – 144 с.
6. Князев С.Д. Назначение вопросов и образование избирательных округов: законодательство и судебная практика // Избирательное право. 2006. - №3. – С. 64-66.
7. Кульневич С.В. Педагогика личности: Учеб. пособие. Часть 1.- Ростов н/Д, 1995. – 167с.
8. Лебедев В.А., Кандалов П.М., Неровная Н.Н. Партии на выборах: опыт, проблемы, перспективы. М.: Изд-во МГУ, 2006. – 288с.
9. Леонтьев, А.А. Что такое деятельностный подход в образова-нии? // Начальная школа: плюс-минус. 2001. - № 1. - С. 3 – 6.
10. Молодежь и выборы сегодня: перспективы ожидания. Материалы областной научно-практической конференции. Белгород, 2007. – 35 с.
11. Прудников А.С., Белоновский В.Н., Гасанов К.К. Избирательное право. Юнити, 2007. – 415с.
12. Селевко, Г.К. Саморазвивающее обучение/ Г.К. Селевко. – Ярославль: ИПК, 1996. – 176 с.
13. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии/ Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998.- 129 с.
14. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика образова-тельных систем.- М.:1999. – 54 с.
15. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: к разработке дидактической концепции // Педагогика. 1994. №5. С.16-21.
16. Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека/ В.А. Сухомлинский.- М.: Педагогика, 1990.- 180 с.
17. Якиманская, И.С. Принцип активности в педагогической психологии// Вопросы психологии. – 1989. - №6. – С. 17-21.
18. Яковлев, Ю. Я. Ваши права, дети/Ю. Я. Яковлев. – М.: Международные отношения, 1992. – 128 с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.