Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2023 » Август » 4

Использование нейросетей в учебном процессе

В современном мире широко распространены технологии, которые быстро развиваются и проникают в различные сферы нашей жизни. Одной из таких областей, которую затронули инновации, является образование.

Как, написание выпускных квалификационных работ является заключительным элементом процесса обучения. Долгое время процесс написания ВКР был связан с трудоемкими этапами, созданием иллюстраций, выбором стилей, цветовых схем и других элементов на страницах работы. Однако с появлением нейросетей у студентов появилась возможность автоматизировать эти процессы, значительно упрощая и ускоряя их выполнение. С использованием нейросетей, искусственного интеллекта и компьютерного зрения у студентов появляются возможности создавать работы, имеющие выраженную креативность и оформление.

Одним из способов помочь им справиться с этой задачей является использование нейросетей.

Нейросети – это компьютерные программы, которые могут обрабатывать большие объемы информации и делать выводы на основе этих данных.

Использование нейросетей имеет ряд достоинств. Во-первых, они могут помочь студентам сократить время, затрачиваемое на написание текстовой части и оформление графической. Во-вторых, нейросети могут помочь повысить качество работы, так как могут анализировать данные и делать выводы.

Однако, использование нейросетей также имеет свои ограничения. Например, нейросети не могут заменить творческий подход студента к написанию работы. Также, нейросети могут быть недостаточно точными в некоторых случаях.

В данной статье я хочу поделиться опытом использования нейросетей при написании выпускных квалификационноых работ (ВКР).

Одной из главных проблем при написании ВКР является слабое владение логикой изложения. Студенты не всегда могут правильно организовать свой материал и структурировать его. Это может привести к тому, что работа будет выглядеть нелогичной и запутанной.

Чтобы помочь студентам справиться с этой проблемой, мы начали использовать нейросети. Они позволяют автоматизировать процесс написания работы и помогают студентам создавать качественный и логичный материал.
Первым шагом в использовании нейросетей является написание плана работы. Студенты должны определить основные темы своей работы и разбить их на подтемы. Затем нейросеть помогает студентам создать план работы, который соответствует их темам и структуре.

Второй шаг – это помощь в анализе информации. Нейросети могут анализировать большие объемы информации и выделять наиболее важные и интересные факты. Студенты могут использовать эти данные для написания своей работы.
Третий шаг – создание иллюстративного материала. Нейросети также могут создавать иллюстрации на основе заданного запроса. Студенты могут использовать эти иллюстрации для улучшения внешнего вида своей работы.

В целом, использование нейросетей при написании выпускных квалификационных работ студентами СПО может значительно упростить процесс и помочь им создавать качественный материал.

Справедливо возникает вопрос: что подтолкнуло меня на использование этого инструмента. Ответ достаточно прост – во-первых, отсутствие у студентов умений делать анализ, во-вторых, низкий уровень логического изложения материала и в-третьих, отсутствие навыков создавать и редактировать изображения, т.е. рисовать. Кроме того, в последнее время я «баловалась» созданием рисунков в Telegram. Так и родилась идея попробовать использовать возможности нейросети при написании ВКР студентами выпускной группы по специальности «Гостиничный сервис»

«Какие нейросети лучше использовать?» – это был первый вопрос, который я задала сама себе. Наверное, неслучайно в это время я занималась на заочных курсах по использованию нейросетей ChatGPT, Dall E 2 и Midjourney. Поэтому выбор для меня был очевиден – использовать то, с чем сама более или менее знакома, а кроме этого дополнительно закрепить умения и навыки работы с изучаемыми нейросетями.

Две студентки с радостью откликнулись на предложение использовать нейросети при написании работы. Первые проблемы у них возникли, когда они пытались зарегистрироваться на этих ресурсах. Это платный доступ, наличие зарубежного номера телефона, знание английского языка для написания запросов, доступ через VPN и другие.
Если проблема использования VPN решалась довольно легко установкой расширения в браузер, то отсутствие зарубежного номера телефона для регистрации в ChatGPT отбила у них почти всё желание. После получения подробной инструкции как обойти это «препятствие» и регистрации можно было приступить, как мне казалось, к полноценной работе. Подготовительная работа заняла у нас около недели.

Для того, чтобы приступить к работе с Midjourney было необходимо зарегистрировать аккаунт в мессенджере Discord, а вот использование Midjourney предложено оплатить.

Пожалуй, одной из главных причин отказаться от использования этих сервисов стало недостаточное умение работать на ПК. Студенты привыкли использовать смартфоны и планшеты для решения учебных задач и проблем, а последней неприятностью, с которой мы столкнулись, стало ограничение работы данных нейросетей в нашей стране, даже через VPN.

В результате поиска было решено использовать российские нейросети, доступ к которым возможен и с компьютера, и со смартфона. Все это делало цель достижимой, хотя и осложненной некоторыми дополнительными шагами при выполнении работы.

Для достижения поставленной цели мной были выбрана нейросеть Kandinsky 2.1, создающая графические изображения. С этой нейросетью можно работать и на смартфоне в приложении Telegram и на сайте fusionbrain.ai и rudalle.ru
Для создания текстов был выбран чат-бот Алиса со встроенной нейросетью от Яндекса «Алиса, давай придумаем!» и чат-бот ChatGPT&MJ в Telegram bot. Выбор российских продуктов оправдан еще и тем, что промпты можно писать на русском языке.

Как я уже упоминалось ранее, участвовать в эксперименте согласились две студентки выпускной группы, темы ВКР были связаны с тем, что необходимо было создать большое количество иллюстраций, поясняющих работу.
Первым этапом работы стало написание запросов для нейросети. Этот этап студентки выполняли самостоятельно.


(Рисунок 1)


Второй этап – анализ и обработка полученной информации – выполнялся студентами без помощи нейросети. Данные использовались для написания аналитической части работы.
Третий этап работы с нейросетью – создание иллюстративного материала.


(Рисунок 2)


Конечно, если бы у нас было больше времени на работу с нейросеьтю, занятий по составлению промтов, то результат был бы другим. Главная задача нейросети в обучении – быть надежным инструментом, который все же не может заменить человеческий интеллект.
Но не только студентами могут использоваться нейросети. Для педагога также появляются большие возможности облегчить свой труд. Педагог должен лишь выбрать свой инструмент, который будет отвечать его потребностям.
Нейросеть может составлять тестовые задания на заданную тему. Главное – точное задание с описанием. Достаточно дать образец теста, показать его предполагаемую структуру. Хорошо справляются нейросети с генерацией иллюстративного материала в соответствии с темой урока.


(Рисунок 3)


Нейросети прочно вошли в нашу жизнь и это факт, от которого нельзя отмахнуться, и студенты будут их использовать не зависимо от того, нравится нам это или нет.

Наша задача – научить студентов пользоваться ими. Если саму технологию студенты могут освоить гораздо быстрее нас, то использовать правильно – задача педагога.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar