Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2024 » Январь » 12

Культурный уровень молодежи: образ и реальность

Серазутдинова Лилия Галямитдиновна
Преподаватель КГБ ПОУ «Лесосибирский технологический техникум»

Аннотация: В статье рассматриваются основные факторы, влияющие на культурный уровень молодежи, сравнивается образ и реальная действительность культурного уровня молодых людей. Приводятся примеры из жизни и предлагаются меры повышения культурного уровня современной молодежи. Акцентируется высокая роль государства в формировании культуры современной молодежи.

Культурный уровень молодежи имеет важное значение для его саморазвития и самосознания, а также для взаимодействия с обществом и окружающим миром. Он играет важную роль в развитии каждого человека, в формировании его личности, включает в себя знание, опыт и навыки, приобретенные молодыми людьми в процессе обучения и социализации. С высоким культурным уровнем формируются принципы взаимодействия и сотрудничества в обществе. Люди, ценящие искусство, литературу, музыку и другие проявления культуры, способны на более глубокое и качественное общение. Благодаря этому, они могут совместно решать проблемы и развивать инновации в различных сферах жизни.

В связи с негативной тенденцией снижения образовательного и культурного уровня населения России, вызванного множеством социально-экономических факторов, особое значение имеет оценка уровня культурного развития молодежи. Потеря национально-культурной самоидентификации подрастающего поколения обусловили значимость вопроса о роли и месте молодежной культуры в современном российском обществе. Молодые люди формируют свою уникальную культуру, которая значительно отличается от культуры старшего поколения. Постоянно растущее число возникающих молодежных движений свидетельствует о том, что «взрослое общество» не в состоянии обеспечить молодежь такими целями, моделями, руководящими принципами, мировоззрением и поведенческими нормами, которые могут быть актуальны, необходимы и завоевать авторитет среди молодежи. В результате молодые люди предпочитают самоизоляцию и создание своего «мира» с помощью какой-то субкультуры, или они уходят в виртуальное пространство.

Как же повысить культурный уровень молодежи?

Для начала рассмотрим факторы, влияющие на культурный уровень молодых людей. Одним из ключевых факторов, влияющих на культурный уровень человека, является его образование. Как правило, люди с более высоким уровнем образования имеют больше знаний и навыков в различных областях, что способствует их культурному развитию. Образование позволяет человеку познавать мировую культуру, историю и научные достижения. Уровень образования оказывает влияние на социальное самочувствие личности, степень этнической толерантности, а также оценку межэтнических отношений. В среднем в возрасте от 16 до 29 лет молодежь получает образование и приобретает устойчивый профессионально-трудовой статус в общественной и социальной сфере.

Следующим немаловажным фактором культурного уровня молодежи является личные интересы и увлечения. Интерес к чтению, посещению концертов, выставок, кинотеатров и участию в культурных мероприятиях помогает расширять кругозор и обогащать личность. Человек, активно интересующийся культурой, часто больше знает о различных аспектах истории, искусства и науки. Количество увлечений молодежи растёт изо дня в день. Сейчас их пересчитать вряд ли возможно. Молодые люди хотят реализоваться – одни хотят получать от жизни удовольствие, другие – острые ощущения, третьи – повысить свою самооценку, а некоторые попросту любят что-то изучать. В увлечениях молодежи присутствуют позитивные и негативные тенденции. В качестве положительных можно отметить следующие. Во-первых, практически каждый третий молодой человек большую часть своего досуга направляет на посещение театров и кино. Во-вторых, молодое поколение тратит большую часть своего свободного времени на спортивную деятельность и физические занятия. Около тридцать процентов студенчества принимают участие в исследовательской деятельности и художественном творчестве. Популярным среди увлечений современной молодежи является волонтёрство. Практически каждый представитель молодежи хотя бы раз задумывался о волонтёрстве. Однако лишь около трети действительно участвовали в различных мероприятиях. И все-таки в направлении увлечений и интересов молодежи существуют и негативные тенденции, деструктивного характера. Молодежные субкультуры продолжают привлекать представителей подрастающего поколения. Возрастной ценз молодежных субкультур приходится на период от 11 до 25 лет, когда происходит процесс становления жизненных ценностей и выработка стратегий. Однако, следует отметить, что свойственное подросткам и юношеству стремление объединяться в группы реализуется теперь во многом в Интернет-пространстве. На смену территориальным дворовым компаниям пришли многотысячные группы в социальных сетях.

Достаточно выбрать для себя ту или иную привлекательную с точки зрения содержательной концепции субкультуру и сменить аватарку на личной странице в соцсетях или создать фейковую страницу, указав вымышленное имя и заведомо фальшивые данные о себе. Расширяются социальные границы. Те представители подрастающего поколения, которые в своем реальном окружении никогда бы не столкнулись с носителями модной субкультуры, в Интернет-пространстве легко попадают в ее сети, и соответственно, входят в зону риска. Основными факторами риска являются: эмоционально-личностные проблемы; деструктивный стиль детско-родительского взаимодействия; низкий уровень материального благосостояния, неполная или многодетная семья; наличие «преемственности» в уголовной среде; нарушение механизмов процесса социализации; заполненность досугового пространства неформальной, неорганизованной, стихийно возникающей активностью; отсутствие необходимой профилактической работы со стороны образовательных учреждений.

Для снижения негативных тенденций необходима профилактика, включения в деструктивные субкультуры которая основана на усилении роли традиционных институтов социализации (семья, школа, вуз) и связана с созданием и развитием молодежных СМИ, через которые транслируется информация о негативной роли данных неформальных объединений и учреждений. Средства массовой информации, такие как телевидение, радио, книги и интернет, также влияют на культурный уровень. Они представляют доступ к информации и различным культурным проявлениям. Правильное использование информационных ресурсов и обращение к надежным источникам помогают молодым людям развиваться культурно и образованно.

Социальная среда- среда, в которой вырастает и живет человек, также оказывает существенное влияние на его культурный уровень. В семье, где ценят и уважают искусство, литературу и музыку, молодые люди часто имеют возможность познакомиться с этими областями раньше и развивать свои культурные интересы. На культурный уровень влияют друзья, общество, религия и национальная принадлежность человека. В разных религиях и народах существуют свои уникальные традиции, обычаи и исторические события, которые формируют культурное наследие, оказывающие влияние на мировоззрение и ценности человека, что может отразиться на его культурном развитии.

Молодых людей в нашей стране порядка 40 миллионов человек. Они по природе своей призваны идти вперёд, совершать прорывы, которые прежде казались невозможными. Принципы современной молодежи существенно отличаются от принципов советской молодежи, у которой и ценности были другие. У молодежи есть кумиры, лидеры, которые влияют на подростков. За последнее десятилетие в нашей стране было организовано очень много проектов в сфере молодежной политики. Одним из последних является уникальный проект, который определил основные ценности данного движения, среди которых дружба, патриотизм, справедливость, взаимопомощь. Достойное название этой организации – «Движение первых». Успешно себя зарекомендовал и проект под патронатом российских вузов «Университетские смены». Особую роль играют флагманские проекты в сфере просвещения, которые вот уже два года успешно проводит воссозданное общество «Знание». Хорошо заработало это общество на новой основе: новые, современные форматы лекций, мастер-классов, просветительские марафоны стали действительно популярными в молодёжной среде. Это лишь несколько примеров большого числа проектов, форумов, площадок, конкурсов, движений, которые зарекомендовали себя и имеют положительный опыт в молодежном движении. Данное направление работы необходимо приумножать и продолжать делиться опытом.

Культурный и духовный уровень молодого поколения России очень важен для страны - это драгоценный ресурс нации. Именно на молодежный потенциал необходимо ориентироваться и опираться политическому руководству страны при обустройстве и развитии России, поэтому необходимо охранять и наращивать в целях стабилизации общества и его поступательного движения вперед.

Список литературы
1. Гнатюк М.А. Теоретические проблемы исследования российской молодежи в социологической науке и эвристический потенциал отечественной социологии молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 3 (11), 2015. – С. 57-61
2. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Современная Социология молодежи: изменяющаяся реальность и новые теоретические подходы // Россия реформирующаяся, № 15, 2017. – С. 12-48.
3. Коваленко А.М. "Дискурсивное поле социологического исследования российской молодежи и ее ценностей в новой социальной реальности" Гуманитарий Юга России, № 7 (2), 2018. – С. 73-82.
4. Курышева О.В. Психологическая характеристика молодежи как возрастной группы // Logos et Praxis, no. 1, 2014. – С. 67-75.
5. Филина Н.В., Чебоксаров Д.А. Современные молодежные культуры или субкультуры // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2019. №S6. // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-molodezhnye-kultury-ili-subkultury
6. Кучукян А.В. Роль виртуальных сетевых сообществ в распространении деструктивных молодежных субкультур / Общество: социология, психология, педагогика 2017, № 3// [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://doi.org/10.24158/spp.2017.3.7

Изображение от Freepik
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar