- 02.03.2024
- 3001 Просмотр
- Обсудить
ГБПОУ НСО «Бердский политехнический колледж» Новосибирская область, г. Бердск, социальный педагог
Особенностью работы социального педагога с обучающимися колледжа является то, что в образовательное учреждение приходят подростки в возрасте от 16 - 17 лет. В это время происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил и возможностей, становление характера.
Часть молодежи начинает тяготеть к лидерству, эта категория людей стремится научиться оказывать влияние на других, изучает социальные процессы. Поэтому моя деятельность в качестве социального педагога в колледже направлена на социальное воспитание, на формирование умения у обучающихся продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни, на успешную адаптацию обучающихся в социуме.
Социально – педагогические функции в колледже выполняет не только социальный педагог, но и другие структурные подразделения, а также все члены коллектива. Поэтому для повышения эффективности профессионального взаимодействия с членами педагогического коллектива и со специалистами различных государственных структур необходимо сформировать систему эффективного взаимодействия внешних и внутренних участников социальной адаптации обучающихся. То есть создать модель эффективного взаимодействия педагогического сообщества колледжа и государственных структур в направлении социализации студентов.
Для этого разработан и утвержден План совместной работы ГБПОУ НСО «Бердский политехнический колледж» с ОУУП и ПДН ОМВД России по г. Бердску по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся на учебный год, План совместной работы ГБПОУ НСО «Бердский политехнический колледж» с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации г. Бердска по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся на учебный год, План профилактической работы социальных педагогов с обучающимися по вопросам личной и общественной профилактики ВИЧ-инфекций, употребления психоактивных веществ, алкогольной зависимости и табакокурения на учебный год, План работы социального педагога на учебный год, Планы индивидуальной работы со студентами, состоящими на учете ПДН на учебный год, Планы индивидуальной работы со студентами, состоящими на учете ВКУ на учебный год, Планы индивидуальной работы с обучающимися группы риска на учебный год. Работа ведется на основании Положения «Об организации воспитательной и социальной работы».
Отправной точкой работы социального педагога с обучающимися является взаимодействие с приемной комиссией. При подаче заявления проводится анкетирование, где абитуриенты заполняют многофакторный опросчик, позволяющий собрать, обобщить социальную информацию: состав семьи, место проживания, социальный статус респондентов. Это, в частности, позволяет выявить контингент поступающих, имеющих статус, находящийся на попечении и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Работу с этой группой студентов социальный педагог осуществляет консолидировано с органами опеки и попечительства города на протяжении всего периода их обучения в колледже.
Работа проводится на основании Инструкции «О порядке приема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Работа осуществляется по следующему алгоритму: сбор документов, подтверждающих статус, определение категории (до 18 и с 18 до 23 лет), заполнение индивидуальной карты, обеспечение публичных обязательств государства перед данной категорией лиц в соответствии ФЗ №159 от 21.12.1996 года, составление проектов приказов о назначении материального обеспечения отдельным категориям граждан.
Наиболее тесно в вопросах социальной адаптации обучающихся социальный педагог взаимодействует с классными руководителями, кураторами учебных групп и заведующими отделениями. В результате взаимодействия заполняется социальный паспорт группы и колледжа, который является результатом системного, полного сбора достоверной информации, обобщения и анализа информации о семье, оперативное получение сведений и их систематическая актуализация.
На основании Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской федерации», Федерального закона № 120-ФЗ от 24.06.1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Положения ГБПОУ НСО «Бердский политехнический колледж» № 40-д от 15.02.2023 года «О Совете по профилактике правонарушений среди студентов», с целью профилактики девиантного поведения, социальной адаптации и реабилитации обучающихся, в коллеже функционирует Совет по профилактике правонарушений, где социальный педагог является секретарем. Направления деятельности Совета:
- Изучение социальных проблем обучающихся, условий их возникновения и разрушения;
- Выявление причин, способствующих появлению трудностей в обучении;
-Выявление причин, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям обучающихся;
- Постановка на Внутриколледжный учет.
Деятельность социального педагога осуществляется также в сотрудничестве с педагогом-психологом. Эта работа организована на основании «Положения о социально-психологической службе» и направлена на оказание помощи педагогам, обучающимся и их родителям по широкому кругу личностных, профессиональных и других конкретных жизненных проблем, так как необходимо обеспечить психологические условия, способствующих максимальному психическому и личностному развитию каждого студента. До педагогических работников доводятся сведения о индивидуально-личностных особенностях обучающихся, рекомендации по особенностям обучения и общения. Проводится совместная работа по устранению причин правонарушающего поведения обучающихся, состоящих на внутриколледжном учете, на учете в Подразделении по делам несовершеннолетних, включенных в группу риска.
Для эффективной работы с группой риска и продуктивного взаимодействия с кураторами и классными руководителями, социальным педагогом подготовлены и проводятся обучающие семинары по темам: «Сбор информации об обучающихся, составление социального паспорта группы, колледжа», «Ситуация с правонарушениями в районе колледжа. Порядок обследования условий проживания студентов в общежитии «БПК», «Организация работы с несовершеннолетними, состоящими на различных видах учета», «Алгоритм действия куратора, классного руководителя при работе с обучающимися, нарушающими правила внутреннего распорядка для студентов, с обучающими, состоящими на различных видах профилактического учета», «Организация профилактической работы с целью предупреждения возникновения рисков совершения противоправных действий иностранными гражданами», «Разработка индивидуального маршрута сопровождения обучающихся, имеющих инвалидность».
Для вовлечения обучающихся в спортивные секции, формирования здорового образа жизни, реализации физических возможностей, самосовершенствования обучающихся осуществляется тесное взаимодействую с руководителем физического воспитания. Студенты принимают активное участие в спортивной жизни колледжа, города, области.
Важной частью организационной модели является взаимодействие с Подразделением по Делам Несовершеннолетних, которое осуществляется на основании Плана совместной работы с подразделением по делам несовершеннолетних ОВД. Составной частью работы с ПДН является взаимодействие с Комиссией по Делам Несовершеннолетних и Защите их Прав (КДН И ЗП). По запросу данной комиссии, представляются характеристики на учащихся, вызванных на комиссию, проводится индивидуально профилактическая работа со студентами, совершившими правонарушения, и их родителями (законными представителями).
Большое внимание в работе социального педагога уделяется организации просветительской деятельности и взаимодействию с организациями, осуществляющими эту деятельность. Эта работа направлена на распространение научных знаний и иных социально значимых сведений, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию, а значит социальной адаптации студентов в обществе. Взаимодействие в просветительской работе осуществляется с Центром здоровья ГБУЗ НСО «БЦГБ», инспектором ОДН ЛО МВД России, местной ОО по правам человека «Партнер», Центром по противодействию экстремизма по НСО, инспектором ПДН ОУУП и ПДН ОМВД России. Важным звеном этого направления является привлечение к просветительской работе со студентами волонтеров Новосибирского филиала медицинского колледжа, где работает принцип: «равный обучает равного».
Таким образом, в ГБПОУ НСО «Бердский политехнический колледж» создана и функционирует организационная модель работы социального педагога. Организационная модель работы социального педагога проводится с учетом особенностей и потребностей, обучающихся ГБПОУ НСО «Бердский политехнический колледж».
Список использованных источников:
1.Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской федерации».
2. Федерального закона № 120-ФЗ от 24.06.1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
3. Федеральный закон № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.