Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2024 » Апрель » 4

Интеграция межпредметных связей при освоении профессиональных модулей в ГБПОУ ВПК им.В.И.Вернадского

Ваниева Елена Витальевна
Платонова Людмила Витальевна

ГБПОУ ВПК им. В.И. Вернадского, г.Волгоград

Аннотация
Данная работа рассматривает вопросы создания и реализации межпредметных связей в процессе преподавания профессиональных модулей для повышения эффективности обучения студентов среднего профессионального учебного заведения.

Современная экономическая ситуация предъявляет к выпускникам средних профессиональных учебных заведений множество требований, таких как умение быстро адаптироваться и ориентироваться на рынке труда и найти на нем свое место. Выпускник должен обладать достаточными профессиональными компетенциями как по основной специальности, так и по другим областям профессиональной сферы, иметь практический опыт самостоятельной профессиональной деятельности.

Наиболее важной проблемой формирования профессиональной подготовки является интеграция общеобразовательных и специальных дисциплин, формирование прочности, осознанности и системности различных знаний, умений и практического опыта обучающегося, способствующих целостности восприятия содержания изучаемого материала. В связи с этим особое значение приобретает проблема органичного сочетания профессионального и общего образования, что в свою очередь делает актуальной задачу построения образовательного процесса в профессиональной средней школе на базе междисциплинарной интеграции.

Для успешного освоения профессиональных модулей химических специальностей в качестве базовых дисциплин необходимы знания и умения естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин раздела ОПОП: математики, физики, общей и аналитической химии, экономики и т.д. Знания, умения, практический опыт, полученные при изучении профессиональных модулей будут использованы при проведении производственной практики по специальности, а также выполнении курсовой и дипломной работы студента.

При этом межпредметные связи выявляются активно не только преподавателем, но студентами и позволяют накопить достаточный опыт для дальнейшей самостоятельной работы по специальности.
Наиболее важной проблемой формирования профессиональной подготовки является систематизация и координация знаний, установление межпредметных связей, способствующих целостности восприятия материала, прочности, осознанности и системности знаний, умений, навыков будущих специалистов.

Решение данной проблемы возможно через реализацию системы межпредметных связей, которая представлена в таких видах деятельности, как :
-Актуализация базовых знаний: при изучении сложных спец.предметов необходима опора на базовые знания и умения: знание сущности и закономерностей физических явлений, химических превращений, умение работать с лабораторным оборудованием, техника лабораторных работ , аналитическая химия, навыки математических вычислений и информационных технологий.
Для выявления объема и глубины базовых знаний у учащихся необходимо проведение входного или предварительного контроля, позволяющего спланировать работу, определить наименее усвоенные знания и умения, наметить пути устранения выявленных пробелов.
Входной контроль может проводиться в начале изучения новой темы, раздела, нового предмета и включает в себя проверку теоретических знаний, общеучебных умений (работа со справочной литературой, проведение математических преобразований и т.д.), практических навыков (решение задач определенного типа, работа с различным оборудованием).
Нами применяются и устные, и письменные методы проведения входного контроля – фронтальный опрос, технический диктант, беседа с обсуждением той или иной профессиональной ситуации, работа по индивидуальным карточкам, практические самостоятельные работы и задания. Задаваемые вопросы носят поисковый характер, лаконичны, логически увязаны друг с другом , предполагают краткую форму ответа. Критерием выбора формы проведения входного контроля является сложность и ли простота материала , давность изучения.
-Актуализация опорных знаний, полученных при изучении одного предмета в другом: предполагается невозможность решения конкретно поставленной проблемы без знаний и умений, получаемых на одном или нескольких предметах. Данный вид деятельности реализуется следующими учебными методами: проблемная лекция, методы иллюстрации и демонстрации, самостоятельная работа с учебной, справочной, нормативной документацией.

При этом предлагаются различные задания: составление конспекта прочитанного материала, формулирование основных теоретических положений и их реализация на практике, вывод определенных закономерностей, написание реферата и т.д.
-Одновременное и параллельное изучение материала в курсах связанных между собой
предметов. При этом важно определить последовательность расположения тем предметов, выявление общих теоретических и практических связей по темам. Здесь возможно использование таких форм работы, как поисковая лабораторная работа, решение ситуационных профессиональных задач, деловая игра, способствующие формированию у студентов профессиональных умений.
-Использование одних и тех же научных методов при изучении различных предметов. Данный вид деятельности предполагает использование методов одной дисциплины для изучения предмета, свойств, явлений профессиональных модулей.

К таким методам относятся:
Анализ –мысленное разделение изучаемого явления на составные части и последовательное исследования каждой из них и синтез – воссоздание единого и целостного представления о явлении.
Индукция – предполагает переход от частных наблюдений к общим выводам и дедукция – делает возможным переход от общих закономерностей к частной , практической информации. Кроме перечисленных методов широко применяются такие методы научного познания , как метод системного подхода , проведения эксперимента и т.д.

Хорошо вписывается в данный вид деятельности такой педагогический метод как эвристическая беседа. Беседа начинается с обоснования темы, которое должно подготовить студентов к предстоящему обсуждению. На этом этапе даются основные положения, материал для обсуждения, круг рассматриваемых проблем, а затем преподаватель переходит к вопросам, которые ставятся так, чтобы студенты могли высказать свое мнения, предположения, сделать выводы. Преподаватель подытоживает высказывания, формулирует решение проблемы, предлагает деятельность по закреплению материала.

При изучении физико-химических методов анализа, являющегося одним из разделов профессионального модуля ПМ01 специальности 18.02.12, предполагает получение знаний теоретических основ изучаемого метода, умений работы с нормативной документацией, подбора оборудования, реактивов для проведения исследований и практического опыта приготовления растворов, подготовки соответствующего прибора и вспомогательного оборудования, обработки полученного результата с использованием соответствующего программного обеспечения.

При изучении теоретических основ метода реализуются межпредметные связи с учебными дисциплинами физика, общая, неорганическая химия, аналитическая и физическая химия, повторяются базовые законы, представления, лежащих в основе метода.

Изучение устройства и методики работы на приборе связано с умениями и практическими навыками, полученными при прохождении учебных практик по технике лабораторных работ, технологии пробоподготовки и химического анализа. При этом закрепляются и корректируются умения работы с реактивами, лабораторной посудой, оборудованием, правилами работы в химической лаборатории.

Обработка полученных результатов анализа связана с навыками математических вычислений и информационных технологий, методами математической статистики и метрологии.

Используемая нами система межпредметных связей при освоении профессионального модуля позволяет повысить уровень профессионализма обучающихся, развивать интерес к самой учебно-познавательной деятельности, побуждать развитие мышления и стремление к самостоятельному добыванию знаний, повышать активность и творческие способности студентов, позволяющие обеспечить профессиональную мобильность выпускника, которая особенно актуальна в условиях требований федеральной программы Профессионалитет.

Список литературы
1.Блинова Т. Л. Подход к определению понятия "Межпредметные связи в процессе обучения" с позиции ФГОС СОО [Текст] / Т. Л. Блинова, А.С. Кирилова // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч.конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013 — С. 65-67.
2.Коликова, Е. Г. Реализация межпредметных связей при проектировании электронных образовательных ресурсов [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / авт.- сост. Е. Г. Коликова – Электрон. текстовые дан.–Челябинск: ЧИППКРО, 2021.
3.Кулагин П. Г. Межпредметные связи в обучении [Текст]/П.Г.Кулагин– М.: Просвещение, 1983. -95 с.
4. Синяков А.П. Дидактические подходы к определению понятия «межпредметные связи» учителей// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, 2009 №13. с. 197-202.


Изображение от freepik
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar