- 12.10.2024
- 2230 Просмотров
- Обсудить
ГБПОУ Нижегородский Губернский колледж
Патриотическое воспитание на аудиторных и внеаудиторных занятиях в рамках изучения дисциплины Иностранный язык и Иностранный язык в профессиональной деятельности
Аннотация: Статья посвящена вопросам патриотического воспитания на современном этапе развития общества. Внимание уделяется патриотическому воспитанию в условиях аудиторной и внеаудиторной деятельности в системе среднего профессионального образования, где иностранный язык выступает как средство воспитания гражданина, ценящего и уважающего свою Родину.
Патриотическое воспитание обучающихся СПО является первостепенной задачей современного педагога. Одна из ключевых общих компетенций, описанных в Приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 03.07.2024 № 464 "О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования" (Зарегистрирован 09.08.2024 № 79088), требует от обучающихся «проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения».
Проблемой патриотического воспитания молодежи занималось большое количество ученых, среди них Баудер Г.А., Бузский М.П., Быков А.К., Вырщиков А.Н., Иванова С.Ю., Ипполитова Н.В., Куренбина О.А., Пискунова Т.В., Полунина Л.И., Родионова И.С. Скворцова В.П. и другие.
Быков А.К. определяет патриотизм как многоуровневый феномен. На личностном уровне, это любовь к Родине, стремление служить интересам Отечества вплоть до самопожертвования. На макроуровне патриотизм проявляется как часть общественного сознания, которое проявляется в коллективных настроениях, оценках по отношению к своему народу, образу жизни, истории, культуре и духовно-нравственным ценностям [4, c.49].
Скворцова В.П. уточняя педагогическую сущность понятия «патриотизм старшеклассника», определяет его как интегративное нравственное качество личности, выражающееся в преданности Родине, в уважении ее истории и культурных ценностей. Исследователь подчеркивает важность знаний патриотического характера и позитивного устойчивого отношения к Родине, необходимости воспитания действенного патриотизма.
Баудер Г.А., Полунина Л.И., анализируя различные подходы к определению понятия патриотизм, приходят к следующему выводу: патриотизм является не только важным компонентом духовно-нравственной сферы личности, но и определяющим фактором личностного развития вообще.
Для педагогов, родившихся в СССР, патриотизм является естественной и неотъемлемой частью воспитательного процесса, любовь к Родине живет в этом поколении априори, так как в советские времена это было главной национальной идеей. Молодые учителя, принадлежащие к поколению индивидуалистов, зачастую оказываются не готовы транслировать это чувство еще более юным воспитанникам, так как настроены достаточно критично к недостаткам современного общества, склонны акцентировать внимание именно на негативных сторонах происходящих процессов, при этом патриотизм можно воспитывать только на положительных примерах. Мы едва не оказались в критической ситуации, когда чуждые российскому обществу идеалы стали захватывать умы и души молодежи, когда понятие свободы подменили вседозволенностью. Однако в настоящих условиях определенные трудности испытывают все поколения педагогов, так как обучающиеся при неумелом ведении патриотического воспитания, воспринимают это как пропаганду.
Патриотизм – это прежде всего уважение к своей стране, ее истории и настоящему, знания о вкладе своей станы и соотечественников в развитие мирового сообщества. Обучающиеся колледжа приходят в учебное заведение с определенным опытом патриотического воспитания. Как показывает практика, уровень готовности юношей и девушек проявлять свою гражданско-патриотическую позицию разный. Педагогический коллектив Нижегородского Губернского колледжа вносит большой вклад в патриотическое воспитание обучающихся на всех уровнях: студенты принимают участие в городских акциях, проводятся мероприятия с большим количеством участников на уровне колледжа и, конечно, на аудиторных занятиях и внеклассных мероприятиях в более камерном масштабе на уроках истории, обществознания, литературы и т.д. Каждый учебный предмет может привнести свои смыслы в понятие патриотизм.
Иностранный язык также может являться средством привития патриотических чувств, духовно-нравственных ценностей российского гражданина. Задача преподавателей иностранного языка в данном контексте - научить обучающихся говорить о своей Родине, о ее героях, о значимых исторических местах и событиях. Мы, граждане своей страны, в мире информационных технологий, стирающих пространственные границы, являемся трансляторами объективных, честных знаний о своей стране. Современные Федеральные Государственные Образовательные Стандарты открывают перед преподавателями замечательную возможность внести вклад в становление личности молодого человека, который станет полезен государству и будет заботится о его процветании. На уроках иностранного языка мы стараемся через знания и эмоциональные переживания привить обучающимся понимание, что мы граждане великой станы, мы черпаем силы в нашем героическом прошлом, за нами стоит огромное количество умнейших граждан нашей страны, талантливых представителей культуры и искусства.
Так, рабочая программа по иностранному языку на 1 и 2 курсах специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование, реализуемая в ГБПОУ Нижегородский Губернский колледж, включает в себя темы, связанные с Россией, ее достопримечательностями, культурой и традициями. На 1 курсе это более общие представления о географическом положении, климате, промышленности России, государственных символах Российской Федерации, известных российских ученых. На втором курсе говорим о государственном устройстве РФ, важных фактах в истории России.
Особенно эмоционально происходит обсуждение темы «Русский характер». Патриотическое воспитание, которое усилилось на всех уровнях в течение последних нескольких лет, уже дает свои плоды. Если 5-6 лет назад студенты в дискуссии или в эссе приводили в пример в основном отрицательные или уничижительные для России стереотипы, то уже в 2023 и 2024 году ситуация изменилась. Подавляющее большинство студентов специальности Информационные системы и программирование акцентируют внимание на сильных сторонах личности гражданина России. И делают они это не после критики их высказываний или перенаправления их работ в более конструктивное русло, а изначально.
Показательно, что те же 5-6 лет назад, обучающиеся неохотно принимали участие в работе над темами, связанными с Россией, часто высказывалось мнение, что не имеет смысла на уроках английского говорить о России. Молодежь быстро обретает деструктивных кумиров. Мы просмотрели момент, когда негативное отношение к своей стране стало превалировать в сознании большого количества людей. Идея, что где-то там лучше, заставила забыть о наших победах и достижениях. Мы все несем ответственность за эту потерю и понимаем, что ситуацию нужно срочно исправлять.
Кроме программных уроков, мы предлагаем нашим студентам ряд внеклассных мероприятий на английском языке, имеющих патриотическую направленность.
На первом курсе мы организуем интеллектуальную игру на английском языке, посвященную великим русским ученым и изобретателям. При подготовке к игре обучающиеся читают дополнительные источники на английском языке, знакомятся с особенностями тематической лексики. На подготовительном этапе к мероприятию распределяют обязанности, каждый обучающиеся должен внести свой вклад в подготовку и далее принять реальное участие в игре. Чтобы рассказ об ученом был максимально информативен и структурирован, обучающимся предлагается план-шаблон биографии, где акцент ставится именно на достижениях ученого, его вкладе в развитие науки и НТП. В ходе игры обучающиеся решают лингвистические задачи на материале, связанном с достижениями русских ученых.
На втором курсе проходит викторина «Get acquainted! This is Russia». Соревнующиеся группы готовят ролики на английском языке, рассказывая возможным зарубежным друзьям о России. Сюжет включает в себя информацию о географическом положении России, населении, традициях, памятниках культуры, главных городах, знаменитых людях, родном городе и нашем колледже. В ходе игры команды отвечают на вопросы, связанные с историей и культурой России, решают языковые задачи на основе материалов, формирующих положительный образ страны. В личных беседах со студентами часто проскальзывает информация, что у них есть опыт общения с иностранцами на английском языке, в поездках, в ходе онлайн игр, в соцсетях. Важно, чтобы наши студенты сами имели положительный речевой опыт по теме «Моя страна» и передавали его другим.
Также на втором курсе мы традиционно проводим литературную гостиную «Прощание с осенью». В основе сценария - классические стихи русских и англоязычных поэтов, посвященные красоте и силе природы. Если в выборе стихов на английском языке помогает преподаватель, то русскую поэзию обучающиеся представляют самостоятельно. В их исполнении звучат стихи на двух языках, мероприятие проходит в теплой и лирической обстановке. Обучающимся на специальности ИТ профиля на втором курсе не хватает событий культурной направленности, так как ребята заняты профильными предметами, профессиональными планами, дополнительной профессиональной подготовкой, где не остается места поэзии.
Патриотическое воспитание – комплексный процесс, на каждом уровне есть свои средства, позволяющие влиять на становление молодого человека. Учебные дисциплины Иностранный язык и Иностранный язык в профессиональной деятельности также могут внести свой вклад в формирование специалиста и гражданина, который заботится о благе своей страны.
Список литературы
1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.07.2024 № 464 "О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования" (Зарегистрирован 09.08.2024 № 79088)
2. Баудер Галина Анатольевна, Полунина Людмила Игоревна. Патриотическое воспитание в образовательной среде педагогического вуза // Гаудеамус. 2024. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-v-obrazovatelnoy-srede-pedagogicheskogo-vuza (дата обращения: 06.10.2024).
3. Быков Анатолий Карпович. Интегративная природа патриотического воспитания в образовательных организациях как основание классификации его основных направлений / А.К. Быков // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. – 2018. – №4 (808). – С. 47–60 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/integrativnaya-priroda-patrioticheskogo-vospitaniya-v-obrazovatelnyh-organizatsiyah-kak-osnovanie-klassifikatsii-ego-osnovnyh (дата обращения: 10.06.2024).
4. Куренбина Оксана Андреевна К вопросу о патриотическом воспитании // Педагогическое образование в России. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-patrioticheskom-vospitanii-1 (дата обращения: 06.10.2024).
5. Родионова И.С. Патриотическое воспитание в вузе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. №3-7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-v-vuze ( дата обращения: 06.10.2024).
6. Скворцова, Василиса Павловна. Социально-проектная деятельность как средство воспитания патриотизма старшеклассника : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Скворцова Василиса Павловна; [Место защиты: Оренбург. гос. пед. ун-т]. - Оренбург, 2013. - 24 с.
Изображение от freepik
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.