Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2024 » Декабрь » 6

Профессиональная направленность в преподавании русского языка

Бельских Светлана Сергеевна
Мироманова Людмила Анатольевна,

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Прокопьевский горнотехнический техникум им. В.П. Романова

Общеобразовательная дисциплина ОД.01 Русский язык является обязательной частью общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования.

Цель дисциплины - формирование у обучающихся знаний и умений в области языка, навыков их применения в практической деятельности.

Владение русским языком необходимо, чтобы стать конкурентоспособной личностью на современном рынке труда; изучение дисциплины формирует у обучающихся коммуникативную, языковую, лингвистическую и культуроведческую компетенции. В сочетании с общими и профессиональными компетенциями это помогает достижению результатов на личностном, метапредметном и предметном уровнях.

Дисциплина направлена на развитие следующих общих компетенций:
ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 09 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

Профессиональная направленность процесса изучения русского языка позволяет решать следующие задачи:
- показать определяющую роль межпредметных связей в развитии системного мышления обучающихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к русскому языку;
- организовать учебно-воспитательный процесс с учётом профессиональной направленности;
- разработать дидактический материал для реализации занятий на основе профессиональной направленности.

Однако обучение в техникуме имеет свою специфику. Техникум готовит обучающихся по разным специальностям, поэтому предметное содержание по каждой специальности имеет свои особенности.

Профессиональную направленность в общеобразовательной подготовке обеспечивает разработка прикладных модулей.
В курс дисциплины ОД.01 Русский язык прикладной модуль входит концентрированно и носит название «Особенности профессиональной коммуникации». В этом разделе обучающиеся изучат следующие темы:
Основные аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный, этический). Языковые и речевые нормы. Речевые формулы. Речевой этикет.
Терминология и профессиональная лексика. Язык специальности. Отраслевые терминологические словари.
Функциональные стили русского литературного языка. Возможности лексики в различных функциональных стилях.
Виды документов. Виды и формы деловой коммуникации. Предмет деловой переписки. Виды деловых писем. Рекламные тексты в профессиональной деятельности.

В рамках этого раздела предполагается
- составление конспектов на темы «Речевой этикет» и «Требования к речи специалиста». Это даст представление студентам об основных правилах ведения деловых бесед.
- Составление Словаря специальности, что позволит обучающимся более точно и полно раскрыть лексическое значение профессиональных слов, грамотно употреблять их в своей речи.
- Сообщение на тему «Типичные ошибки в профессиональной речи», а также
- творческое задание: написание эссе на тему «Я и моя профессия».

Такое выделение прикладного модуля в отдельный раздел не значит, что в остальное время мы не касаемся профессиональной ориентации. Профессионально направленных учебников и пособий по конкретным специальностям и профессиям нет. Это побуждает преподавателя к поиску технических и научно-популярных текстов для занятий, а также отбору специальной лексики.

Например, в разделе «Орфоэпия» предлагаем задание на определение орфоэпических норм в терминах: бухгалтеры, средства, договор, обеспечение, квартал (торговое дело), добыча, на-гора, рудник (для подземных разработчиков и обогатителей), плагин, скрипты, домен, логин, шрифты (для программистов). И для каждой специальности включаются слова, необходимые в каждой профессии: ходатайство, документ, каталог, звонит и т.д.

В разделе «Морфемика, словообразование» предлагается следующее задание: определите, от каких слов и с помощью каких словообразовательных средств образованы данные слова: коммерсант, долларовый, компьютерщик, моделировать, обогащение, подземный и т.д. (снова в соответствии со специальностью).

Раздел «Синтаксис и пунктуация» формирует у обучающихся синтаксические нормы. Например, трансформируйте конструкцию со словом «который» в причастный оборот (каждой специальности свои предложения).
1. Товар, который указали покупатель и продавец (ТД)
2. Программист, который создал сайт (ИСП).
3. Шахтеры, которые добыли сто тонн угля (ПРУМ).
4. Отсадочная машина, которая используется для гравитационного обогащения полезных ископаемых (ОПИ).

Таким образом, в процессе изучения всех разделов учебной программы наблюдается профессиональная направленность. Интеграция русского языка с дисциплинами профессионального цикла убеждает обучающихся в том, что знание русского языка имеет прямое отношение к выбранной специальности.

Список использованных источников
1. Кулагина В.М. Профессиональная направленность в преподавании русского языка // Образовательная социальная сеть nsportal.ru. - https://nsportal.ru/npo-spo/gumanitarnye-nauki/library/2016/07/20/professionalnaya-napravlennost-v-prepodavanii-russkogo (Дата обращения - 13.10.2024)
2. Смирнова Н. Профессиональная направленность предмета Русский язык // ЗНАНИО. - https://znanio.ru/media/professionalnaya-napravlennost-na-urokah-russkogo-yazyka-2819035 (Дата обращения - 13.10.2024)
3. Скороходова Е.Ю., Яровая А.С. Примерная рабочая программа общеобразовательной дисциплины «Русский язык» для профессиональных образовательных организаций. – Министерство просвещения РФ ФГБОУ ДПО Институт развития профессионального образования, 2022 г.

Изображение от freepik
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar