- 06.12.2024
- 466 Просмотров
- Обсудить
Мироманова Людмила Анатольевна,
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Прокопьевский горнотехнический техникум им. В.П. Романова
Общеобразовательная дисциплина ОД.01 Русский язык является обязательной частью общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования.
Цель дисциплины - формирование у обучающихся знаний и умений в области языка, навыков их применения в практической деятельности.
Владение русским языком необходимо, чтобы стать конкурентоспособной личностью на современном рынке труда; изучение дисциплины формирует у обучающихся коммуникативную, языковую, лингвистическую и культуроведческую компетенции. В сочетании с общими и профессиональными компетенциями это помогает достижению результатов на личностном, метапредметном и предметном уровнях.
Дисциплина направлена на развитие следующих общих компетенций:
ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 09 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
Профессиональная направленность процесса изучения русского языка позволяет решать следующие задачи:
- показать определяющую роль межпредметных связей в развитии системного мышления обучающихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к русскому языку;
- организовать учебно-воспитательный процесс с учётом профессиональной направленности;
- разработать дидактический материал для реализации занятий на основе профессиональной направленности.
Однако обучение в техникуме имеет свою специфику. Техникум готовит обучающихся по разным специальностям, поэтому предметное содержание по каждой специальности имеет свои особенности.
Профессиональную направленность в общеобразовательной подготовке обеспечивает разработка прикладных модулей.
В курс дисциплины ОД.01 Русский язык прикладной модуль входит концентрированно и носит название «Особенности профессиональной коммуникации». В этом разделе обучающиеся изучат следующие темы:
Основные аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный, этический). Языковые и речевые нормы. Речевые формулы. Речевой этикет.
Терминология и профессиональная лексика. Язык специальности. Отраслевые терминологические словари.
Функциональные стили русского литературного языка. Возможности лексики в различных функциональных стилях.
Виды документов. Виды и формы деловой коммуникации. Предмет деловой переписки. Виды деловых писем. Рекламные тексты в профессиональной деятельности.
В рамках этого раздела предполагается
- составление конспектов на темы «Речевой этикет» и «Требования к речи специалиста». Это даст представление студентам об основных правилах ведения деловых бесед.
- Составление Словаря специальности, что позволит обучающимся более точно и полно раскрыть лексическое значение профессиональных слов, грамотно употреблять их в своей речи.
- Сообщение на тему «Типичные ошибки в профессиональной речи», а также
- творческое задание: написание эссе на тему «Я и моя профессия».
Такое выделение прикладного модуля в отдельный раздел не значит, что в остальное время мы не касаемся профессиональной ориентации. Профессионально направленных учебников и пособий по конкретным специальностям и профессиям нет. Это побуждает преподавателя к поиску технических и научно-популярных текстов для занятий, а также отбору специальной лексики.
Например, в разделе «Орфоэпия» предлагаем задание на определение орфоэпических норм в терминах: бухгалтеры, средства, договор, обеспечение, квартал (торговое дело), добыча, на-гора, рудник (для подземных разработчиков и обогатителей), плагин, скрипты, домен, логин, шрифты (для программистов). И для каждой специальности включаются слова, необходимые в каждой профессии: ходатайство, документ, каталог, звонит и т.д.
В разделе «Морфемика, словообразование» предлагается следующее задание: определите, от каких слов и с помощью каких словообразовательных средств образованы данные слова: коммерсант, долларовый, компьютерщик, моделировать, обогащение, подземный и т.д. (снова в соответствии со специальностью).
Раздел «Синтаксис и пунктуация» формирует у обучающихся синтаксические нормы. Например, трансформируйте конструкцию со словом «который» в причастный оборот (каждой специальности свои предложения).
1. Товар, который указали покупатель и продавец (ТД)
2. Программист, который создал сайт (ИСП).
3. Шахтеры, которые добыли сто тонн угля (ПРУМ).
4. Отсадочная машина, которая используется для гравитационного обогащения полезных ископаемых (ОПИ).
Таким образом, в процессе изучения всех разделов учебной программы наблюдается профессиональная направленность. Интеграция русского языка с дисциплинами профессионального цикла убеждает обучающихся в том, что знание русского языка имеет прямое отношение к выбранной специальности.
Список использованных источников
1. Кулагина В.М. Профессиональная направленность в преподавании русского языка // Образовательная социальная сеть nsportal.ru. - https://nsportal.ru/npo-spo/gumanitarnye-nauki/library/2016/07/20/professionalnaya-napravlennost-v-prepodavanii-russkogo (Дата обращения - 13.10.2024)
2. Смирнова Н. Профессиональная направленность предмета Русский язык // ЗНАНИО. - https://znanio.ru/media/professionalnaya-napravlennost-na-urokah-russkogo-yazyka-2819035 (Дата обращения - 13.10.2024)
3. Скороходова Е.Ю., Яровая А.С. Примерная рабочая программа общеобразовательной дисциплины «Русский язык» для профессиональных образовательных организаций. – Министерство просвещения РФ ФГБОУ ДПО Институт развития профессионального образования, 2022 г.
Изображение от freepik
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.