- 23.12.2024
- 886 Просмотров
- Обсудить
СПбГБПОУ "Колледж метрополитена"
Современную жизнь невозможно представить без железных дорог. Великое пространство России немыслимо без них. Эксплуатируются дороги государственной компанией – открытым акционерным обществом «Российские железные дороги». Железнодорожная отрасль может заслуженно гордиться своей историей и традициями.
Первая в России железная дорога, Царскосельская, была открыта в 1837 году и соединяла Санкт-Петербург с Царским Селом, впоследствии она была продолжена до Павловска. Во время строительства железной дороги у нее было много противников, аргументы которых были самыми разнообразными: начиная с того, что железные дороги помешают пастись коровам, куры перестанут нести яйца, и заканчивая тем, что свободное перемещение людей всех сословий нарушит спокойствие и стабильность в стране. И даже когда железная дорога начала функционировать, многие считали поездку по ней просто развлечением. На самом же деле железная дорога имела огромное значение для России: здесь провели испытания первых отечественных паровозов, опытным путем рассчитали необходимую ширину колеи, здесь проходили практику первые путейщики и машинисты будущих российских поездов [1]. С открытием первой железной дороги и родилась профессия «железнодорожник».
А.С. Пушкин писал в журнале «Современник»: «Теперь, когда Герстнер заканчивает свою чугунную дорогу между столицей и Царским Селом, всем нам нужно понять и усвоить великое изобретение, которому принадлежит будущее».
Сегодня мы живем в этом будущем. Путевое хозяйство является в России наиболее развитой транспортной структурой. Россия занимает второе место в мире по количеству железных дорог. Железнодорожные профессии очень многочисленны. Это машинисты, путейцы, вагонщики, инженеры, диспетчеры, начальники станций, вокзалов, участков. Некоторые из этих профессий предполагают тяжелый физический труд, в других нужна постоянная концентрация внимания и мгновенная реакция, существуют узкоспециализированные профессии, требующие глубоких технических знаний.
В путевое хозяйство постоянно внедряются инновационные технологии.
В первую очередь, внедрение инновационных технологий ориентировано на использование драйверов технологического развития железнодорожного транспорта: инновационные конструкции, развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта, повышение уровня безопасности, цифровизация, ресурсосбережение [2].
Цифровизация является важным направлением развития железнодорожного транспорта в виде внедрения систем предиктивной аналитики и беспилотного движения. С установленных на подвижном составе датчиков собраны большие массивы данных, и в скором времени ожидается появление программных продуктов, которые позволят предсказывать необходимость технического обслуживания и ремонта подвижного состава. Системы автоматизации рельсовой техники развиваются несколько последних десятилетий, сейчас железнодорожная отрасль стоит на пороге реального запуска беспилотного движения. Российские компании в этом процессе находятся среди лидеров [3].
Стратегия развития железнодорожного транспорта в России до 2030 года, утвержденная Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, предполагает в том числе и появление высокоскоростного движения. Строительство сети высокоскоростных железнодорожных магистралей планируется начать с проекта ВСМ Москва – Санкт-Петербург, трасса которого пройдет через Тверь и Великий Новгород.
В настоящее время рассматриваются качественно новые технологии движения высокоскоростного наземного транспорта на бесконтактном магнитном подвесе с использованием эффекта левитации (парения в магнитном поле). Согласно новому принципу реализации высокоскоростного движения, подвижной состав железнодорожного транспорта не должен иметь механического контакта с конструкциями, на которые он опирается и от которых получает электрический ток.
Передвижение железнодорожным транспортом является самым безопасным, по сравнению с автомобильным и авиатранспортом. Железнодорожный транспорт также давно признан одним из наиболее экологичных средств перевозки грузов и пассажиров. Вот уже несколько лет, как выпущены первые в современной истории России контактно-аккумуляторные маневровые локомотивы ЭМКА2. Благодаря отсутствию выбросов в атмосферу, ЭМКА2 планируется применять для выполнения маневровых работ в больших депо и на пассажирских вокзалах.
Отдельно хочется сказать о вагонах нового поколения. И снова вспомним, с чего все начиналось. Вагоны первых поездов были четырех видов. Самые комфортабельные назывались берлинами, это были вагоны с крытыми кузовами и мягкими сиденьями. Они были рассчитаны всего на восемь пассажиров. Вместимость вагонов остальных классов составляла 10 человек. Мягкие крытые вагоны большей вместимости называли дилижансами. Далее шли открытые повозки (линейки): шарабаны - повозки с крышами, ваггоны - повозки без крыши. Все вагоны тех времен не имели отопления и освещения.
Прошло не так уж много времени, по меркам истории, и сегодня мы с удовольствием ездим в поездах, которые оснащены буквально всем, что необходимо человеку в пути. Современные технологии позволяют создавать вагоны нового поколения, обеспечивающие высокий уровень комфорта и эргономики: используются инновационные материалы, умные системы управления, способные создать индивидуальный комфорт для каждого пассажира. Вагоны оснащаются климат-контролем для поддержания оптимальной температуры в салоне, а также современными системами безопасности, есть доступ к Wi-Fi, пассажиры в дороге свободно перемещаются, могут пообедать в ресторане, посмотреть фильм.
Неоспорим тот факт, что развитие путевого хозяйства в Российской Федерации зависит от того, насколько активно будут внедряться современные технологии в его работу. Безусловно, необходимо уделять пристальное внимание и вопросу сохранения существующих железнодорожных путей, их обслуживанию, мониторингу их работы.
Очевидно, что для благополучного внедрения инновационных технологий в путевое хозяйство нужны серьезные инвестиции и высококлассные специалисты в области железных дорог. На сегодняшний день уделяется огромное внимание подготовке квалифицированных кадров для железной дороги, которые могут выполнять необходимую работу по обслуживанию и модернизации железнодорожного хозяйства.
В настоящее время к специалисту в области железнодорожного транспорта предъявляется много требований: он должен в совершенстве знать суть процессов, происходящих в транспортной системе, закономерности и правила технического обслуживания и ремонта средств транспорта, обеспечивать безопасность движения поездов и безопасность труда.
Основными обязанностями работников железнодорожного транспорта являются удовлетворение потребностей в перевозках пассажиров и грузов при безусловном обеспечении безопасности движения и сохранности перевозимых грузов, эффективное использование технических средств, соблюдение требований охраны окружающей природной среды.
Поэтому очень важно готовить специалистов-железнодорожников с высокими профессиональными качествами, соответствующих требованиям времени, увлеченных своим делом, ведь именно от квалификации кадров, начиная от простого рабочего, зависят темпы развития путевого хозяйства в Российской Федерации, успешность внедрения новых технологий, а также перспективы развития железной дороги в целом.
Список использованных источников
1. Улыбышева М.А. Царскосельская чугунка. – М.: Настя и Никита, 2018. – 24 с.
2. АО «РЖДстрой» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rzdstroy.ru/innovations/ – Дата доступа: 12.11.2024.
3. Транспорт России – Всероссийская транспортная информационно-аналитическая газета – официальный печатный орган Министерства транспорта РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://transportrussia.ru/razdely/zheleznodorozhnyj-transport/. – Дата доступа: 12.11.2024.
Изображение от aleksandarlittlewolf на Freepik
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.