Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2024 » Декабрь » 25

Роль куратора в повышении качества обучения

Харченко Виктория Николаевна

ГБПОУ «Комсомольский индустриальный техникум»

Аннотация

Куратор для достижения стоящих перед ним целей и задач (образовательных, воспитательных, развивающих) должен уметь организовать разнообразную внеклассную деятельность, а для ребят  она является их естественной жизнью. Самая первая необходимость, которая возникает у куратора, желающего повысить качество обучения - создание условий для успешного обучения и воспитания. Параллельно должна идти подготовка «нравственной почвы», т. е. создание у ребят положительного отношения к учению и учебному заведению.

Ключевые слова:

Контроль за учёбой учащихся, информирование контингента первокурсников, систематичность в занятиях, введение слабого студента в коллектив группы.

Кураторство – незаменимая и при правильной организации, эффективная система взаимодействия преподавателей и студентов. Она позволяет решать многие задачи, в том числе оказывать студентам помощь в учёбе и в других студенческих проблемах, передавать молодёжи жизненный опыт, знания, традиции, оказывать определённое воздействие на их мировоззрение и поведение.

Понятие “качество обучения” определяется как «определённый уровень знаний и умений, умственного нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определённом этапе в соответствии с планируемыми целями

Для повышения качества успеваемости студентов куратор использует разнообразные формы работы.

Контроль за учёбой учащихся

И тут часто возникает вопрос: а как контролировать главную деятельность студента в техникуме – его учебу? Ознакомление группового журнала и бесед с преподавателями по поводу успеваемости и дисциплины студентов и последующих за этим “серьезных разговоров” с учениками и их родителями? Что еще может делать для этого куратор?

Вопрос, который должен задать себе куратор, – зачем, с какой целью нужен контроль учебы с его стороны? Об улучшении результата учебы, в первую очередь, должен заботиться преподаватель: куратор не может быть репетитором по всем предметам. Но он может добиться того, чтобы студент сам стремился повысить успеваемость, осознавая необходимость получаемых знаний. Важно повлиять на него с целью повышения его самооценки, формирования его веры в свою успешность, понимания необходимости личностного роста. Для этого целесообразно выяснить самооценку успешности каждого учащегося, его оценку своей значимости в коллективе и качество взаимоотношений с преподавателем и одногруппниками.

На основе знания и учета индивидуальных личностных особенностей студентов куратор выбирает и осуществляет требуемые психолого-педагогические воздействия в каждом конкретном случае:

Выбор  и осуществление требуемых воздействий:

 1. Информирование контингента первокурсников о том, что именно в начальном году обучения от них требуется максимальное сосредоточение на учебе, систематичность в занятиях.

 2. Информирование студентов первых и вторых курсов о том, что в их среде, возможно, есть лица, которые на начальных этапах обучения могут учиться удовлетворительно или даже плохо, но у которых, тем не менее, имеются специальные способности, проявляющиеся на старших курсах. Эти студенты могут отличаться пассивностью, отсутствием интереса к неспециальным предметам, но могут обладать ярко выраженными специальными способностями. В процессе работы с такими студентами куратору необходимо:

 а) помочь проявиться их сильным сторонам (можно, в частности, давать конкретные поручения, при выполнении которых проявились бы соответствующие способности студентов и на этой основе изменилось бы отношение к ним внутри группы, повысился их статус среди сокурсников);

 б) провести серию бесед с целью убеждения этих студентов в необходимости более заинтересованно относиться к приобретению знаний на младших курсах (с точки зрения требований будущей специальности);

 в) осуществлять систематический контроль за распределением этими студентами своего свободного времени

 3. Введение слабого студента в коллектив группы, налаживание контакта с товарищами по учебе. По целому ряду причин некоторые слабые студенты оказываются изолированными от сокурсников, что уводит их в сторону от группы (а значит, и от учебы). Друзья у них оказываются вне группы, поэтому повлиять на них через группу довольно сложно. В целях налаживания связей таких студентов с одногрупниками по учебе, куратору необходимо подобрать для них такие поручения, в которых могли бы проявиться их специальные способности (малоочевидные для членов группы). Это повысит авторитет слабых студентов и укрепит их связь с товарищами по группе.

4. Беседы, направленные на снятие у части студентов состояний неуверенности, повышенного беспокойства. В ходе изучения студентов выясняется, что некоторые из них начинают переживать ситуацию провала экзамена еще задолго до сессии. Причем такое состояние, нередко возникает и у ответственных, успевающих, по отзывам преподавателей, студентов. Тревожные мысли о возможном провале возникают у них в самых различных ситуациях. Такие состояния отвлекают от учебы, мешают собраться, сосредоточиться, лишают студентов уверенности в себе, в своих возможностях. Такие беседы следует проводить задолго до сессии.

5. Поощрение, подбадривание в ситуации экзаменов студентов с высокой неуверенностью в себе, снятие перед экзаменом состояния страха, который снижает их возможности, сковывает память, мышление; перед экзаменами таких студентов надо поощрить, вселить уверенность в своих силах. У ряда слабоуспевающих студентов в ситуации экзамена наблюдается ухудшение внимания, памяти, мышления (таких студентов можно выявлять по данным самооценок), их возможности резко снижаются, знания забываются. Преподаватели оценивают таких обучающихся прежде всего по результатам их деятельности, не учитывая их состояние. По этой причине бывают низкие оценки в действительности способных студентов.

6. Беседы, направленные на преодоление излишней уверенности в себе (понижение уровня самооценки). В среде средних и даже слабых студентов есть категория лиц, явно переоценивающих свои возможности. У них нет ни выраженных сильных сторон, ни выраженного интереса к учебе. В процессе общения с ними куратору необходимо попытаться сформировать у них здоровую озабоченность перед предстоящей сессией, критичность по отношению к собственным возможностям, проиллюстрировать на ситуациях их учебной деятельности отсутствие у них оснований для высокой самооценки и чувства успокоенности.

7. Совет ряду студентов отказаться от посторонних увлечений перед сессией. В ходе индивидуальной работы выясняется, что у некоторых слабых и средних студентов непомерно велики затраты времени на общение с друзьями и занятия, далекие от учебы.

8. Работа с пассивными студентами с целью преодоления их собственного стереотипа поведения. Такие студенты (не обязательно с низкими способностями, нередко просто запустившие учебу, неуверенные в себе) не решаются обратиться за помощью к преподавателям или товарищам по группе и поэтому накапливают непонятый материал. Проявить активность им мешают боязнь показать свою несообразительность, чувство неловкости. Таким студентам самим не избавиться от привычки к пассивному поведению. Оно укоренилось, стало стереотипом. Им необходима помощь куратора.

9. Совет некоторым студентам преодолевать у себя такие отрицательные качества, как нерегулярность занятий, разбросанность интересов.

Анализ проведения исследований и данных личного опыта позволяет сделать следующие выводы:

понятие “контроль учебы” гораздо шире, чем понятие “контроль успеваемости”, поскольку предполагает необходимость отслеживания и поддержания на должном уровне факторов, влияющих на успешность обучаемого;

хорошая учеба – это не только высокие оценки, это и ощущение учеником своей успешности, значимости, это уверенность в том, что не решаемых задач нет;

наиболее целесообразным способом контроля учебы является отслеживание стабильности отношения к учебе и усилий студента в постижении учебных дисциплин, а также динамики его успехов. Ведь наибольшего внимания заслуживают не “стабильные” ученики, а стремящиеся “к взятию вершин”, упорные и “взлетевшие”;

уровни социализации ребенка и толерантности (группы и преподавателя) напрямую влияют на успешность учебы;

если успехи ребят в учебе станут контролировать все члены педагогического коллектива, прежде всего преподаватели-предметники, которые могут рейтинговать их по своему предмету, то у куратора не будет особой проблемы с таким контролем.

При правильной организации работы с группой достигаются следующие результаты:

активность учащихся;

“слабые” ученики чувствуют уверенность в своих силах;

“сильные” ученики ощущают необходимость и пользу в помощи товарищу;

умение взять ответственность на себя,

умение студентов самостоятельно решать небольшие, но все же проблемы, самостоятельно исследовать их,

стремление аргументировать свои решения;

более легкое и прочное усвоение программного материала;

доброжелательное отношение друг к другу;

тщательность и добросовестность в выполнении работы;

умение работать с разными источниками информации;

умение организовать не только свою работу, но и работу других. Данная работа показала, что выдвинутая гипотеза подтвердилась, т.е. очень важную роль играет куратор в повышении качества обучения студентов.

Список использованной литературы

1.     Борытко Н.М. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений [Текст] / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 496с.

2.     Лебедева Г.А. Изучение воспитательного потенциала среды: учебное пособие для учителей, студентов пед. Вузов. [Текст]/ Г.А.  Лебедева–Соликамск:СГПИ,2013.-120с.

Изображение от freepik

Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar