- 09.01.2025
- 326 Просмотров
- Обсудить
Барановская Анжелика Владимировна
МБДОУ «ДС № 62 «Почемучка» г.Норильск
Семья и детский сад – это два важнейших социальных института, каждый из которых дает ребенку необходимый опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для маленького человека, чтобы он мог войти в большой мир. Многие исследователи утверждают, что воспитательная деятельность родителей схожа и близка к профессиональной педагогической деятельности и, конечно же, она не должна лишаться своего грамотного воплощения.
Современным родителям необходимо многое знать и понимать о своих детях, ведь каждый хочет, чтобы его ребёнок был успешен в будущем. Но, будучи недостаточно осведомленными в вопросах развития и воспитания детей, они вынуждены строить предположения и догадки, пользоваться подсказками знакомых, советами из интернета, которые не всегда бывают правильными.
Взрослый является частью образовательной среды для ребёнка и всё, что делает взрослый совместно с ребёнком, является образованием. В подтверждение этому, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» обозначены как важнейшие задачи.
Кто же такой компетентный родитель?
Это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растёт его ребёнок и предпринимать усилия для того, чтобы её менять. Это человек, который понимает, что, если не помогает одно – надо пробовать другое. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, учиться.
Основываясь на теории о том, что компетентный родитель заинтересован в приобретении новых знаний и навыков эффективной коммуникации, взаимодействия с ребенком, мы поставили перед собой задачу внедрить эффективные формы сотрудничества с родителями и целенаправленно вовлекать их в образовательный процесс, а также способствовать формированию у родителей практических умений, необходимых для снижения неблагополучных тенденций в развитии детей.
Для этого в нашем ДОУ была организована постоянно действующая «Школа заботливых родителей». Деятельность «Школы» строится в двух направлениях: информационно-познавательном и практико-ориентированном. Это позволяет объединить усилия семьи и ДОУ, выработать единый подход к развитию и воспитанию ребёнка.
«Школа заботливых родителей» ставит перед собой одной из задач – соответствие запросам родителей. Для определения наиболее актуальных тем, нами было проведено опрос, в котором родители ДОУ ответили на вопрос: «Мероприятия какой тематики, касающейся развития дошкольников, могли бы Вас заинтересовать?».
Интересы родителей распределились следующим образом:
Мы учли, что наиболее эффективными в повышении педагогической компетентности родителей могут стать такие активные практико-ориентированные формы взаимодействия, как игровые семинары - практикумы. Их содержание было разработано творческой группой специалистов и апробировано в условиях ДОУ.
Как учитель-логопед, хочу поделиться следующим опытом взаимодействия с семьями воспитанников.
Ежегодно в «Школе заботливых родителей» проводятся игровые семинары – практикумы, направленные на повышение родительской компетентности в области развития общеречевых навыков, а также с целью предупреждения неблагоприятных тенденций в речевом развитии младших дошкольников:
- «Учусь говорить правильно: дыхательная и артикуляционная гимнастика»
- «Давай с тобой поиграем - поболтаем» (развитие и активизация словаря)
- «Сорока-ворона» или Ум на кончиках пальцев» (развитие мелкой моторики)
- «Читаем с пелёнок: пора или не пора?».
На наших встречах родители учатся сами выполнять дыхательную гимнастику и артикуляционные упражнения, играют в речевые игры различной сложности, знакомятся с популярными методиками раннего обучения чтению и практикуются в придумывании игр для развития мелкой моторики, используя доступные предметы домашнего обихода.
Участие в наших семинарах-практикумах позволяет родителям сформировать осознанное отношение к собственным взглядам на речевое воспитание ребёнка, активизировать и обогатить их воспитательные умения. А также даёт возможность учителям-логопедам установить партнёрские отношения с семьями воспитанников, вести просветительскую деятельность в родительской среде и пропаганду совместной деятельности в семье, продолжая работу по сопровождению родителей, как равноправных компетентных участников образовательного процесса.
В связи со сложной санитарно-эпидемиологической обстановкой в 2020 – 2021м году наше взаимодействие с родительской общественностью мы перевели в новый дистанционный формат. Теперь в копилке «Школы заботливых родителей» есть информационные практико-ориентированные видеоролики:
- «Вкусная артикуляционная гимнастика»
- «Сорока – ворона или Ум на кончиках пальцев»
- «Сказка о весёлом язычке».
Ещё один важный этап просветительской работы ДОУ – информационно-прогностический – направлен на оценку качества, устойчивости результатов проводимой работы и определение дальнейших перспектив. Поддержка актуальности и интереса родителей достигается нами через использование различных видов обратной связи и различных способов взаимодействия. Например, мы используем такие способы определения степени удовлетворённости деятельности ШЗР, как письменный отзыв, интервьюирование, анкетирование. Для освещения работы «Школы» мы используем возможности сайта и соцсетей нашего ДОУ.
В своих отзывах родители говорят о наших мероприятиях как о нескучных, очень интересных, познавательных встречах, на которых они узнают новое, необычное, доступное и полезное для совместных игр и занятий дома. Отмечают, что получили знания, которые они смогут использовать как руководство к действию, а не как абстракцию, оторванную от жизни.
Весь перечисленный комплекс мероприятий, направленных на поиск и создание форм взаимодействия дошкольного учреждения с родителями, которые активно включали последних в образовательно-воспитательный процесс и способствовали развитию их педагогических компетенций позволил нам получить следующие результаты:
- Внедрение эффективных форм сотрудничества с родителями и целенаправленное вовлечение их в процесс реализации образовательной области «Речевое развитие».
- Формирование у родителей практических умений, необходимых для развития общеречевых навыков у детей.
- Формирование мотивационной готовности родителей воспитанников «группы риска» к коррекции негативных тенденций в речевом развитии детей.
- Повышение педагогической компетентности родителей.
- Содействие формированию доверительных отношений и благоприятного психологического климата в семьях воспитанников.
Можно сделать вывод, что наш опыт взаимодействия с семьями воспитанников является эффективным, потому что формирует у родителей мотивированное отношение к проблеме развития речи детей, способствует повышению педагогических возможностей родителей, формирует желательные навыки взаимодействия, ответственность и активную позицию в сотрудничестве с детьми и педагогами ДОУ. А выигрывать в результате такого взаимодействия будет ребёнок – растущий человек и развивающаяся личность.
Список литературы
1. Быстрова Н.Н. Компетентность родителей как результат компетентной работы специалистов системы образования. Мир науки, культуры, образования. № 4 (29), 2011.
2. Все о развитии и воспитании детей для думающих и заботливых взрослых. [Электронный ресурс]: Журнал Компетентные родители Фонда Монтессори в России № 1, 2016 https://montessori-org.ru/wp-content/uploads/2016/01/Kompetentnye-roditeli-1.pdf
3. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений».– М., 2002.
4. Зыкова М.В. Развитие педагогических компетенций родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Вестник магистратуры. 2020. № 1-5
5. Кабанченко Е.А. Родительская компетентность как психологический феномен // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам III междунар. науч.-практ. конф. — № 1(3). — М., Изд. «МЦНО», 2017.
6. Мижериков В.А. О необходимости формирования родительской компетентности // Конференциум АСОУ: [Электронный ресурс]: сборник научных трудов и материалов научно-практической конференции. Выпуск 4. – М: АСОУ, 2016. https://kuro-mo.ru/media/download/249
7. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4 –е изд., дополненное. – М., 2008.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы. – М.: ТЦ Сфера, 2020.
9. Фирсова И. Б. Развитие представлений родителей о специфике речевого развития дошкольника. Ярославский педагогический вестник – 2014 – № 1 – Том II.
Изображение от freepik
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.