Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2025 » Январь » 10

Методическое сопровождение профессионального развития педагогов в области использования цифровых технологий на базе СПО

Кокарева Наталья Александровна, методист
ОГБПОУ «Шарьинский педагогический колледж Костромской области»

Аннотация. В статье рассматриваются формы и методы методического сопровождения профессионального развития педагогов среднего профессионального образования в области использования цифровых технологий, которые практикуются в ОГБПОУ «Шарьинский педагогический колледж Костромской области». Статья подчеркивает важность непрерывного обучения и совершенствования цифровых компетенций педагогов среднего профессионального образования, которые формируют образовательную среду, соответствующую потребностям современного общества.
Ключевые слова: цифровые технологии, методическое сопровождение, профессиональное развитие, образовательный процесс, среднее профессиональное образование.


В современном мире, где технологии развиваются с невероятной скоростью, важно, чтобы образовательный процесс также адаптировался к этим изменениям. Одним из ключевых аспектов в этом процессе является методическое сопровождение профессионального развития педагогов в области использования цифровых технологий. Это особенно актуально для среднего профессионального образования (далее СПО), где студенты должны быть подготовлены не только к получению знаний, но и к применению современных технологий в своей будущей профессиональной деятельности.

Необходимость профессионального развития педагогов в области цифровых технологий обусловлена рядом факторов:
• Изменение природы информации: цифровые технологии трансформируют доступ к информации, делая ее более доступной, интерактивной и персонализированной. Педагоги должны уметь эффективно работать с этой информацией, критически её оценивать и использовать в учебном процессе.
• Развитие новых pedagogical approaches: современные цифровые технологии открывают возможности для реализации инновационных подходов к обучению, таких как персонализированное обучение, проектно-ориентированное обучение, обучение на основе игры и др. Педагоги нуждаются в подготовке для освоения и применения этих подходов.
• Повышение требований к цифровым компетенциям: в современном мире работодатели предъявляют повышенные требования к цифровым компетенциям сотрудников. Обучение с использованием цифровых технологий позволяет педагогам не только повысить свою квалификацию, стать более конкурентоспособными на рынке труда, но и готовить конкурентоспособных специалистов.

А.В. Владыко с своей статье выделяет следующие цифровые компетенции педагога для эффективной работы в цифровой образовательной среде: способность педагога производить отбор цифровых образовательных ресурсов, адаптировать их под нужды своих учеников; создавать собственные цифровые ресурсы; эффективно взаимодействовать в профессиональном сообществе; обеспечивать дифференцированный подход и принцип индивидуализации с применением цифровых технологий; непрерывное профессиональное развитие с сфере использования цифровых ресурсов и инструментов и др [1] .

В сложившейся в колледже модели методического сопровождения педагогов, на наш взгляд, наиболее эффективно использование следующего комплекса форм и методов:
• Курсы повышения квалификации: организация краткосрочных или долгосрочных курсов, направленных на изучение конкретных программных продуктов, методик использования ИКТ в обучении, а также разработку цифровых образовательных ресурсов.
На сегодняшний день 100% педагогов колледжа прошли курсы повышения квалификации по использованию цифровых технологий в образовательном процессе СПО. На базе колледжа с 2015 года функционирует отделение профессиональной переподготовки, где опытные преподаватели помогают осваивать цифровые технологии в профессиональной деятельности коллегам, преподавателям СПО, а также учителям и воспитателям образовательных организаций северо-востока Костромской области и близлежащих регионов.
• Взаимодействие в цифровой среде: создание у педагогов потребности в освоении цифровых инструментов совместной работы со студентами, родителями и коллегами.

С этой целью в колледже формируется и постоянно совершенствуется цифровая среда взаимодействия. Для этого активно используются инструменты платформы «Сферум» — это общение в специально организованных тематических чатах (в колледже действуют преподавательский чат, чат методического совета, чаты предметно-цикловых комиссий, чат «Расписание», чаты студенческих групп, родительские чаты по группам) и онлайн-встречи в формате видеоконференций. В тематических чатах помимо обмена сообщениями организуются опросы, осуществляется работа по совместному планированию мероприятий, обсуждению документов, обмену идеями с использованием инструмента «Интерактивная доска».

Электронные журналы групп на платформе «Сетевой Город. Образование» являются важным инструментом взаимодействия администрации, преподавателей, студентов и родителей. В этом сервисе преподаватели формируют всю необходимую учебную документацию в электронном виде.

Эффективное методическое сопровождение должно включать элементы диагностики и оценки прогресса педагогов в освоении цифровых технологий. Регулярная обратная связь, использование самооценочных инструментов и обсуждение успешных практик стимулируют стремление к постоянному профессиональному росту. Яндекс-формы – это инструмент, который позволяет нам оперативно получить информацию, обратную связь по эффективности методического сопровождения.

Сайт колледжа также является важным звеном в цифровой среде методического взаимодействия. Здесь публикуются все документы по методической работе, а также ссылки на личные сайты преподавателей.
• Участие в конференциях и семинарах: обмен опытом, знакомство с новейшими разработками и трендами в области использования цифровых технологий в образовании.
Педагоги колледжа активно участвуют во всероссийских и международных онлайн-конференциях по использованию цифровых технологий в образовательном процессе, представляя опыт работы.
На базе колледжа практикуется организация практических семинаров и тренингов. Эти мероприятия позволяют педагогам не только ознакомиться с новыми инструментами, но и делиться опытом друг с другом, обсуждая успешные кейсы внедрения технологий в образовательный процесс.
• Менторство, коучинг, наставничество: сопровождение и поддержка со стороны опытных педагогов, использующих цифровые технологии в своей практике, что позволяет преподавателям адаптироваться к изменениям и трансформировать свой подход к обучению.

С 2023 года наш колледж участвует в реализации Федерального проекта «Профессионалитет» (далее ФП «Профессионалитет»), который представляет собой инновационную модель подготовки специалистов среднего звена, ориентированную на практико-ориентированное обучение и тесное взаимодействие с работодателями [2]. В рамках проекта происходит переосмысление роли педагога, который становится не только преподавателем, но и наставником, сопровождающим учащихся на пути к успешной профессиональной деятельности.

Важными аспектами совершенствования существующей в колледже модели методического сопровождения профессионального развития педагогов в области использования цифровых технологий стали:
• Возможность участия педагогов в курсах повышения квалификации с очной стажировкой в лучших колледжах страны по соответствующему профилю.
• Обновление инфраструктуры колледжа: обеспечение доступа к современному цифровому оборудованию.
• Участие педагогов колледжа в наполнении контентом федерального цифрового сервиса «Мой колледж».

В результате комплексного подхода, преподаватели становятся не только проводниками знаний, но и активными участниками цифровой образовательной среды. Формирование сообщества педагогов на уровне колледжа, заинтересованных в использовании цифровых технологий, способствует обмену опытом и лучшими практиками, что, в свою очередь, ведет к повышению общего уровня образовательного процесса, а это и есть основная цель методического сопровождения.

Применение современных цифровых технологий в образовательной деятельности преподавателей среднего профессионального образования обеспечивает следующие преимущества:
1) Использование современных форм подачи информации: фотографии, видеоматериалы, интерактивные модели и виртуальные лаборатории преобразует процесс обучения, делая его захватывающим и интерактивно динамичным.
Визуальная информация в настоящее время имеет огромное значение в учебной и трудовой деятельности человека. Через зрительное восприятие мы получаем до 90% информации и потому должны уметь адекватно воспринимать, перерабатывать и отображать ее.
С наступлением эпохи модернизма массовое производство изображений разного качества и назначения, зачастую агрессивно внедряемых в повседневную жизнь человека, заставило ученых артикулировать новый феномен в качестве поля культурологических исследований, определенного как визуальная культура [3].
2) Разработка авторских учебных ресурсов:
- создание интерактивных упражнений и рабочих листов с применением онлайн-платформ;
- разработка наглядных пособий в цифровом формате для повышения визуальной поддержки обучения;
- подготовка образовательных мультимедийных проектов и др.
3) Повышение эффективности учебного процесса:
- внедрение инновационных подходов, модернизирующих традиционные методы преподавания,
- оптимальное распределение времени занятий за счет рациональной организации материала,
- улучшение восприятия и повышение практической значимости изучаемого предмета.

Таким образом, непрерывное обучение и совершенствование цифровых компетенций позволят педагогам эффективно использовать потенциал информационно-коммуникационных технологий для создания современной, интерактивной и персонализированной системы обучения, соответствующей потребностям современного общества.

Список литературы
1. Владыко А. В. Компетенции педагога для эффективной работы в цифровой образовательной среде // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы VI Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 27-28 апреля 2020 г.): в двух томах. — Издательство Уральского университета: Екатеринбург, 2020. — Т. 1. — с. 263-266.
2. Новая образовательная технология «Профессионалитет»: сборник методических материалов / Центр содержания и оценки качества среднего профессионального образования; Центр оценки качества среднего профессионального образования ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования. – Москва: ФГБОУ ДПО ИРПО, 2023. - 312 с.
3. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие: как человек видит и понимает мир [Текст] / В.М. Розин. - М.: ЛИБРОКОМ, 2009. - 272 с.

Изображение от rawpixel.com на Freepik
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar