- 02.02.2025
- 135 Просмотров
- Обсудить
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Новосибирский речной колледж»
Современное общество, вооружённое техникой, развивающее технологии, производство, науку, использующее огромное количество энергии, несёт в себе мощную силу, воздействующую на Землю в целом и её ресурсы в частности. Это влияние зачастую не учитывает законов природы, а потому результаты взаимодействия человека и планеты могут быть непредсказуемыми. Люди не раз сталкивались с природными катастрофами, спровоцированными их деятельностью, а потому экологические вопросы сегодня более чем актуальны.
Экология как наука способна подсказать пути выхода из нарастающего кризиса. Именно она раскрывает законы связей, являющихся базой для устойчивости жизни. Но понимание людьми значимости отношений с природой, принципов их правильной организации невозможно без формирования и развития в обществе высокой экологической культуры.
Экологическая культура – это ещё и возможность использовать свои знания в повседневной деятельности. Недостаточно уметь оперировать тематической информацией, важно найти ей практическое применение.
Экологическое воспитание и образование являются непременным условием общего и экологического развития личности.
В силу этого вопросы экологического образования и воспитания студен¬тов приобретают большое значение. От уровня экологического воспитания, экологической культуры за¬висит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на на¬шей планете или его ждет деградация с последующей мутацией. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе, они погубят себя.
Формирование экологического воспитания - это процесс приобщения учащихся к соучастию в решении общечеловеческих проблем охраны окружающей среды через творческие дела экологической направленности, выставки, конкурсы, акции.
Экологическое воспитание призвано формировать отношение к природе как к общечеловеческой ценности. Оно основано на понимании того, что каждый человек должен принять посильное участие в предотвращении возникновения экологических проблем. Оно призвано способствовать развитию у подростков ценностного отношения к природе, окружающим людям и себе как части природы.
Цель экологического воспитания: формирование нравственных принципов экологической культуры обучающихся в процессе изучения учебных дисциплин и во внеурочной работе.
Формирование экологического воспитания связано с реализацией следующих задач: развитие творческой, инициативной личности, заботящейся о сохранении окружающей среды; воспитание любви к родине; формирование гражданской активности путем привлечения молодежи к охране окружающей среды; формирование у обучающихся ориентации на продолжение образования путем самообразования и самовоспитания, саморазвития и самосовершенствования; углубление знаний нормативно правовых документов, обеспечивающих конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду; активизация бережного, этического отношения к окружающей среде; воспитание ответственности за природу, за все компоненты растительного и животного мира.
Формирование экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни обучающихся основано на взаимодействии всех участников образовательного процесса. Для формирования экологически грамотной личности необходимо: взаимодействие администрации с обучающимися, педагогических работников, активизация самого студенческого коллектива, привлечение психологов и социальной службы колледжа, взаимодействие с родителями.
В настоящее время студенты нацелены преимущественно на получение экологических и природоохранительных знаний.
Для реализации поставленных задач в колледже предусмотрено изучение дисциплины «Экологические основы природопользования»; ведется экологический кружок «Чистый взгляд».
Для реализации целей экологического воспитания в колледже ведутся следующие формы работы: предметная работа – осуществляется при изучении базовых и профессиональных дисциплин (проводятся занятия по «Экологическим основам природопользования»); межпредметная форма - основана на экологическом содержании занятий и подразумевает практическую реализацию принципа интеграции – внедрение экологического образования на занятиях общеобразовательных дисциплин: биологии, химии, физики, математики, литературы, основы безопасности и защиты Родины, географии; внеурочная работа - основана на различных формах внеурочной воспитательной деятельности:
- Тематические кураторские часы по темам, затрагивающим проблемы экологии и здорового образа жизни («Чернобыль – атомная трагедия ХХ века», о влиянии радиации на организм людей, «Экология и здоровый образ жизни», «Заповедные места России»).
- Активное участие во всероссийских просветительских акциях - «Атомный диктант», «Арктический диктант», «Экологический диктант» и другие.
- Самостоятельная обработка информации: подготовка рефератов, докладов, выполнения творческих работ. Тематика определяется в зависимости от специальности и тесно связана изучаемым студентами направлением.
- Участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах разного уровня.
- Активно организуются и проводятся акции, субботники, осуществляется озеленение территории колледжа (клумбы, посадка саженцев деревьев).
- Организуются экскурсии, направленные на изучение культурных объектов Новосибирской области и ознакомления с уникальными ландшафтами. На экскурсиях появляется возможность рассмотреть природные сообщества своей местности, особенности антропогенного воздействия на нее. Принимаем участие в облагораживании изучаемых территорий: в весенний период обрабатываем стволы деревьев садовым варом, очищаем территорию колледжа, принимаем участие в акциях по очистке берегов р. Обь.
- В период проведения недели предметно-цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин студенты колледжа принимают участие в конкурсе плакатов «Экология глазами студентов», в экологическом квесте «Спасение Земли».
В колледже на протяжении многих лет работают над проблемой практического применения экологических знаний. Основная деятельность осуществляется на практических занятиях по экологии, когда у учащихся появляется возможность применить полученные во время занятий знания и навыки.
Для оценки эффективности процесса экологического воспитания используется система показателей, которая позволяет оценить ход и результативность решения поставленных задач. К таким показателям относятся: увеличение количества обучающихся, вовлеченных в программы по экологическому воспитанию (посещение кружков, экологических акций); положительная динамика результативности участия учащихся в проектах, научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах по направлению «экология»; использование инновационных воспитательных технологий, обеспечивающих эффективную педагогическую деятельность в сфере экологического воспитания, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий; сохранение и укрепление здоровья учащихся; наличие в учебном заведении системы эколого-педагогического просвещения педагогов, родителей обучающихся; улучшение условий для раскрытия творческого потенциала педагогов и подключение их к вопросам организации экологического воспитания детей и молодежи.
Диагностика экологической воспитанности личности является важным звеном в оценке подготовленности учащегося к самостоятельной жизни, в том числе к профессиональной деятельности, и должна проводиться на всех этапах системы непрерывного образования.
В рамках программы духовно-нравственного развития и воспитания личности, формирования гражданской идентичности обучающихся в Новосибирском речном колледже проводятся мероприятия по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни обучающихся: эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы; реализация модульных образовательных программ и просветительской работы с родителями; рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся; проведение мониторинга сформированности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
Формирование всесторонне развитой личности студента средствами естественнонаучного образования подразумевает умственное, нравственное и физическое совершенствование учащегося. Этот процесс определяется воздействием всей окружающей среды, поэтому преподаватель имеет огромные возможности расширять воспитательное воздействие природы на все свойства личности.
Задачей экологического воспитания в колледже является последовательное формирование ответственного отношения к природе, которое проявляется во всех формах и видах деятельности учащихся. На характер отношений личности к природе оказывают влияние нравственные, эстетические установки, которые реализуются в форме мотивов. Научные знания о природе и понимание ее моральных ценностей получают конкретное выражение в трудовой деятельности студента, оказывают влияние на выработку навыков заботливого отношения к окружающей среде.
Таким образом, экологическое воспитание оказывает влияние на все стороны личности, ее представления о научной картине мира, формирует бережное отношение к окружающей среде и своему здоровью. Комплексный подход в образовательной деятельности и семейное воспитание способствуют формированию экологически грамотной современной личности студента.
Список литературы
1. Закон РФ «Об образовании» (в действующей редакции)
2. Бочкарева Т.В. Экотуризм: анализ существующего международного опыта / [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://tourlib.net/statti_tourism/ bochkareva.htm.
3. Зорин И. В. Энциклопедия туризма: Справочник / И. В. Зорин, B. А. Квартальнов. — М.: Финансы и статистика, 2017. — 368 с.
4. Ким С.Г., Бахлайтнер. Социология туризма или о социологии путешествий / РЖ. Серия 11.Социология. 2016, № 3.– с.90-97.
5. Степанова Е.Н. Педагогический анализ воспитательного процесса: современные идеи и технологии: сб. метод, разработок. [Текст]/ Е.Н.Степанова. – М., 2018г.
Изображение от freepik
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.