
- 05.05.2025
- 466 Просмотров
- Обсудить
ГПОАУ АО "Амурский педагогический колледж"
Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом.
Белинский В.Г.
В 2025 году вся Россия отмечает 80-летие Великой победы. В связи с этим указом президента РФ В.В. Путиным 2025-й год объявлен Годом защитника Отечества в честь наших героев и участников специальной военной операции сегодня и в память о подвигах всех наших предков, сражавшихся в разные исторические периоды за Родину во славу наших отцов, дедов, прадедов, сокрушивших нацизм.
Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных тысячелетиями, важнейшее духовное достояние личности, характеризующее высший уровень ее развития и проявляющееся в ее активно деятельной самореализации на благо Отечества.
Чувство патриотизма так же многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны. Патриотизм проявляется не только в сложных, тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.
Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности. (1).
Не случайно патриотическое воспитание молодежи в настоящее время является одним из приоритетных направление государственной политики в сфере физической культуры и спорта. В силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом и могут рассматриваться как один из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм. (2).
Спортивно-патриотическое воспитание студентов Амурского педагогического колледжа осуществляется на основе концепций и программы спортивно-патриотического воспитания:
- «Концепции спортивно-патриотического воспитания детей и молодежи Российской Федерации».
- «Программы спортивно-патриотического воспитания детей и молодежи в системе физической культуры и спорта».
- «Концепции воспитательной работы Амурского педагогического колледжа».
Они позволяют выстроить вектор формирования у студентов гражданской позиции и ответственности, патриотизма, толерантности, культуры и духовности, творческой инициативности, самостоятельности, профессионально значимых качеств, проявляющихся в различных сферах жизни общества.
Одним из наиболее эффективных средств решения задач патриотического воспитания молодежи, на наш взгляд, является физическое воспитание, занятия физической культурой и спортом.
Первыми шагами по реализации этой задачи стало возрождение физкультурно-спортивного комплекса ГТО, который был вновь введён по указу Президента РФ с 1 сентября 2014 г.
ГТО пропагандирует здоровый образ жизни, физическую активность и закаливание. Сильный и здоровый гражданин – это вклад в национальную мощь. Прохождение нормативов ГТО, особенно связанных с физической подготовкой, воспитывает чувство ответственности и готовности к защите Родины. История ГТО тесно связана с историей страны, ее победами и достижениями. ГТО объединяет людей разных возрастов, профессий и социальных слоев общей целью – достижения физического совершенства и укрепления здоровья. Сдача нормативов ГТО часто происходит в рамках коллективных мероприятий, что способствует развитию командного духа, взаимопомощи и солидарности. Успехи одного участника мотивируют других, и создается атмосфера общего стремления к достижению целей.
Студенты Амурского педагогического колледжа принимают активное участие в сдаче норм ГТО, Всероссийском летнем фестивале. Неоднократно наши студенты становились победителями фестивалей ГТО среди образовательных организаций Амурской области. Участие в ГТО дает чувство причастности к масштабному национальному проекту, направленному на укрепление здоровья нации. Это способствует формированию чувства гражданской ответственности и патриотизма.
Спорт и физическая культура – это не просто учебная, тренировочная и соревновательная деятельность. Они формируют характер, укрепляют дух и воспитывают чувство принадлежности к своей стране. Вот 5 ключевых способов, как спорт и физическая культура развивает патриотизм: гордость за страну через спортивные победы; физическая подготовка - готовность к защите Родины; историческая память через спортивные события; воспитание воли и характера; объединение людей разных поколений.
Именно регулярные занятия физической культурой и спортом позволяют развивать у студентов лучшие черты характера, многократно ставить в условия для проявления таких качеств, как решительность, настойчивость, самодисциплина. Постоянное осознанное преодоление физических трудностей, борьба с нарастающим утомлением воспитывают волю, уверенность в себе. Многие спортивные и особенно игровые моменты моделируют возможные жизненные ситуации, ситуации в учебном и производственном коллективе. Правила и нормы поведения в спортивной деятельности (коллективизм, трудолюбие, уважение к сопернику и др.) переносятся в повседневную жизнь.
Учебные и внеучебные занятия – неразрывны, это как две стороны одной медали. Необходимы занятия со студентами во внеучебное время, чтобы у них была возможность заняться нужным, полезным делом, отвлечь их от криминальных «соблазнов» улицы.
Занятия физической культурой и спортом многократно ставят студентов в условия для проявления таких качеств, как решительность, настойчивость, самодисциплина. Постоянное осознанное преодоление физических трудностей, борьба с нарастающим утомлением воспитывают волю, уверенность в себе.
Команда Амурского педагогического колледжа ежегодно принимает активное участие в городских и областных военно-спортивных играх «Зарница», «Патриоты Амура», которые проводятся на базе военно-патриотического центра «Авангард» в рамках месячника оборонно-массовой, военно-патриотической и спортивной работы. В военно-спортивных играх отражается воинская служба, что способствует подготовке ребят к службе в армии. Воспитательная роль военно-спортивных игр повышается благодаря тому, что участники стремятся приобрести первичные военные знания, умения и навыки в действиях на местности, а также развить у себя ряд морально-волевых качеств, необходимых для активного участия в будущем в трудовой деятельности, в защите своего Отечества.
Студенты на практике убеждаются, что в процессе военно-спортивных игр у них формируется много полезных качеств, необходимых для их будущей деятельности. Это один из важных моментов, повышающих интерес ребят к играм.
В честь празднования Дня защитника Отечества в колледже проходит месячник по оборонно-массовой и спортивной работе. В рамках месячника проводятся традиционный спортивный праздник «Сильные парни», спортивные мероприятия, такие как «Смотр строя и песни», «Пулевая стрельба», классные часы, уроки мужества, встречи с представителями ДВОКУ, ветеранами СВО, экскурсии в музей "Память славы жива", посвященные году защитника Отечества в России и многое другое, которые направлены на взаимопонимание и укрепление связи младших и старших поколений.
Каждому человеку в жизни предстоит выбор. Или он становится «винтиком», который закручивают по желанию посторонних. Или он - Гражданин, влияющий на свою судьбу и судьбу Отечества разумными и полезными действиями.
Из стен нашего колледжа за многие годы вышли тысячи выпускников, реализовавших себя в различных видах деятельности.
Иванов Алексей – говорит, что «Спорт – это не просто бег или прыжки. Это дисциплина, которая учит любить свою страну. Когда его воспитанники выигрывают на соревнованиях, они не просто радуются своим медалям – они гордятся тем, что представляют свой регион, город. Они учувствуют в забеге ко Дню Победы, и для ребят это не просто спорт – это память».
Скидан Екатерина – мастер спорта по рукопашному бою. Занятия формируют твёрдый характер, стойкость и выносливость, способствуют выработке самодисциплины и развитию качеств, необходимых для достижения жизненных целей. Армейский рукопашный бой формирует людей, способных постоять за себя, за свою семью, за Родину.
Муллаев Максим – экс участник сборной команды Амурского педагогического колледжа по баскетболу, волейболу, гандболу, футболу. Неоднократный победитель и призер областных, городских соревнований. Участник специальной военной операции.
Хорошая физическая подготовка и дух победы помогают выполнять трудные боевые задания.
Нами было проведено диагностическое исследование определения личностного отношения к основным понятиям и проявлениям патриотизма студентов колледжа 1-3 курсов. Для своего исследования мы выбрали метод диагностирования с помощью анкеты – теста.
В исследовании приняли участие 160 человек. Была предложена анкета – тест «Патриотизм сегодня». (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Показатели результата тестирования студентов, находятся достаточно на высоком уровне. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
Только результат ответов на вопрос №6 не высокие. Студенты неохотно учувствуют в общественных мероприятиях патриотического характера.
На последний вопрос Какие бы Вам были интересны мероприятия по патриотическому воспитанию – ребята отдают предпочтение спортивным соревнованиям, квестам, военно-спортивным играм, битве хоров и др.
Таким образом, патриотическое воспитание студентов Амурского педагогического колледжа строится на деятельностном и системном подходе, так как студенты постоянно включены в те или иные формы спортивно массовой работы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Болотина, Т.В. Тенденции развития гражданско-патриотического образования в РФ / Т.В. Болотина, Т.Г. Новикова // Методист. – 2012. - № 1.
2. Стекляр, Г.В. Гражданское и патриотическое воспитание в современных условиях / Г.В. Скляр // Дополнительное образование и воспитание. – 2012. - №1.
3. Леонтьева, Т.Н. Физическая культура и спорт как инструмент патриотического воспитания / Т.Н. Леонтьева // Дополнительное образование и воспитание. – 2014. - № 1. – С. 36-39.
4. Попов, А.В. Нельзя сужать сферу патриотического воспитания / А.В. Попов И.Н. Попова // Народное образование. – 2013. - № 7. – С. 214-221.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тест: Анкета «Патриотизм сегодня»
1. Что такое, на Ваш взгляд, патриотизм? (при необходимости, Вы можете выбрать несколько позиций)
1) любовь к Родине, любовь к народу, любовь к своей семье, близким
2) прославление побед Родины
3) стремление к безопасному глобальному миру
4) любовь к национальной культуре
5) уважение к своей Родине, гордость за свою страну
6) патриотизм в условиях глобализации теряет свое значение
7) готовность к любым жертвам ради Родины
2. Кто/что влияет на формирование патриотических чувств у молодежи в наше время?
1) Школа, Колледж
2) Родители, друзья
3) СМИ
4) Органы власти
3. Должен ли колледж воспитывать патриотизм в обучающихся?
1) Да, конечно
2) Скорее да
3) Скорее нет
4) Нет
4. Как Вы относитесь к службе в рядах Вооруженных Сил?
1) служба в армии необходима обществу, и я рассматриваю ее как выполнение гражданского долга, хотя и не испытываю личной заинтересованности в изучении военного дела
2) служба в армии представляется трудной и неинтересной, и я не вижу в ней возможности для раскрытия своих способностей
3) я отношусь к службе отрицательно и постараюсь найти способ избежать ее
5. Как Вы считаете, нужно ли сегодня в нашей стране уделять больше внимания патриотическому воспитанию молодежи?
1) Да, нужно
2) не нужно, у молодежи сейчас другие ценности
6. Участвовали ли Вы в мероприятиях (особенно организационных) патриотического или военно-патриотического характера за последние 2–3 года?
1) довольно часто или регулярно
2) неоднократно
3) очень редко
4) не участвовал
7. Занимаетесь ли вы спортом внеучебное время
1) Занимаюсь самостоятельно
2) Посещаю секцию в колледже
3) Занимаюсь в частном спортивном клубе
8. Болеете ли вы за спортсменов нашей страны?
1) Да
2) Скорее да, чем нет
3) Скорее нет, чем да
4) не поддерживаю спортсменов России
9. Какие чувства вы испытываете, когда одерживают победу российские спортсмены?
1) Гордость
2) Радость
3) не вызывает чувств и эмоций
10. Какие бы Вам были интересны мероприятия по патриотическому воспитанию (не более 3-х)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Результат анкетирования «Патриотизм сегодня»
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.