26 августа т.г. в рамках Августовского совещания работников образования РС (Я), которое впервые проводилось в онлайн-формате, на базе Нерюнгринского медицинского колледжа была организована и проведена сессия в формате Презентационной площадки по направлению «Качество образования» по теме «Траектория выбора: Школа-Колледж-Производство» с большим привлечением представителей ведомств, педагогических работников всех уровней образования (дошкольного, общего, среднего профессионального), работодателей, общественных организаций, включая РОО «Ассоциация средних медицинских работников РС (Я)», родителей, экспертов из г. Москвы.
В качестве экспертов выступили:
1. Стручкова Лена Лукинична, руководитель отдела СПО Министерства образования и науки РС (Я);
2. Лукина Валентина Сергеевна, руководитель отдела профориентации и карьеры АНО ДПО «Центр опережающей профессиональной подготовки РРС (Я) (ЦОПП РС (Я);
3. Тыдыкова Татьяна Степановна, вице-президент Республиканской общественной организации «Ассоциация средних медицинских работников РС (Я)»;
4. Мироненко Юрий Дмитриевич, директор ГБПОУ г. Москвы «Первый Московский образовательный комплекс»;
5. Васильева Елена Дмитриевна, первый заместитель начальника Управления образования МО «Сунтарский улус».
Цель мероприятия: пути решения сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций со школами и социальными партнерами-потенциальными работодателями через новые модели ранней профессиональной подготовки кадров по коротким программам.
На площадке было зарегистрировано более 200 чел.
В мероприятии принимали участие и представители СМИ: журналисты районной газеты «Индустрия Севера» и Нерюнгринского филиала Национальной вещательной компании «НВК-Саха».
Состоялась живая рефлексия по существу обсуждаемого вопроса.
В начале мероприятия выступила Лукина В.С., руководитель отдела профориентации и карьеры АНО ДПО «ЦОПП РС (Я)», которая рассказала о формах и направлениях работы в области профориентации и карьеры в Республике Саха (Якутия). При этом, она обозначила три основные позиции, которые относятся к вопросам профориентации молодежи:
1. необходимость непрерывности гибкого формирования индивидуальной траектории развития каждого в системе «Школа-Колледж-Производство»;
2. проблемы, связанные с реализацией поставленных задач вышеуказанной системы, которые делятся на 2 группы:
- задачи, которые находятся внутри системы, каждая из которых проводит профориентационную работу с разной степенью погружения;
- слабое взаимодействие между разными уровнями системы.
3. ведение постоянного диалога для решения общих проблем и задач.
Руководители Нерюнгринского медицинского колледжа, Верхневилюйского техникума, Харбалахского образовательного комплекса представили для обсуждения свои модели сетевого взаимодействия в системе «Школа-Колледж-Производство» интегративного типа через объединение разноуровневых образовательных учреждений и производства, которые реализуются в разных формах и направлениях в зависимости от профиля подготовки кадров для современного рынка труда.
Нерюнгринским медицинским колледжем была представлена модель сетевого взаимодействия непрерывного профильного медицинского профессионального образования в системе «ДОУ-Школа-Медицинский колледж-ЛПУ» по приобретению профессии «Медицинская сестра/медицинский брат по уходу за больными», реализуемую с 2017г. Результат мониторинга приема абитуриентов подтвердил эффективность данного проекта, так как 40,8% абитуриентов 2020-2021 уч.г. – это школьники, принявшие участие в профессиональных пробах, проводимых колледжем, и проекте «Билет в будущее».
Большой интерес со стороны экспертов и участников площадки вызвал успешный опыт участия обучающихся медицинских колледж-классов в региональных отборочных чемпионатных движениях World Skills Russia и Абилимпикс, в первый же год внедрения эксперимента, которые стали участниками и призерами Национальных чемпионатов 2019, 2020 гг., достойно представив республику на российском уровне.
Директор Верхневилюйского техникума Осипова М.В. со своей командой единомышленников Семеновым В.Н., директором Кэнтикской средней общеобразовательной школы, Николаевым В.Н., руководителем Парашютного клуба «Десантник» Дюллюкинской средней общеобразовательной школы представили очень интересный опыт дистанционного профессионального образования школьников в сетевом взаимодействии техникума с сельскими общеобразовательными учреждениями, направленными на получение рабочих профессий «Овощевод», «Цветовод», «Парашютист-спортсмен», «Водитель автомобиля» и др., которые реализуются у них с 2016г. Коллеги отметили полную поддержку со стороны работодателей и других социальных партнеров, которые принимают самое активное участие в оснащении материально-технической базы.
Директор единственного в республике Харбалахского образовательного комплекса Кривошапкин В.В. рассказал об успешном опыте реализации профессиональной подготовки школьников по рабочим профессиям технического направления (изготовитель художественных изделий из металла; электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям), машинист на открытых горных породах), где с момента образования комплекса большое внимание уделяется преемственности образования через открытие профильных классов и приобретение рабочей профессии в сжатые сроки.
В России образовательные комплексы созданы в Москве, Пермском крае, Бийске, но все они функционируют в городской среде. Наша республика делает первые шаги в этом направлении, отмечаем, что такие комплексы можно создавать и в сельской местности, и успешно решать проблемы подготовки кадров и трудоустройства сельской молодежи. Однако, при этом существует ряд проблем организационного характера: пока еще недостаточно отработан сам механизм создания таких комплексов, имеются проблемы нормативного, финансового, методического, юридического характера.
Экспертом Стручковой Л.Л., руководителем отдела СПО Министерства образования и науки РС (Я), было отмечено, что сложности, возникающие при объективных и организационных разрывах между различными уровнями образования при их слиянии и реорганизации еще имеются, но положительные результаты представленных лучших практик уже есть.
Эксперт Мироненко Ю.Д., директор Первого Московского образовательного комплекса, рассказал о деятельности своего комплекса, который успешно реализует с 2014г. все уровни образования в одном учреждении (дошкольное, общее, средне-профессиональное), при этом еще планируется открытие и бакалавриата. Московский комплекс является одним из крупных многопрофильных многоуровневых образовательных организаций, вошедшим в ТОП-50 лучших учреждений России, ТОП-20 лучших заведений г. Москвы, и объединяет 19 организаций. Главная задача, которую обозначил Юрий Дмитриевич – это, в первую очередь, качественное базовое образование на всех уровнях. Юрий Дмитриевич поддержал инициативы всех выступающих и готов к открытому сотрудничеству и диалогу по обмену опытом, проведению совместных конференций, вебинаров, семинаров и т.д.
Эксперт от работодателей, вице-Президент РОО «Ассоциация средних медицинских работников РС (Я)» Тыдыкова Т.С., отметила актуальность и значимость обсуждаемых проблем по подготовке кадров не только для здравоохранения, но и других отраслей производства. Она рассказала о многолетнем системно-налаженном опыте взаимодействия Нерюнгринской ЦРБ и Нерюнгринского медицинского колледжа по подготовке средних медицинских работников для практического здравоохранения, и подтвердила, что решение поставленных задач возможно только общими усилиями, и тогда работодатель получит специалистов высокого уровня, пришедших в профессию осознанно. Татьяна Степановна от имени Президента Ассоциации средних медицинских работников РС (Я) Яковлевой А.А., выразила слова благодарности Нерюнгринскому медицинскому колледжу и подчеркнула, что такое плодотворное сотрудничество больницы и колледжа при постоянной активной поддержке Ассоциации, дает уверенность в создании новых проектов, направленных на улучшение качества подготовки будущих медицинских кадров.
Организаторы и эксперты мероприятия ответили на все вопросы, заданные в чате.
Тематика площадки была настолько интересной, что вызвала не только вопросы, но и слова благодарности за сотрудничество, пожелания успешной реализации и дальнейшего развития представленных проектов, а также готовность участия в них.
Презентационная площадка «Траектория выбора: Школа-Колледж-Производство», модератором которой была И.И.Кузьмина, старший методист Нерюнгринского медицинского колледжа, получила одобрение профессионального сообщества педагогов и работодателей республики, и прошла на должном организационном и методическом уровне.
Завершением сессии стало принятие резолюции по существу обсуждаемых проблем и выходом репортажа на республиканском ТВ НВК-Саха.
И.И. Адамова, директор
Нерюнгринского медицинского колледжа