В колледжах Санкт‑Петербурга остро ощущается нехватка молодых педагогов: на них приходится всего 20% нагрузки. Многие молодые люди считают эту профессию тяжелой и скучной.
Чтобы переломить эту тенденцию и привлечь молодежь в систему среднего профессионального образования Центр опережающей профессиональной подготовки Санкт‑Петербурга запускает проект «Среда».
Презентация «Среды» собрала руководителей и методистов петербургских колледжей, участвующих в пилотном запуске. На мероприятии выступили инициаторы проекта и приглашенные спикеры.
Заместитель председателя Комитета по образованию
Алексей Ерин, обозначил проблемное поле:
«Прошлогоднее исследование показало, что в 16 колледжах города доля педагогических работников пенсионного и предпенсионного возраста превышает 50%. Такой дисбаланс между возрастными группами сдерживает развитие системы среднего профессионального образования и делает ее уязвимой: она функционирует за счет давно сформированного человеческого капитала, не обеспечивая воспроизводство кадров в нужном объеме». Алексей Александрович подчеркнул, что системе необходимо пополнять кадровый резерв за счет молодых специалистов, работающих на производстве и готовых передать опыт студентам, и лучше ориентировать студентов педагогических специальностей на работу по профессии и повышать их мотивацию.
Спикеры приводили успешные примеры из смежных отраслей, которыми можно воспользоваться и для привлечения молодых кадров в колледжи.
Начальник управления межрегионального сотрудничества в сфере образования Герценовского университета
Елена Спасская рассказала о проекте
«Команда педагогов под ключ», когда для новой школы формируется команда специалистов из бакалавров и магистрантов по всем предметам: «В течение года ребята готовятся по программе повышения квалификации, на базе новой школы с ними проводятся разные активности: экскурсии, презентации, в ходе которых они узнают об условиях работы, социальном пакете, окружении». В рамках проекта создается среда для поддержки и развития карьеры молодых педагогов, включающая систему адаптации, институт наставничества, модернизацию корпоративной культуры, цифровые инструменты, бесплатные курсы, обмен кадрами с производственными предприятиями и многое другое.
Все эти инициативы методисты и руководители колледжей обсудили в ходе рабочей сессии. Как эффективнее реализовать модель наставничества? Как упростить адаптацию молодому специалисту? Как разработать актуальную систему мотивации? Коллеги делились опытом, искали пути решения и формировали дорожную карту проекта.
На первом этапе запланированы профориентационные «квесты»: студенты-педагоги смогут попробовать себя в роли преподавателей колледжа в реальных условиях и выбрать, какие специальности и направления им ближе.
Следующим шагом станет программа ЦОПП по HR-брендингу: она поможет колледжам выстроить работу над имиджем всей системы среднего профессионального образования как работодателя.
А уже осенью будет сформировано сообщество молодых педагогов и откроются первые образовательные программы для участников.