С 3 по 5 декабря в рамках IV Национального межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» прошла традиционная деловая программа. Постоянный участник этого мероприятия – ректор Российского университета транспорта Александр Климов – рассказал о взаимодействии вуза с движением WorldSkills.
– Александр Алексеевич, расскажите, пожалуйста, как давно вы сотрудничаете с движением Ворлдскиллс Россия? – В целом наш университет взаимодействует с движением около 6 лет. Но лично я принимал участие еще в первом национальном чемпионате в Тольятти в 2012 году. С тех пор национальная сборная Ворлдскиллс Россия вышла на лидирующие позиции и занимает призовые места на различных чемпионатах мирового уровня. Я думаю, что движение Ворлдскиллс обладает гигантским потенциалом. Конечно в первую очередь, когда говорят о Ворлдскиллс, вспоминают систему среднего профессионального образования. Но, с моей точки зрения, в последнее время Ворлдскиллс все чаще звучит в связке с высшим образованием. Существенное влияние на это оказало создание межвузовского чемпионата, в котором принимает участие и наш вуз. Думаю, главной причиной активного взаимодействия Ворлдскиллс и вузов является методология движения, когда способность человека работать по той или иной специальности оценивается вживую, в ходе реального тестирования и сопоставления результатов различных людей. Это очень продуктивный и конструктивный метод оценки навыков и знаний. Я считаю, что за этим будущее как в системе среднего профессионального, так и высшего образования. Именно межвузовский чемпионат, который в этом году проводится, несмотря на все препятствия, которые создала пандемия, вносит реальный вклад в развитие высшего образования.
– Каким образом ваш университет взаимодействует с движением Ворлдскиллс на сегодняшний день? – Если говорить о Российском университете транспорта (МИИТ), то наш вуз является одним из лидеров в развитии движения Ворлдскиллс Россия в транспортной сфере. Мы активно участвуем и руководим разработкой компетенций, которые в настоящее время уже введены в основные перечни, и тех компетенций, которые являются пилотными. Думаю, что в ближайшие 2-3 года количество транспортных компетенций в линейке межвузовского и других чемпионатов Ворлдскиллс Россия увеличится. Наша основная цель – создать для 270 тысяч студентов транспортных вузов страны возможность соревноваться и развивать свои навыки.
– Какие проекты были реализованы в МИИТ при поддержке Ворлдскиллс Россия за период сотрудничества? – На сегодняшний день наш вуз активно сотрудничает с Союзом по программам обучения производственных мастеров, а также граждан старших возрастов. Особую важность для нас представляют вопросы, которые посвящены так называемому подходу Future Skills. Это когда мы формируем компетенции под технологии, которые в настоящее время еще не являются общедоступными, не стали частью производственного и технологического процесса на предприятии. Но мы понимаем, что подготовка квалифицированного работника – это достаточно сложный процесс, особенно если это интеллектуально емкая компетенция. Думаю, что тренд на создание и развитие компетенций Future Skills сохранится и в последующие годы. Кроме того, я считаю, что те компетенции, которые разрабатываются в транспортных вузах, должны становиться международными. Китайские коллеги выступили с предложением в рамках мирового чемпионата в Шанхае провести соревнования по компетенции, связанной с городским железнодорожным транспортом. У Москвы серьезные достижения в этой области. Столица является одним из мировых лидеров по внедрению железнодорожного транспорта в условиях крупных городских агломераций (проекты МЦК и МЦД). Думаю, что мы сможем подготовить сборную, которая достойно представит страну и займет призовое место.
– Видите ли вы влияние методологии Ворлдскиллс на высшее образование? Как меняется система образования благодаря принципам чемпионата? – Движение Ворлдскиллс по масштабам деятельности в России беспрецедентно, если сопоставлять с европейским или американским опытом. Особенно этот результат заметен в среднем профессиональном образовании. В настоящий момент одна из основных задач высшей школы – перенять достижения СПО в плане практической подготовки студентов. Этому вопросу было посвящено пленарное заседание деловой программы финала IV Национального межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». Внедрение инструментов Ворлдскиллс в систему высшего образования поддерживает и Министерство науки и высшего образования РФ. Участие регулятора при проведении соответствующих процедур, связанных с системой госуправления в образовании, будет этому активно способствовать. И хотя успешные кейсы участия вузов в проектах Ворлдскиллс Россия имеются уже сегодня – это и демонстрационный экзамен, скиллс-паспорт, и проект «Билет в будущее», и активное применение чемпионатных практик, направлений для развития еще много. С другой стороны, руководителям учебных заведений, факультетов необходимо менять свою идеологию, понимание, что именно конкретный преподаватель, приходя в аудиторию, формирует образовательный результат. В связи с этим появляется потребность в создании тренингов для преподавателей, а также механизмов мотивации руководства университетов для внедрения таких подходов и технологий. Здесь опять-таки отлично подойдут программы Ворлдскиллс Россия. Поэтому я считаю, что потенциал внедрения инструментов Ворлдскиллс в систему высшего образования на сегодняшний день очень велик.
– Если говорить о будущем, как вы считаете, в перспективе долгосрочного сотрудничества, какие есть возможности у вашего вуза во взаимодействии с движением Ворлдскиллс Россия? – Согласно решению Министерства транспорта РФ наш вуз отвечает за внедрение лучших практик в систему транспортного образования. Поэтому мы плотно сотрудничаем с движением Ворлдскиллс Россия в направлении распространения этих практик в наших университетах, филиалах. Все проекты, которые имеет наш вуз совместно с Союзом «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», будут продолжать реализовывать в рамках ближайших и долгосрочных перспектив. С учетом того, что мы руководствуемся не только стандартами российского нормативного регулирования, но и международными требованиями. Например, в авиации, в морском флоте есть организации, которые выдвигают серьезные требования к нашим выпускникам, поэтому мы должны держать определенную планку в уровне их подготовки. В связи с этим думаю, что есть синергия между международными требованиями, которые предъявляются профильными организациями, и теми практиками, которые мы совместно с Союзом развиваем и в России, и в международном масштабе.