Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » »

Поворот на Восток и другие перспективные стороны света

Поворот на Восток и другие перспективные стороны света

Поделитесь новостью
Новости WorldSkills






Международное направление Агентства развития навыков и профессий обретает новые горизонты

В России рассматривается вопрос о создании новой Международной ассоциации в сфере развития навыков и профессий во исполнение соответствующего поручения Президента РФ. Об этом объявила заместитель генерального директора по международной деятельности Агентства развития навыков и профессий Алина Досканова, выступая перед участниками деловой программы финала X Национального чемпионата «Молодые профессионалы», который прошел в Саранске с 9 по 11 сентября 2022 года.

«Важно сохранить и приумножить разнообразие проектов и программ, которые уже существуют в международном контуре, – подчеркнула Алина Досканова. – Новое международное движение станет платформой для кооперации с другими странами по совместному развитию и преодолению кризисов».

У новой организации – достаточно проработанная база: она строится на опыте и наработках предыдущих 10 лет деятельности Агентства развития навыков и профессий, пояснила Алина Досканова: «Напомню: когда мы, Российская Федерация, вступили в международное движение Ворлдскиллс, нашему примеру последовали Белоруссия, Армения и Казахстан. Уже на первых чемпионатах мы обнаружили, что внутри этой организации сформировались своего рода макрорегиональные коалиции, например, есть коалиция немецкоговорящих стран, есть коалиция стран Азии и так далее. Затем мы проанализировали результаты зачетов – и увидели, что первые строчки занимают Швейцария, Германия, Китай. Да, безусловно, у этих стран сильные экономики и, соответственно, уровень подготовки кадров. Однако, помимо этого, внутри движения действуют сообщества разных стран, которые помогают друг другу и поддерживают».

Именно тогда и появилась идея объединения евразийских стран-участниц, сообщила Алина Досканова:

«Мы поняли, что нам, странам, которые привнесли русский язык в движение, тоже надо кооперироваться и проводить свои объединяющие нас мероприятия. Так, в рамках национальных чемпионатов появился Евразийский зачет, который впоследствии вырос до Евразийской программы развития компетенций. А уже сегодня мы проводим Евразийский чемпионат».

НОВЫЕ ПАРТНЕРЫ: СТРАНЫ ЕВРАЗИИ И БРИКС

В этом году параллельно с соревнованиями Распределенного Евразийского чемпионата прошел ряд мероприятий в контексте взаимодействия со странами БРИКС, например совместный международный чемпионат по перспективным профессиональным навыкам BRICS Future Skills Challenge. В рамках Делового совета по развитию навыков запущена Академия БРИКС, реализуются проекты по совместным тренировочным базам – центрам навыков и компетенций. Кроме того, в Деловом совете БРИКС представлены 9 рабочих групп по различным отраслевым направлениям. Одним из них является профессиональная подготовка кадров – сквозное направление, которое обеспечивает кадровое развитие остальных 8 сфер (инфраструктуры, производственного сектора, финансового сектора, энергетики и зеленой экономики и др.).

В дискуссиях деловой программы чемпионата представители стран-участниц поделились локальными кейсами по развитию навыков.

ОПЫТ БЕЛАРУСИ

Ректор Республиканского института профессионального образования, председатель Общественного совета базовой организации СНГ Валерий Голубовский считает, что процесс интернационализации образования на евразийском пространстве определяется совместными проектами и интеграционными связями:

«Экономики стран будут работать устойчиво при условии создания добротного промышленного ядра. А конкурсное движение всегда формирует задел такой опережающей подготовки».

Примером развития кооперационных связей в Беларуси можно назвать модернизацию центров опережающей подготовки в России и центров компетенций Беларуси, где страны обмениваются наработками в обновлениях как содержания программ подготовки, так и в части материально-технической базы.

«Мы также плотно стараемся работать как базовая организация стран СНГ в сфере профессиональной подготовки через обучение всем тем навыкам построения содержания нового образования, которое внедряем у себя, распространяем среди наших партнеров из Российской Федерации, Узбекистана, Казахстана, других стран. Конечно, получаем обратную связь и учимся сами», – отметил Валерий Голубовский.

ОПЫТ КИТАЯ

Председатель Международного альянса развития навыков «Один пояс – один путь» и БРИКС Лю Женьинь обозначил направления международного сотрудничества, к которым активно подключилась страна – лидер азиатского региона:

«Мы создали платформу для развития инноваций в рамках БРИКС. Учреждена Академия будущих профессий БРИКС, в связи с чем у нас появилась новая цель – сформировать обучающую платформу. Надеюсь, что мы сможем работать вместе с Россией для проведения обучения, сертификации, стандартизации и проведения соревнований».

Международный альянс уже объединяет около 1 тыс. колледжей. На основе бизнес-программ БРИКС разрабатываются стандарты и программы сертификации, формируется основа для обучения будущих профессионалов, проводится аудит образовательных программ, разрабатываются механизмы внедрения инноваций. Все это нацелено на реализацию потенциала новых технологий, подчеркнул Лю Женьинь.

Алина Досканова рассказала о сотрудничестве Агентства с Китаем как об уникальном формате взаимодействия:

«С Китаем мы сумели синхронизироваться по повесткам развития. Мы делаем шаг вперед – и Китай делает шаг. За счет того, что у нас большое экспертное сообщество, разный набор компетенций и стран, много практик, мы можем выбирать лучшее и задавать повестку. То есть мы все время генерируем форматы. И Китай, масштабируя их, все равно ориентируется на нас. Получается такая синхронизация с Китаем, где мы друг друга дополняем. Агентство придумывает, запускает, а Китай признает: да, это придумала Россия, но мы переходим на другой уровень с точки зрения масштаба и охвата. Поэтому, говоря о перспективах создания новой международной организации, надо учесть такой баланс, при котором Россия, Китай и другие страны совместно что-то реализуют. Опыт синхронного развития очень важен – и он станет одним из важных элементов, который мы интегрируем в новую международную организацию».

ОПЫТ УЗБЕКИСТАНА

Председатель правления Ассоциации развития и популяризации рабочих профессий Фарух Жураев всего парой предложений обозначил стремительный путь, который прошел Узбекистан:

«Для конкурсантов из Узбекистана Евразийский чемпионат в Саранске – это первые международные соревнования. Нашу страны представили 28 участников по семи компетенциям. И еще свыше 200 экспертов участвуют в практико-ориентированном семинаре. Для нас это очень хороший результат, потому что еще три года назад у нас вообще никто не знал о существовании чемпионатов по профессиональному мастерству».

Сегодня у Узбекистана есть целое сообщество – свыше 600 экспертов, прошедших обучение по международным стандартам. В стране уделяют особое внимание проекту независимой оценки образовательных программ, проводимой с активным привлечением работодателей. А по результатам обучения выпускники получают скиллс-паспорт.

Между тем, следует подчеркнуть, что Узбекистан стал первой страной, в которой скиллс-паспорт не просто признается работодателями как источник объективных данных о квалификации и навыках кандидата, но и является нормативным документом, то есть обязательным к исполнению, отмечает Алина Досканова:

«С Узбекистаном у нас историческое взаимодействие. При подготовке чемпионата мира в Казани президент поставил нам сверхзадачу – провести чемпионатное мероприятие на высоком уровне и при этом трансформировать национальную систему подготовки кадров. В итоге мы не только провели лучшее международное мероприятие движения Ворлдскиллс и эффектно показали площадку чемпионата – успешные выступления наших конкурсантов продемонстрировали глубокие и эффективные изменения самой системы. И вот тогда Узбекистан стал страной – партнером не просто по чемпионатному движению, а по трансформации системы. Коллеги пришли к нам с запросом: ˝Не учите нас проводить чемпионаты – научите нас, как трансформировать систему˝».

Алексей Скорняков объяснил активную позицию Узбекистана экономическими соображениями: государство заинтересовано в повышении качества услуг, которые оказывают ее граждане-мигранты, причем неважно, в какой стране (помимо России, это еще Турция и Южная Корея). Где бы они ни находились, ключевое требование к работнику – это квалификация, от нее и зависит размер заработка, который рабочий отправляет родным на родину.

«Первые проекты по трансформации системы профессиональной переподготовки и запуск центров в самом в Узбекистане начинали с этого», – отметил Алексей Скорняков. – «Впоследствии мы уже на территории России проводили подготовку граждан Узбекистана с последующим трудоустройством в Российской Федерации: тем самым мы закрывали не только потребность наших узбекских коллег, но и запросы нашего рынка труда».

По словам эксперта, сейчас Узбекистан характеризуют достаточно большие пласты финансирования, KPI на развитие IT-инфраструктур, поддержание IT-проектов. «И мы на стадии запуска ряда IT-проектов по модернизации цифровой инфраструктуры и подготовки цифровых кадров на территории Узбекистана», – уточнил Алексей Скорняков.

ОПЫТ ИРАНА

Алина Досканова подчеркнула: Россия открыта для сотрудничества и технологической кооперации со всеми заинтересованными странами, не ограничиваясь странами СНГ и БРИКС. В частности, развивается взаимодействие с Ираном, который является одним из лидеров по таким направлениям, как soft skills, предпринимательские навыки.

В структуре Министерства труда действует 31 региональный дивизион, созданы обучающие площадки и работают исследовательские центры по анализу международных программ и стандартов, сообщил заместитель директора Учебно-исследовательского Центра по подготовке мастеров и экспертов Исламской Республики Иран Аббас Карими:

«Есть пять миссий, которые мы ставим перед собой: обучение навыкам, проведение исследований, создание программ и стандартов обучения, сертификация квалификаций специалистов, а также обучение экспертов».

В стране работают над созданием двойной системы обучения для промышленных и непромышленных предприятий, разрабатывают программы с учетом принципов устойчивого развития и зеленых технологий. В планах – развивать цифровизацию как одно из приоритетных направлений международного сотрудничества.

Аббас Карими также отметил, что в Иране создан специальный отдел, который занимается разработкой и внедрением гибких навыков и программ предпринимательства для подростков:

«Мы считаем, что только объединение всех навыков поможет создать наилучшую систему, и именно такими навыками должны обладать востребованные работники».

В программу совместного проекта Министерства труда и Министерства образования по обучению предпринимательству включены отдельные модули по бизнес-навыкам, мягким навыкам и даже по работе со стрессом, применяются игровые технологии и интегрированы важные практико-ориентированные элементы. Перечисляя достоинства этого проекта, Аббас Карими объявил о готовности Ирана делиться накопленным опытом с другими странами.

Алина Досканова отметила элемент синхронизации и с Ираном:

«У наших стран совпадает следующий этап развития: мы синхронно говорим о том, что важно не ограничивать содержание системы образования одной подготовкой кадров, но и надо создавать технологии, так как на сегодняшний день это самая большая потребность. Нам нужны специалисты, которые могут обслуживать станки, инженеры, которые могут проектировать, технологи, собирающие цепочку. С другой стороны, стоит вопрос про развитие рынка: важно не только сделать свой продукт, но и уметь продать его. Соответственно, следует внедрять в образовательные программы обучение предпринимательским навыкам, добавлять технологические навыки».

МЕХАНИЗМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Руководитель евразийской программы Агентства развития навыков и профессий Алексей Скорняков охарактеризовал деятельность своего направления как уникальный цикл:

«Его уникальность в том, что мы изначально взаимодействуем со странами напрямую, глубоко изучаем точечный запрос каждой страны на те или иные аспекты развития стандартов и навыков. На этапе формализации запроса мы понимаем, что именно требуется доработать, чтобы сформировать конкретные программы и внедрить их. На следующем этапе мы проводим обучение, используя разработанную нами цифровую инфраструктуру: все страны-участницы с распределенных площадок на своей территории подключаются к единому центру управления. В нем работают наши мастера, технологи, эксперты, которые транслируют аудитории передовые международные стандарты и практики. Так проходит формат обучения, по итогам которого выдаются сертификаты о повышении квалификации».

Прошедшие обучение мастера и эксперты в дальнейшем принимают участие в ключевых ивентах, и основным мероприятием, обеспечивающим сборку и формализацию всего процесса, как раз и является Распределенный Евразийский чемпионат, пояснил Алексей Скорняков:

«По итогам чемпионата формируется эталон лучших практик. То есть из каждой страны-участницы на площадку чемпионата приезжают лучшие эксперты и конкурсанты – победители национальных отборов. Здесь они соревнуются между собой, и победитель этого чемпионата символизирует собой тот набор навыков и компетенций, которыми должен обладать лучший специалист в той или иной области. Впоследствии на основании этих кейсов мы формируем рекомендации, в соответствии с которыми страны-участницы модернизируют свою систему подготовки кадров. А мы помогаем их внедрять в практику».

Алина Досканова выделила еще один объединяющий эффект чемпионата:

«В Саранске на 50 площадках работали 14 стран. Эти площадки нужно было подготовить, отладить все процессы. Фактически все страны-участницы стали соорганизаторами Евразийского чемпионата, а это означает, что возрастает ответственность, включается интерес и более глубокое погружение в чемпионат».

ВМЕСТО ИТОГОВ
 Евразийский чемпионат направлен на интеграцию практик Евразии и других стран, которые находятся в технологических цепочках, подчеркнула Алина Досканова. Итоги подводить рано, вовсю идет процесс совместной работы: «Есть группа, которая разрабатывает стандарты. БРИКС расширяется, страны заявляют о желании присоединиться – и альянс артикулирует, что распространит международные стандарты среди всех стран мира. Поэтому сегодня можно с уверенностью сказать, что мы не просто не находимся в стороне от создания новых смыслов – мы уже впереди, в авангарде этого процесса. Уникальная миссия нашей страны заключается в том, что мы умеем работать с разным менталитетом разных культур. И она нам удается, потому что многие страны видят в нас партнеров и не просто хотят сотрудничать в формате чемпионата раз в два года, а готовы совместно реализовывать проекты, направленные на формирование систем для развития человека».

Агентство развития навыков и профессий
Присоединяйтесь к телеграм-каналу Профобразование с возможностью высказать ваше собственное мнение



Мы будем рады, если подпишитесь на наш Дзен-канал Профобразование.
Нам есть что обсудить и о чем поговорить!


или оставить свой комментарий
avatar