Программы сопровождения молодых инвалидов при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве, которые действуют в субъектах РФ, малоэффективны. К такому выводу пришли эксперты Общероссийского народного фронта, проанализировав доклад правительства России об исполнении соответствующего президентского поручения. Они указали на отсутствие в представленном документе информации об общем количестве инвалидов молодого возраста, нуждающихся в сопровождении, об отраслях, где трудятся такие граждане, об уровне их заработной платы, а также обратили внимание на ряд других упущений и недоработок.
В мае 2015 г. президент России, лидер Народного фронта Владимир Путин подписал перечень поручений по итогам заседания комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития РФ. В частности, глава государства поручил кабинету министров реализовать во всех регионах программы сопровождения инвалидов молодого возраста (от 18 до 44 лет) при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве.
Между тем, как отметили эксперты ОНФ, в 11 субъектах эти программы до сих пор не приняты. Речь идет о таких регионах, как Республики Башкортостан, Дагестан, Карелия, Крым, Саха (Якутия) и Северная Осетия – Алания, а также Липецкая, Московская, Нижегородская, Новосибирская и Ульяновская области. В остальных 74 регионах программы утвердили, однако только в 34 из них они соответствуют требованиям типовой региональной программы сопровождения молодых инвалидов при получении ими профобразования и содействия в последующем трудоустройстве.
Представители Народного фронта также обратили внимание на то, что за последние два года существенного увеличения темпов роста занятости людей с инвалидностью не произошло. Так, по данным Федерального реестра инвалидов, по состоянию на 1 июля 2018 г. в среднем по России из 3 млн 529 тыс. 636 инвалидов трудоспособного возраста работают только 924 тыс. 686 человек (26%), что всего на 0,6% больше, чем годом ранее.
«В докладе в качестве цели обозначается выдача человеку с инвалидностью направления на работу, перечня вариантов работы и направления на прохождение профессиональной подготовки или дополнительного профессионального образования. Но это не соответствует смыслу содержания услуги, поскольку конечной целью должно быть не предоставление информационных материалов и направлений, которые могут и не помочь в поиске работы, а непосредственно трудоустройство и удержание на рабочем месте. Поэтому в программе нужно обязательно прописать выполнение инвалидом служебных обязанностей в течение определенного срока», – пояснил эксперт ОНФ по вопросам социальной политики и делам инвалидов, научный руководитель и председатель правления Национального центра проблем инвалидности Александр Лысенко.
Негативные тенденции эксперты ОНФ зафиксировали и в системе профессионального образования молодых инвалидов. В 2015 г. высшее образование получили 5 тыс. 792 инвалида, а за период с 2016 по 2017 г. этот показатель уменьшился до 3 тыс. 103 человек (на 53%). Что касается среднего профессионального образования, то и здесь наблюдается отрицательная динамика. Так, если в 2016 г. диплом о среднем образовании выдан 3 тыс. 954 инвалидам, то годом позже – только 1 тыс. 678 (на 42% меньше). По мнению экспертов ОНФ, целевой прием, при котором организация заказывает у вуза подготовку специалиста для будущей работы в компании, не вызывает интереса у абитуриентов с инвалидностью, потому что они не знают обо всех его преимуществах. В частности, о последующем трудоустройстве или о прохождении производственной практики.
«В настоящее время система среднего профессионального образования для молодых инвалидов ориентирована больше на традиционный спектр рабочих специальностей. Часть из них могут в ближайшем будущем стать ненужными. Если трудоустройство граждан с инвалидностью нацелено на то, чтобы обеспечить их материально и дать возможности для социализации, то должны быть разработаны конкретные мероприятия по реформированию системы профобразования для инвалидов и профориентации их в школах именно в расчете на перспективный рынок труда», – считает Лысенко.
Эксперты ОНФ предлагают переработать план мероприятий по реализации в субъектах РФ программ сопровождения инвалидов, а также предусмотреть необходимые меры при формировании приоритетных нацпроектов «Образование» и «Производительность труда и поддержка занятости».
«Представители Народного фронта считают, что региональные программы, касающиеся образования и трудоустройства молодых инвалидов, недостаточно эффективны, – подчеркнул Лысенко. – В представленном докладе отсутствует информация об общем числе людей, нуждающихся в сопровождении, не охарактеризованы внепрограммные меры по поддержке получения профессионального образования и трудоустройства, а также не приводятся данные о текущей занятости таких групп граждан, уровне их заработной платы и отраслей, где они трудятся. Соответственно, сделать вывод о роли региональных программ в обеспечении необходимого уровня профессиональной подготовки и занятости в рамках политики по поддержке инвалидов не представляется возможным», – подытожил Лысенко.
По информации
https://onf.ru