В профессиональном образовании и трудоустройстве инвалидов требуются дальнейшие изменения. Поручение президента России, лидера ОНФ Владимира Путина по сопровождению инвалидов в профобразовании нужно оставить на контроле, считают эксперты рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности».
Тема профессионального образования инвалидов и реализация программы сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профобразования и содействия в трудоустройстве по-прежнему актуальна в связи со слабой защищенностью этой группы на рынке труда, полагают эксперты ОНФ.
По данным Росстата, на начало 2016 г. общая численность инвалидов в России составляла 12,7 млн человек. При этом только каждый пятый инвалид, состоящий на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации, имеет работу. Кроме того, с 2014 г. количество квотируемых рабочих мест неуклонно снижается – так, в 2013 г., по данным Росстата, за счет квот были трудоустроены 6,1 тыс. человек, из них 4,2 тыс. человек с инвалидностью. В 2014 и 2015 гг. – 3,8 тыс. из 5,9 тыс. и 3,8 тыс. из 5,4 тыс. мест соответственно. Также снижается и количество граждан с инвалидностью, обратившихся за содействием в трудоустройстве.
В 2016 г. правительством РФ был разработан комплекс мер, направленный на содействие молодым инвалидам в получении профессионального образования и трудоустройстве. Соответствующее распоряжение было внесено Минтрудом во исполнение поручения президента России по итогам заседания Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации.
Эксперты ОНФ отмечают, что не все мероприятия в рамках программы выполняются в срок. Так, утвержденный план по развитию системы профориентации детей-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья, рассчитанный до 2020 г., предусматривает проработку вопроса о внесении изменений в приказ Минобрнауки «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии». Согласно планируемым изменениям дети-инвалиды должны проходить обязательное обследование в 8 и 10 классах для получения рекомендаций по проведению итоговой аттестации и организации профориентационной работы. На сегодняшний день изменения в приказ не внесены, хотя срок исполнения наступил в середине прошлого года.
«Необходимо утвердить порядок профориентации детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях. Во всех регионах должны быть созданы базовые профессиональные организации, обеспечивающие полноценную работу региональных систем инклюзивного образования и последующего трудоустройства. Сотрудники образовательных учреждений должны работать по понятным действенным программам и иметь необходимые навыки для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья», – отметила руководитель рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности», заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.
Эксперты ОНФ считают, что поручение президента в области реализации программы сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профобразования и содействия в трудоустройстве необходимо оставить на контроле. Тема профессионального образования инвалидов актуальна в связи со слабой защищенностью этой группы на рынке труда.
«Самое главное, чтобы дети-инвалиды получали такое профессиональное образование, с которым они могли бы быть трудоустроены и востребованы в любом регионе, но сегодня это не у всех получается», – заявил директор Политехнического колледжа №13, доверенное лицо президента России Николай Селенков. – И проблема не только в наличии свободных рабочих мест, но прежде всего в восприятии сотрудников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) клиентами и работодателями. Колледжи сегодня оценивают в том числе по количеству обучаемых ими инвалидов. Это нередко приводит к тому, что образовательные организации стремятся принимать ребят с ОВЗ на обучение даже по тем направлениям подготовки, в которых им впоследствии будет сложно или даже невозможно трудоустроиться».
Как заявил декан факультета «Дистанционное обучение» МГППУ, эксперт регионального штаба ОНФ в Москве Бронюс Айсмонтас, на сегодняшний день создается сеть региональных ресурсных учебно-методических центров: «В 2016 г. было создано три таких центра – на базе РГСУ, МГППУ и МГТУ им. Н.Э. Баумана. Они занимаются вопросами профориентации детей с инвалидностью, обучением студентов с инвалидностью и трудоустройством инвалидов соответственно. В этом году планируется создание еще семи центров. Основная цель – оказание помощи в обучении детей с инвалидностью и повышение качества их профессионального образования. Движение есть, но работы еще много».
Эксперты ОНФ считают, что необходимо ускорить работу по выполнению правительственного плана. Так, с 1 января 2017 г. Минтруд планировал запустить в работу федеральный реестр инвалидов. Но в настоящее время наполнение баз реестра Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, Фондом социального страхования, Министерством здравоохранения и Минобрнауки еще не завершено. Кроме того, реализация государственной программы «Доступная среда» на 2011–2020 гг. вызывает ряд системных замечаний в части доступности образования для граждан с ОВЗ.
В ряде субъектов не предусмотрены конкретные меры по первоочередному обеспечению доступности наиболее важных для инвалидов объектов, в том числе организаций, в которых реализуются передовые методики инклюзивного и коррекционного обучения. Не созданы условия для беспрепятственного доступа в помещения и на многих предприятиях – оборудованные санитарно-гигиенические комнаты, вместительные лифты и т.д. Это существенно ограничивает выбор инвалидов при поиске места работы. В итоге доля реально трудоустроенных среди них остается, к сожалению, крайне небольшой: по данным Росстата, количество работающих инвалидов на октябрь 2016 г. составляло всего 2,5 млн человек.
«Эксперты ОНФ убеждены в необходимости комплексной поддержки молодых людей с инвалидностью. Она должна включать адресное обучение и трудоустройство инвалидов, квоты при поступлении, возможность участия молодых инвалидов в конкурсных профессиональных движениях, стажировку инвалидов с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда, сопровождение в процессе поиска работы и адаптации на новом рабочем месте. Мы также считаем, что необходимо привлекать представителей общественных организаций инвалидов и экспертов по сертификации доступности не только для оценки эффективности использования регионами субсидий на обеспечение доступной среды, но и в ходе планирования работ», – заключила Духанина.
По материалам:
http://onf.ru