5 февраля 2020 года войдет в историю наставничества в России. В этот день в Госдуме прошло первое заседание рабочей группы и круглый стол «Система наставничества на рабочем месте: направления развития и общественно-государственной поддержки», где было принято решение об институциализации квалификации «Наставник». Этим займется рабочая группа во главе с Юрием Герцием – председателем Совета по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения, экс-руководителем Роструда.
История наставничества на крупных предприятиях нашей страны насчитывает десятилетия, рассказал депутат Госдумы, председатель Союза наставников по повышению производительности труда Андрей Ветлужских. В 1954 году это понятие было введено официально постановлением Совета министров СССР, появились документы, посвященные развитию наставничества. В последние несколько лет интерес государственной власти и работодателей к теме наставничества возрождается. Ей уделяет особое внимание Президент России, в Госдуме она трижды обсуждалась на круглых столах.
Однако де-юре наставничество никак не оформлено – такого понятия в законодательстве нет. На федеральном уровне принято только «Положение о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации», утвержденное постановлением Правительства России. По мнению Юрия Герция, это «интересный документ», но он не имеет отношение к широкому кругу работодателей, не задает векторы развития наставничества в масштабах страны. В то же время указом Президента Российской Федерации от 2 марта 2018г. № 94 утверждён знак отличия «За наставничество». Им награждают опытных работников, в том числе государственных и муниципальных служащих, за личные заслуги в наставничестве в течение не менее пяти лет.
Юрий Герций считает, что наставничество - эффективная технология освоения квалификации, корпоративной культуры и жизненных ценностей. Важно поднять статус наставников, обеспечить им рабочие места, а не оформлять их в качестве помощников или представителей других специальностей, обеспечить единство понятия «наставник», которое сейчас имеет разные трактовки даже в государственных структурах
Очевидный способ решения проблемы – создание профессионального стандарта или профессиональной квалификации наставника, чем и займется рабочая группа. На сегодняшний день утверждено порядка 1,3 тыс. профессиональных стандартов, покрывающих все основные отрасли экономики. На основе профессиональных стандартов разрабатываются образовательные стандарты и программы, а также оценочные средства для проведения независимой оценки квалификации. Так что институциализация понятия «наставничество» - часть масштабной и ответственной работы.
По мнению Юрия Герция, помощь наставника необходима не только молодым специалистам, но и тем, кто сменил квалификацию или место работы, имеет высокий потенциал развития. Наставничество никак не связано с возрастом – наставник может быть и у 16-летнего, и у 60-летнего человека. В работе по институциализации новой квалификации примет активное участие Национальное агентство развития квалификаций, и это, считает Юрий Герций, важный фактор успеха.
Как рассказала руководитель Базового центра подготовки кадров Национального агентства развития квалификаций Ольга Клинк, в работе будет использован опыт победителей Всероссийского конкурса лучших практик подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена по номинации «Наставничество на производстве». Конкурс проведен Национальным агентством под эгидой Минтруда России. Очевидно, наставничество чаще всего будет совмещаться с работой по основной должности, и это необходимо отразить в разрабатываемых документах.
По информации НАРК