Меню Международное издание ISSN: 2409-4455
Профессиональное
Образование
России и СНГ
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » »

Могут ли лучшие практики задать вектор развития профессионального образования?

Могут ли лучшие практики задать вектор развития профессионального образования?

Поделитесь новостью
Новости НАРК






30 мая 2020 года Национальное агентство развития квалификаций (Национальное агентство) провело в рамках 2 части Московского международного салона образования (ММСО 2020) серию онлайн-мероприятий. Одним из них стал открытый методический семинар «Лучшие практики подготовки кадров: формирование, описание, внедрение». В диалоге приняли участие носители лучших практик и те, кто их внедряет.

Модератор семинара Ольга Клинк, руководитель Базового центра подготовки кадров Национального агентства развития квалификаций (Базовый центр АНО НАРК), рассказала, что Базовый центр АНО НАРК начал создавать базу данных лучших практик подготовки кадров в 2017 году, и сейчас в ней содержится 55 практик, распределенных по 6 номинаций: «Мы - партнеры», «Наставничество на производстве», «От профессионального выбора к успешной карьере», «Кадры профессионального образования», «Цифровое образование поколения NEXT», «Равные возможности», «Профстандарты - инструменты подготовки профессионалов». Основным механизмом наполнения базы данных являются конкурсы. В 2020 году Всероссийский конкурс объявлен по номинации «Компетенции XXI века: цифровая перезагрузка».

Для обеспечения тиражирования практик Базовым центром АНО НАРК сформирован Кодекс лучших практик. Таким образом, получается пара: кодекс определяет, что и на каких основаниях надо делать, а база данных содержит примеры того, как это делается. В описании каждой практики отражены конкретные результаты и способы использования инструментов Национальной системы квалификаций в подготовке кадров, развития взаимодействия бизнеса и образования. С точки зрения специалистов Национального агентства, такая конструкция удобна для организации тиражирования практик. Наличие технологичных описаний, их размещение в открытом доступе помогает распространению передового опыта наиболее естественным для рыночных условий путем, путем развития горизонтальных связей между носителями практик и теми, кто их внедряет.

И если еще вчера этот тезис был, скорее, гипотезой, то сегодня Базовый центр может представить ее подтверждение.

Например, Межотраслевой центр развития квалификаций Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ) – носитель одной из лучших практик, представленных в базе данных, – в настоящее время занимается внедрением практики Донского учебно-методического центра «Методический аутсорсинг в системе среднего профессионального образования».

Валентина Федотова, директор Межотраслевого центра развития квалификаций УрФУ, рассказала, что они вместе со Свердловским областными промышленным союзом промышленников и предпринимателей работают как региональный методический центр Национальной системы квалификаций. Решение совместных задач бизнеса и образования требует поиска новых перспективных форматов, инструментов взаимодействия.

Взяв идею Донского учебно-методического центра, УрФУ модернизировал ее с учетом решения задач развития Национальной системы квалификаций в регионе, сделав при этом акцент на цифровизации.

«Нам показался интересным сам подход. Это своего рода инструмент «одного окна», когда любой представитель профессионального сообщества может получить консультацию, информационную и методическую поддержку в одной точке», - сказала Валентина Федотова.

Ответом на современные вызовы и шагом в развитии практики станет виртуальная профессиональная среда - экспертно-методическая платформа «ПРОФИ». С ее помощью участники сообщества получают доступ ко всем сервисам и тематическим блокам платформы. В то же время наличие виртуальной среды не исключает реального взаимодействия.

Второй пример успешной практики, представленный участникам семинара, реализуется в Санкт-Петербурге и с успехом тиражируется в других регионах. На базе Педагогического колледжа № 8 создан Центр сопровождения молодых педагогов «Прo-Движение». Центр является «точкой ресурсного притяжения для социальных партнеров», собирает на своей площадке молодых педагогов, наставников, руководителей и сотрудников вузов и колледжей, образовательные организации общего и дополнительного образования, издательства; библиотеки; музеи, общественно-профессиональные ассоциации, образовательные фонды и пр. И именно это обеспечивает условия для проектирования вариативных профессионально-образовательных треков непрерывного профессионального развития молодого педагога.

Анастасия Архипова, заместитель директора по инновационному развитию Санкт-Петербургского педагогического колледжа №8 рассказала, что в программу включены студенты и молодые педагоги - выпускники не только колледжей, но и вузов.

Программа имеет модульную структуру. Названия модулей «Мир профессии», «Эффективная карьера», «Общение вне границ», «Правовой навигатор», «Цейтнот (экстренная помощь молодому педагогу)», «Респект (психологическое сопровождение молодого педагога)» говорят сами за себя.

Программа сетевая. Молодые специалисты имеют возможность участвовать в сетевых событиях: программах дополнительного образования, образовательного туризма, тематических встречах, ворк-шопах, мастер-классах, стажировках, ярмарках инновационных идей, в работе имидж-лаборатории, координационного совета молодых педагогов, встречаться с исследователями и практиками, работать с наставником.

Опытом внедрения практики «Прo-Движение» поделилась Светлана Елькина, заместитель директора Центра профессионального образования Самарской области. «Нас подкупили стройная система деятельности по сопровождению, широкий охват аудитории молодых педагогов и возможность использовать эту практику продолжительное время», - сказала она и уточнила, что практика не копировалась полностью. Прежде всего, это связано с тем, что в Самарской области «Прo-Движение» охватывает молодых педагогов СПО, а они часто не имеют базовой педагогической подготовки, не понимают, как научить тому, что умеют сами. Чтобы первые неудачи не приводили к уходу из системы образования, важна система наставничества. Причем, не только более опытные коллеги помогают начинающим, но и наоборот. В условиях коронавируса без дистанционного обучения невозможно работать. «…Мы поняли, что у взрослых педагогов-наставников как раз не хватает компетенций, связанных с компьютерной грамотностью, тогда как молодые педагоги в этой части очень хорошо компенсировали их профессиональные дефициты», - заключила Светлана Елькина.

В завершении семинара Евгений Русанов, ведущий специалист Базового центра АНО НАРК, презентовал Всероссийский конкурс лучших практик и рассказал, почему в 2020 году в фокусе внимания номинация «Компетенции XXI века: цифровая перезагрузка». Он обозначил преимущества, которое даёт участие в Конкурсе: первое - эксперты Базового центра АНО НАРК помогут систематизировать опыт и описать его; второе - практики победителей и призеров будут размещены в Базе данных лучших практик с целью тиражирования, третье - победители и призеры получат возможность представить свою практику на федеральном или международном мероприятии; четвёртое - участники конкурса войдут в профессиональное сообщество Национального агентства в качестве экспертов, спикеров и тьюторов.

Спешите принять участие в конкурсе до 8 июня! Зарегистрироваться можно по ссылке https://bc-nark.ru/news/5960

С полной версией семинара можно ознакомиться по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=LgJP1cVKTFQ&feature=youtu.be

Национальное агентство развития квалификаций (www.nark.ru) является базовой организацией Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, оператором системы независимой оценки квалификаций, обеспечивает организационно-методическую поддержку отраслевых советов по профессиональным квалификациям, содействует развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации; формирует согласованную позицию организаций, представляющих бизнес сообщество, в их взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, ответственными за развитие образования; содействует становлению независимых, в том числе общественно – государственных институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта.
или оставить свой комментарий
avatar